Последние публикации
Нужно ли детям до трёх лет играть с крупами?
Анна Федосова , Монтессори-гид (AMI 0-3) Для того чтобы объяснить логику, я буквально два слова скажу о возрастной периодизации. Монтессори-образование опирается на идею о...
Свобода выбора
Юрий Филёв, Монтессори-гид (AMI 3-6) Через развитие движений мы помогаем ребенку развить его волю. Но внешним проявлением воли, помимо контроля движений, является ещё и способность к...
Блоги
Химический конструктор
Сегодня хочу рассказать о новом материале, который можно использовать в зоне космоса. Я назвала его химический конструктор.
Цели: выучить название и состав простых химических соединений,
сформировать представление о молекулярном строении,
развивать интерес к химии, любознательность.
А если простым человеческим языком - каждый ребенок может почувствовать себя
себя юным ученым, исследователем.
Слышала, что нечто подобное можно приобрести в магазине, но я все сделала из подручных средств.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Химическая лаборатория умещается в одном лотке.В баночке - цветные шарики из пластилина, палочки от спичек, деревянные дощечки, карточки.
Презентацию я начала с короткой карточки пояснения
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Далее разложила карточки с названием химических элементов
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
,
каждому атому соответствует шарик определенного цвета.

Далее выкладываем дощечку. Выбираем карточку с формулой и названием химического вещества. Смотрим из каких элементов оно состоит и выбираем шарики нужного цвета, в нужном количестве.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Как приучить ребенка к порядку
Один из важных сенситивных периодов в развитии ребенка, это период порядка.
Пик интенсивности 2-2,5 года. Ребёнок нуждается в порядке, это его естественная потребность, которая приносит спокойствие. По Монтессори порядок вокруг ребёнка создает порядок и внутри ребёнка, который тот проживает и впитывает.
Порядок во времени — это режим дня, при котором есть определённое время для принятия пищи, прогулок, игр вместе со взрослыми и сверстниками, а также, время свободной работы, когда малыш работает сам (это время построения самого себя).
Порядок в пространстве — это значит, что у каждой вещи — своё место.
Порядок во взаимоотношениях — это значит, что родители постоянны и последовательны в своих требованиях к ребёнку. Эти требования должны выполняться и самими взрослыми.
Дети очень чувствительны к изменениям в порядке. Они воспринимают вещи не обособленно, а во взаимосвязи друг с другом, есть мнение, что лучше до 3-х лет не переезжать, не делать ремонт в квартире, так как это может нарушить представление ребёнка о порядке в мире.
Конечно, и после 3-х лет мы нуждаемся в порядке и учимся порядку всю жизнь. Лично я пережила пик периода порядка только в возрасте после 27 лет вместе со своим новорожденным сыном.
В этой статье я хотела бы поделиться мнением, опытом и советами, как можно дома приучить ребенка к порядку.
Во-первых, необходимо правильно организовать среду в самой детской комнате или детском уголке. Все игрушки, личные вещи, материалы для творчества должны быть доступны ребенку.
Во-вторых, не стоит сваливать все игрушки в один большой контейнер, лучше сортировать и разложить в отдельные контейнеры.
Например, контейнеры для творчества,
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

коллекция ракушек,
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Контейнер для трансформеров
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Для конструктора и т.д.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Удобно складывать мелкие игрушки и небольшие коллекции в баночки с крышкой. Плюс прозрачной тары - ребенок сразу видит, где что лежит.
Более крупные игрушки можно хранить в коробках и сундуках, ящиках
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Материал "Созвездия" для космической зоны
Вести Монтессори-занятия в подготовительной группе чрезвычайно интересно. Дети могут освоить такой огромный диапазон тем, знаний, что приходиться все время придумывать новый материал. Я решила в буквальном смысле заняться космическим воспитанием.
Мой новый материал включает три созвездия: Большая Медведица, Малая Медведица, созвездие Цефея.
Удивительно, огромное пространство космоса умещается в одном деревянном подносе:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Для изготовления материала я взяла листы синей бархатной бумаги, люминесцентную желтую гуашь, цветную желтую бумагу.
