Международные обучающие курсы

Просмотров: 2200   |  

Те, кого увлекали идеи Монтессори, неизбежно загорались энтузиазмом и хотели сделать их еще более известными. Между тем Монтессори с самого начала стало ясно, что голый энтузиазм не дает права на «апостольское» служение методу. Правильного понимания метода Монтессори можно добиться только после глубокого изучения различных принципов, лежащих в его основе, которые сначала изучаются отдельно, затем во взаимодействии друг с другом, и наконец, они предстают как единое целое.

Принимая все это во внимание, Монтессори выработала систему распространения своих идей и обучения учителей своему методу. Таким образом появились всемирно известные «международные обучающие курсы». На протяжении всей ее жизни курсы занимали столь важное место в ее деятельности, что о них стоит рассказать.

Каждый курс обычно продолжался около шести месяцев и состоял из трех основных частей. Начинался курс для учителей с лекций доктора Монтессори, тематика которых была очень разнообразной. В лекциях освещались, с одной стороны, физиологические принципы, положенные в основу ее метода (сформулированные на основе ее собственных неповторимых наблюдений над детьми), а с другой — объяснялись особенности и назначение Различных дидактических материалов. В лекциях также рассматривались практические вопросы, связанные с управлением Монтессори-школой. В более поздние годы Монтессори включала в свой курс обучения лекции, посвященные философским и социологическим проблемам. Они касались более широкого использования ее принципов в сфере семьи и в обществе — в частности, «глобальной миссии человека на земле» и «образования как оружия мира».

Вторая часть курса была направлена на более детальное, чем это позволяли рамки лекций, изучение дидактических материалов. Большая часть этой работы проводилась ассистентами Монтессори, которые на протяжении всего курса следили за тем, как обучающиеся работали с материалами на практике.

Третью часть курса составляли посещения официально признанной Монтессори-школы. Таким образом, каждый обучающийся должен был провести минимум пятьдесят часов, наблюдая практическое использование ее метода. Доктор Монтессори строго настаивала на этом третьем этапе обучения и часто говорила: «На самом деле не я пропагандирую свой метод. Да, я читаю лекции и пишу книги, но в итоге поверить в него людей заставляют не кто иной, как дети. Они являются окончательным и неопровержимым аргументом в его защиту».

По окончании шестимесячных курсов тем обучающимся, которые подготовили выпускную работу по дидактическим материалам, а также сдали письменный и устный экзамены, выдавали диплом, подписанный лично Монтессори. Этот диплом давал право его обладателю открывать школу и называть ее Монтессори-школой. И если выпускница курса работала с учениками по методу Монтессори и доказала свою состоятельность как наставница, то через два года ее диплом подтверждался (что заверялось подписью).

В этих дипломах был пункт, в котором прямо говорилось, что хотя его обладателю и предоставляется право на открытие Монтессори-школы, но он не дает ей (или ему) права на обучение этому методу будущих учителей. Многие называли это недальновидной политикой, которая неоправданно тормозит распространение ее идей, но у Монтессори были веские причины для включения в диплом этого пункта.

В Лондоне было проведено больше международных обучающих курсов, чем где бы то ни было. С 1919 по 1938 годы Монтессори проводила свой курс раз в два года. Кроме того, курсы проводились в Риме, Милане, Париже, Берлине, Амстердаме, Ницце, Сан-Франциско, Инсбруке, Барселоне, а также в более отдаленных местах: на Цейлоне, в Мадрасе, Карачи, Ахмедабаде и Кодайканале — в Индии.

Эти обучающие курсы называют международными совершенно справедливо, поскольку зачастую в них участвовали представители тридцати—сорока различных национальностей. Таким образом, доктор Монтессори должна была лично обучить своей методике примерно четыре-пять тысяч учителей со всех частей земного шара. Это уже само по себе огромное достижение. Но следует не забывать и о том, что в то же время она продолжала заниматься многочисленными и разнообразными исследованиями.

Эдвин Мортимер Стендинг, Жизнь и творчество Марии Монтессори

Комментарии
На эту публикацию было отставленно 0 комментариев:

Нет комментариев. Ваш будет первым!