Блоги
Автор: Полина Олехнович
|
Наши Монтессори-будни
|
Нет комментариев
Сегодня хочу рассказать о новом материале, который можно использовать в зоне космоса. Я назвала его химический конструктор.
Цели: выучить название и состав простых химических соединений, сформировать представление о молекулярном строении, развивать интерес к химии, любознательность. А если простым человеческим языком - каждый ребенок может почувствовать себя себя юным ученым, исследователем. Слышала, что нечто подобное можно приобрести в магазине, но я все сделала из подручных средств. Химическая лаборатория умещается в одном лотке.В баночке - цветные шарики из пластилина, палочки от спичек, деревянные дощечки, карточки. Презентацию я начала с короткой карточки пояснения Далее разложила карточки с названием химических элементов , каждому атому соответствует шарик определенного цвета. Далее выкладываем дощечку. Выбираем карточку с формулой и названием химического вещества. Смотрим из каких элементов оно состоит и выбираем шарики нужного цвета, в нужном количестве. |
Один из важных сенситивных периодов в развитии ребенка, это период порядка.
Пик интенсивности 2-2,5 года. Ребёнок нуждается в порядке, это его естественная потребность, которая приносит спокойствие. По Монтессори порядок вокруг ребёнка создает порядок и внутри ребёнка, который тот проживает и впитывает. Порядок во времени — это режим дня, при котором есть определённое время для принятия пищи, прогулок, игр вместе со взрослыми и сверстниками, а также, время свободной работы, когда малыш работает сам (это время построения самого себя). Порядок в пространстве — это значит, что у каждой вещи — своё место. Порядок во взаимоотношениях — это значит, что родители постоянны и последовательны в своих требованиях к ребёнку. Эти требования должны выполняться и самими взрослыми. Дети очень чувствительны к изменениям в порядке. Они воспринимают вещи не обособленно, а во взаимосвязи друг с другом, есть мнение, что лучше до 3-х лет не переезжать, не делать ремонт в квартире, так как это может нарушить представление ребёнка о порядке в мире. Конечно, и после 3-х лет мы нуждаемся в порядке и учимся порядку всю жизнь. Лично я пережила пик периода порядка только в возрасте после 27 лет вместе со своим новорожденным сыном. В этой статье я хотела бы поделиться мнением, опытом и советами, как можно дома приучить ребенка к порядку. Во-первых, необходимо правильно организовать среду в самой детской комнате или детском уголке. Все игрушки, личные вещи, материалы для творчества должны быть доступны ребенку. Во-вторых, не стоит сваливать все игрушки в один большой контейнер, лучше сортировать и разложить в отдельные контейнеры. Например, контейнеры для творчества, коллекция ракушек, Контейнер для трансформеров Для конструктора и т.д. Удобно складывать мелкие игрушки и небольшие коллекции в баночки с крышкой. Плюс прозрачной тары - ребенок сразу видит, где что лежит. Более крупные игрушки можно хранить в коробках и сундуках, ящиках |
Вести Монтессори-занятия в подготовительной группе чрезвычайно интересно. Дети могут освоить такой огромный диапазон тем, знаний, что приходиться все время придумывать новый материал. Я решила в буквальном смысле заняться космическим воспитанием.
Мой новый материал включает три созвездия: Большая Медведица, Малая Медведица, созвездие Цефея. Удивительно, огромное пространство космоса умещается в одном деревянном подносе: Для изготовления материала я взяла листы синей бархатной бумаги, люминесцентную желтую гуашь, цветную желтую бумагу. Материал состоит из трех частей: 3 листа бархатной бумаги с прорисованными созвездиями: Три листа с точками Три пустых листа: На последнем листе нужно выложить маленькими звездочками очертания созвездий. Звездочки должны соответствовать положению точек на второй группе листов Вот что получается в итоге: Карты с созвездия подписаны, так что дети могут прочитать названия. Единственно, что хочу доработать - сделать еще три отдельных карточки-подписи, чтобы ребята могли прикладывать к последней группе листов (чистые листы), после того, как выложат созвездие. Цели: прямая - изучить созвездия; косвенные - развитие зрительной ориентации, внимательности, мелкой моторики рук. |
Варианты «Монтессори-круга».
