Нормализация в рамках эволюционной психологии

Рейтинг:
0
  |  
Просмотров: 2406   |  

 

Елена Баканова, психолог.

 

Елена Баканова, психологВажнейший принцип, лежащий в основе монтессори-педагогики, можно сформулировать очень просто. Если у вас есть интересное дело, и вам ничего не мешает, вы будете успешно и эффективно заниматься этим делом, и при этом не мешать другим. Все.

Теперь про детей.

С биологической точки зрения обучение детенышей у всех видов, которые вообще обучаются, а не просто следуют инстинктивным программам (а мы относимся именно к такому обучаемому виду), происходит в результате следующих процессов.

Первое - это созревание организма, то есть формирование соответствующих зон мозга и физиологических возможностей.

 Второе - наблюдение за поведением других и копирование его.

Третье - собственный опыт.

 

Чем младше ребенок, тем выше его инстинктивная потребность, то есть интерес к тому, чтобы все повторять за взрослым – ведь он учится! Когда ваш ползунок вытаскивает баночки с крупой и мукой и заливает все это водой – он делает это как вы. Когда ваш малыш надевает ваши туфли и разрисовывает себя вашей помадой, он подражает вам. Наивно полагая, что ему это пригодится.

Первые существенные противоречия между тем, что мы ожидаем от ребенка и тем, что ему действительно нужно возникают, когда ребенку от года до четырех лет.

Его активность чрезвычайно высока, ему нужно успеть, как можно больше – организм требует. Несколько тысяч лет назад именно в этом возрасте ребенок научался выживать. То есть, во-первых, добывать себе еду.  

Во-вторых, избегать чужаков – этот инстинкт начинает работать еще в 7-8 месяцев, именно тогда, когда ребенок начинает ползать и случайно может уползти к чужим. Но проявление этого инстинктивного страха создает современным мамам современные проблемы – трудности   входа в детский сад, нежелание остаться с новой няней и расстаться с горячо любимой мамочкой. Ну не было таких задач у детей многие тысячи лет.

И, в-третьих, общаться с себе подобными. В возрасте с трех лет он ищет себе коллектив – других детей – для отработки социальных навыков – дружбы, любви, семейной жизни, охоты, строительства жилища, нападения и защиты и для обучения.

Те самые несколько тысяч лет назад все необходимое у ребенка было под рукой.

Были взрослые, которые занимались своим делом – собирательством, приготовлением пищи, охотой – одновременно показывая, как это дело делать. Объектов для исследования – вдоволь. Неограниченная возможность двигаться. Не было необходимости готовиться к школе, посещать секции по фигурному катанию и сидеть смирно в очереди в поликлинику.

К жизни в естественном окружении ребенок биологически готов, хорошо приспособлен и легко обучаем. Проблема нашего времени состоит в том, что нам нужны не совсем те, а чаще всего и совсем не те навыки.

И все-таки кое-что из приобретенного за миллионы лет эволюции нам очень даже подходит. Например, способность ребенка обучиться разговорному языку без всяких усилий с нашей стороны. По последним данным уже порядка 250 тысяч лет мы говорим. А вот письменность совсем недавнее изобретение человечества. Всего 2-3 тысячи лет, поэтому приходится специально учиться.

В течение долгого существования человека на этой планете выживали те дети, которые хорошо повторяли за взрослыми – это основополагающий навык. Кроме того, ребенок с увлечением повторяет нечто, например, одевает ботинки, до тех пор, пока не научится. Потом интерес к этому действию теряется. Я думаю, в этом месте со мной согласится большинство мам. С биологической точки зрения тратить ресурсы – время, силы на уже изученное, не разумно. Нужно искать новый опыт.

А теперь обратимся к монтессори-группе. В таких группах дети помимо того, что они эффективно обучаются, еще и перестают быть агрессивными и тревожными, становятся более дружелюбными, лучше концентрируются. Монтессори назвала этот процесс «нормализация». Ниже я попытаюсь показать с точки зрения эволюционной психологии, учет каких именно факторов обуславливает высокую обучающую эффективность монтессори-группы и приводит к нормализации ребенка.

 

Ребенок учится, повторяя.

 

В группе есть педагог - взрослый, который именно показывает, как работать с материалом. И есть старшие дети, которые уже работают с ним, то есть демонстрируют способы поведения. При этом все материалы разработаны таким образом, чтобы именно ребенок мог с ними работать – то есть подходят по росту, по силам, по возможностям.

 

Ребенок старается повторять те действия, которые делают  старшие люди вокруг него.

 

Здесь мы делаем акцент на содержании деятельности – «что повторять». В группе ребенок с удовольствием учится стирать и гладить, мыть посуду, убирать материалы на место,  читать и считать,– так делают все вокруг, значит это полезно. В принципе можно ввести любое действие, которое с точки зрения физиологии доступно ребенку в этом возрасте. Например, играть на скрипке. Многих очень пугает идея предоставить ребенку возможность делать то, что он хочет. Часто родительский опыт показывает, что хочет он каких-то совершенно неприемлемых вещей – сунуть пальцы в розетку, оторвать у кошки усы или смотреть непрерывно мультики. Мозг должен работать и постоянно получать новую информацию извне. Когда он развивается, то есть в детстве, этой информации должно быть очень много. Поэтому все выше перечисленные действия и многие другие - это как раз и есть попытки удовлетворить эту потребность. Просто дома у ребенка слишком мало возможностей повторять, поэтому он и экспериментирует на свой страх и риск.