Материал состоит из трех частей: 3 листа бархатной бумаги с прорисованными созвездиями:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Три листа с точками
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Три пустых листа:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На последнем листе нужно выложить маленькими звездочками очертания созвездий. Звездочки должны соответствовать положению точек на второй группе листов
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Вот что получается в итоге:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Карты с созвездия подписаны, так что дети могут прочитать названия. Единственно, что хочу доработать - сделать еще три отдельных карточки-подписи, чтобы ребята могли прикладывать к последней группе листов (чистые листы), после того, как выложат созвездие.
Цели: прямая - изучить созвездия; косвенные - развитие зрительной ориентации, внимательности, мелкой моторики рук.
Варианты "Монтессори-круга"
Варианты «Монтессори-круга».
Мы начинаем и заканчиваем занятия в кругу. Сам по себе круг очень интересная форма, не имеющая ни начала, ни конца, ни верха, ни низа, ни углов, ни сторон. В кругу все равны, все на одном расстоянии от центра, все видят друг друга.
Мне нравится включать красивую спокойную музыку, собирая детей в круг. «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», «Сицилийская вечерня», мелодия из сериала «Твин Пикс». Музыка – это сигнал. Дети заканчивают все свои занятия, убирают игрушки и встают на «линию». Линия - это и есть круг, отмеченный цветным скотчем на ковре.
Я предлагаю детям выполнить дыхательную гимнастику: вдох-выдох, плавные взмахи руками, сохраняя тишину. В это время обычно все успокаиваются, настраиваются на работу. Выключаю музыку и прошу детей приложить руку к сердцу, послушать, как оно бьется. В старших группах можно попробовать найти пульс четырьмя пальцами.
Когда дети в группе еще плохо друг друга знают (дети не сразу запоминают имена) или появляются новые дети хорошо подходит «Песенка радости», как мы ее называем.
«Мы очень рады, что Маша в группе есть, мы очень рады, что Ваня в группе есть,… все мы очень рады, что все мы в группе есть».
Ребенку очень приятно, когда поют о нем, что ему рады. Дети чувствуют себя коллективом.
В младших группах мне нравится проводить в кругу ритмопластику. То есть песенки или стишки, сопровождать движениями. Это могут быть как русские народные, так и английские песенки.
А также очень нравятся детям всевозможные пальчиковые игры. Опять – таки и на русском, и на английском.
В старших группах в качестве разминки можно разучивать дни недели, месяца, части суток. Можно играть в различные математические игры. Например, считать через один, через два, через три и т.д., в обратную сторону, называть только четные или нечетные. Можно играть в игры на развитие речи. Например, нужно назвать противоположность «Мороз – жара», или придумать подходящее существительное для прилагательного:
-Высокий…?
-Дом.
- Шершавая?
-Доска.
После разминки можно показать презентацию какого-нибудь материала.
Повторяем правила работы:
«Я не мешаю работать другим».
«Хожу по группе тихо».
«Когда материал занят, я жду».
«С материалом работаю бережно и аккуратно».
«Коврик – это рабочее место, я не наступаю на него, а обхожу».
«Навожу порядок на рабочем месте».
«Довожу начатую работу до конца»
«Пробую работать с материалом, который не очень хорошо знаю».
Затем я очень тихо называю имена детей, и тот, кого назвала, встает и берет материал, с которым хочет работать.
Это элемент «уроков тишины», о которых я расскажу в другой раз.
Занятие заканчиваем рефлексивным кругом. Снова включаю спокойную музыку. Дети убирают материал, заканчивают работу. Встают в круг. Ходят по линии, выполняя плавные движения. Я использую некоторые элементы йоги. Например, стоять на одной ноге с соединенными вверху руками – превращаемся в дерево, или сесть, вытянуть ноги и тянуться за носочки – закрываем чемодан, уезжаем в путешествие, можно просто полежать на спине – загораем, слушаем шум прибоя.
В средней группе я прошу каждого рассказать о том, с каким материалом больше всего понравилось работать сегодня. В старших группах дети перечисляют все материалы, с какими работали. Они учатся слушать друг друга, учатся объяснять, рассказывать, запоминать.
В конце говорю всем детям «спасибо». Это не просто «спасибо за работу», это благодарность за то, что в свою очередь учат и развивают меня, открывают свое сердце и мое, дарят внимание и удивление и просто за то, что они есть.