Мы начинаем и заканчиваем занятия в кругу. Сам по себе круг очень интересная форма, не имеющая ни начала, ни конца, ни верха, ни низа, ни углов, ни сторон. В кругу все равны, все на одном расстоянии от центра, все видят друг друга. Мне нравится включать красивую спокойную музыку, собирая детей в круг. «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», «Сицилийская вечерня», мелодия из сериала «Твин Пикс». Музыка – это сигнал. Дети заканчивают все свои занятия, убирают игрушки и встают на «линию». Линия - это и есть круг, отмеченный цветным скотчем на ковре. Я предлагаю детям выполнить дыхательную гимнастику: вдох-выдох, плавные взмахи руками, сохраняя тишину. В это время обычно все успокаиваются, настраиваются на работу. Выключаю музыку и прошу детей приложить руку к сердцу, послушать, как оно бьется. В старших группах можно попробовать найти пульс четырьмя пальцами. Когда дети в группе еще плохо друг друга знают (дети не сразу запоминают имена) или появляются новые дети хорошо подходит «Песенка радости», как мы ее называем. «Мы очень рады, что Маша в группе есть, мы очень рады, что Ваня в группе есть,… все мы очень рады, что все мы в группе есть». Ребенку очень приятно, когда поют о нем, что ему рады. Дети чувствуют себя коллективом. В младших группах мне нравится проводить в кругу ритмопластику. То есть песенки или стишки, сопровождать движениями. Это могут быть как русские народные, так и английские песенки. А также очень нравятся детям всевозможные пальчиковые игры. Опять – таки и на русском, и на английском. В старших группах в качестве разминки можно разучивать дни недели, месяца, части суток. Можно играть в различные математические игры. Например, считать через один, через два, через три и т.д., в обратную сторону, называть только четные или нечетные. Можно играть в игры на развитие речи. Например, нужно назвать противоположность «Мороз – жара», или придумать подходящее существительное для прилагательного: -Высокий…? -Дом. - Шершавая? -Доска. После разминки можно показать презентацию какого-нибудь материала. Повторяем правила работы: «Я не мешаю работать другим». «Хожу по группе тихо». «Когда материал занят, я жду». «С материалом работаю бережно и аккуратно». «Коврик – это рабочее место, я не наступаю на него, а обхожу». «Навожу порядок на рабочем месте». «Довожу начатую работу до конца» «Пробую работать с материалом, который не очень хорошо знаю». Затем я очень тихо называю имена детей, и тот, кого назвала, встает и берет материал, с которым хочет работать. Это элемент «уроков тишины», о которых я расскажу в другой раз. Занятие заканчиваем рефлексивным кругом. Снова включаю спокойную музыку. Дети убирают материал, заканчивают работу. Встают в круг. Ходят по линии, выполняя плавные движения. Я использую некоторые элементы йоги. Например, стоять на одной ноге с соединенными вверху руками – превращаемся в дерево, или сесть, вытянуть ноги и тянуться за носочки – закрываем чемодан, уезжаем в путешествие, можно просто полежать на спине – загораем, слушаем шум прибоя. В средней группе я прошу каждого рассказать о том, с каким материалом больше всего понравилось работать сегодня. В старших группах дети перечисляют все материалы, с какими работали. Они учатся слушать друг друга, учатся объяснять, рассказывать, запоминать. В конце говорю всем детям «спасибо». Это не просто «спасибо за работу», это благодарность за то, что в свою очередь учат и развивают меня, открывают свое сердце и мое, дарят внимание и удивление и просто за то, что они есть. |