 

Ребенок интересуется мелкими предметами.

 

Монтессори даже выделила особый сенситивный период интереса к мелким предметам. И многие материалы основаны именно на этом принципе.

 

Ребенку постоянно нужны новые объекты для исследования.

 

В группах более 200 различных материалов. Причем разработаны они именно так, чтобы ребенок мог последовательно переходить от материала к материалу, совершенствуя полученные навыки, получая новый опыт и делая свои собственные открытия. Каждый материал несет в себе открытие.

 

Ребенок растет и, соответственно, у него появляются новые интересы и новые возможности.

 

Мы не всегда можем определить, что конкретно интересует ребенка, для какого рода деятельности в данный момент у него есть физиологические и психологические предпосылки. Сам же ребенок этого вам тоже не скажет, но он может выбрать именно тот материал, который нужен именно ему, именно сейчас.   Для этого и существует разновозрастная группа, и материалы, разработанные с учетом развивающихся возможностей и предыдущего опыта.

 

Отсутствие у детей до 6-7 лет развитой возможности к произвольным действиям.

 

Развитие произвольности, то есть возможности делать не то, что хочу я, а то, что хочет другой ( родитель или учитель), происходит постепенно. И только к школьному возрасту достигает такого уровня, когда ребенок может писать палочки так и столько, сколько скажет учитель и сидеть неподвижно за партой 40 минут. Собственно, это одна из основных причин, по которой занятия с детьми дошкольного возраста проводят в игровой форме, пытаясь привлечь их сказками, песнями, игрушками. Эти способы, к сожалению не очень эффективны. Так как, если ребенок и выучил считалку «раз, два три, четыре, пять, вышел зайчик погулять», то это совершенно не означает, что он научился считать до пяти или понимает, кто такие зайчики.

Любые же попытки заставить делать детей такого возраста что-то против их воли приводят к протесту со стороны детей с сильной нервной системой или к всплеску тревожности у детей со слабой .

В монтессори-группе дети занимаются тем и тогда, чем и когда им это интересно. И поэтому классические нормы – ребенок 2 лет может сосредоточенно заниматься 2 минуты, а  не 5 или 25 -  совершенно абсурдны. Потому что они ориентированны как раз на то, что ребенок занимается не тем, что ему интересно.

Тем, что важно для него, и двухлетка может заниматься и 30 и 40 минут, причем, совершенно не обращая внимания на любые раздражители

И, наконец, скорее учет не биологической особенности, а личностной потребности.

 

Возможность самостоятельного выбора вида деятельности, места и партнеров.

 

В наше время - это, пожалуй, действительно, уникальная возможность для ребенка, которому еще до рождения проигрывают Моцарта и читают Пушкина. Разобраться с тем, что нужно именно мне, а не маме с папой или государству, и как это получить приемлемым для окружающих способом одна из основных задач ребенка. А иначе происходит как в анекдоте:

 - Миша, домой!

 - Мамочка, я что замерз?

- Нет, ты проголодался!

 

Это очень важно понять, чего я хочу и не менее важно понять, что то, что я хочу, не всегда запретно или осуждаемо. Для многих из нас актуальны слова, что все приятное, либо аморально, либо вредно для здоровья. В значительной степени это связано с тем, что большую часть детства мы провели в атмосфере запрета на любую поисковую активность. Нельзя бегать по лужам, нельзя тянуть кошку за хвост, нельзя включать компьютер - и миллионы прочих нельзя в отношении исследования мира. Можно только сидеть спокойно в своем уголке и играть в ограниченное количество крайне бедных по своим экспериментальным возможностям объектов. Да и их, как правило, нельзя разбирать на части. Лего – счастливое исключение.

 

А после 10 лет тотальных запретов родители удивляются – мой сын ничем не интересуется.

-Мамочка, учительница в школе говорит, что я совсем не любознательный.

- Ну что ж, будем развивать любознательность.

- А что такое любознательность?

- Прекрати задавать дурацкие вопросы!

 

Монтессори-группа дает замечательную возможность исследования огромного количества специально разработанных объектов, в условиях минимального количества запретов. У ребенка сохраняется возможность ориентироваться на свои интересы, понимать себя. При этом поддерживается и развивается именно присущая ребенку возможность получения удовольствия от познания, а не от похвалы наблюдателя.

Часто, впрочем, именно эта возможность пугает традиционных педагогов. Если ему не нужны ничьи оценки, то, как им управлять?

 Учитывая темпы развития технологий и изменения структуры занятости, в настоящее время практически невозможно угадать, какие навыки понадобятся человеку через 20 лет. Немногие из родителей современных веб-дизайнеров предполагали, чем будут зарабатывать на хлеб их дети. Многие до сих пор не вполне понимают. Пожалуй единственное, что не вызывает сомнений – это востребованность навыка быстро переучиваться. А также способность понять, чего я хочу, потому что именно там я буду наиболее эффективен.

Таким образом, в монтессори-группе максимально учитываются возрастные особенности ребенка и обучение происходит именно благодаря им, а не вопреки.

Комментарии
На эту публикацию было отставленно 0 комментариев:

Нет комментариев. Ваш будет первым!