Свобода выбора

Просмотров: 320   |  

Юрий Филёв, Монтессори-гид (AMI 3-6)

Через развитие движений мы помогаем ребенку развить его волю. Но внешним проявлением воли, помимо контроля движений, является ещё и способность к свободе выбора. Одним из показателей развития воли является настойчивость ребёнка. Ребёнок не рождается с характером. Характер развивается по мере его взаимодействия со средой. Например, ребёнку хочется поработать с материалом «Стирка», но навыков для манипулирования предметами в этой, достаточно непростой презентации, ему ещё не хватает. Чтобы применить своё «хочу» в среде по назначению и материализовать его в «могу» нужно научиться ряду промежуточных навыков, добываемых в предварительных упражнениях, которые потом и объединятся в более сложной логической последовательности стирки. Сначала ему необходимо научиться обращаться с кувшином, переливать-наливать из него и в него воду, да и просто носить его, вовсе не простой навык. Без умения выжимать тряпку, стирка не возможна. Вешать салфетки-тряпочки на просушку, используя прищепки, это умение тоже приходит через предварительные упражнения зоны Практической Жизни. В каждой презентации, в постепенном режиме, добавляется только одна новая сложность. И чтобы выйти в ситуацию успеха в стирке, ребёнок должен предварительно и результативно поработать в целом ряде упражнений.

Вот в такой ситуации и начинает работать принцип свободного выбора, ребёнка «зовёт» интересный материал и он либо посредством волевого усилия начинает через ряд последовательных итераций приближаться к вожделенному материалу, либо безвольно отказывается от своих притязаний. Но зов материала силён, а правила действуют в Монтессори-среде для всех одинаково и рано или поздно ребёнок находит в себе силы для совершения волевого усилия и в награду, пройдя через испытания, работу и напряжение своих интеллектуальных и физических сил он получает доступ к желаемому.

Решение - это высшее проявление воли. На его принятие необходимо настроится, чтобы осознанный выбор воплотился в жизнь. И решение всегда возможно только при наличии альтернатив, то есть оно прямое следствие свободы выбора. Взрослым тоже не просто даются решения. Например, ещё пару десятков лет назад в магазинах было только два-три вида сыра. И мы осуществляли свой «сырный выбор» выбирая из «советского», «российского» или «костромского» в лучшем случае, ну а в худшем между «просто сыром» и «плавленым». Сейчас это сделать гораздо труднее, ведь выбору предшествует знание, а для того чтобы просто перепробовать все доступные сорта, необходимо наличие желания, времени и недюжинной гастрономической памяти. Поэтому мы пробуем новые вкусы постепенно, без излишнего проявления фанатизма, намеренно сужая себе возможный выбор, ограничиваясь уже знакомыми сортами.

Теперь представим себе ребёнка, перед которым распахнуты объятия нескольких сотен Монтессори-активностей. Свои возможности свободного выбора ребёнок тренирует очень постепенно. Для начала гид даже может, «потерявшегося» в перипетиях выбора, ребёнка немного ограничить, предложив ему поработать с конкретными материалами, уже знакомыми ему, позже просто сузив ему выбор до 3-5 элементов. Постепенно потребность в свободном выборе становится одним из ключевых свойств личности ребёнка. Каждый день, только в рамках специально подготовленной среды он получает возможности для принятия сотен своих собственных решений. Выбор возможен не только между самими активностями, но и внутри каждого упражнения. Влажная тряпка или сухая, заниматься на коврике или на столе, участвовать в групповой активности или воздержаться – это тоже примеры свободного выбора, а ведь они запускают совершенно разные варианты дальнейших действий.

Дома тоже можно предоставить массу возможностей для тренировки умения принимать независимые решения. Красные носки одеть утром или синие, сколько каши съесть за завтраком, пить чай или молоко, читать сказку или слушать песенку эти возможности маленьких выборов помогают ребёнку принять одно из самых главных решений в своей жизни – отвечать за последствия своего собственного выбора и, как следствие, за себя самого и за свою жизнь САМОСТОЯТЕЛЬНО.

 

Комментарии
На эту публикацию было отставленно 0 комментариев:

Нет комментариев. Ваш будет первым!