Педагогика М. Монтессори в Китае

Рейтинг:
0
  |  
Просмотров: 2323   |  

Константин СумнительныйКонстантин Сумнительный,

                            Директор центра М.Монтессори, доктор пед.наук


В конце февраля 2011 года, проводя ознакомительный семинар по педагогике М. Монтессори в г. Забайкальске, я попал в официальную делегацию Агинско-Бурятского Автономного округа, которая должна продлить договор о сотрудничестве между этим округом и Хейларским районом Китая. Мои Агинские коллеги перед поездкой попросили принимающую сторону включить в программу посещения нашей делегацией образовательных учреждений детский сад Монтессори.  Мой интерес возник не только в связи с тем, что Китай постепенно становиться крупнейшим производителем дидактического Монтессори материала, но и письмом президента AMI господина А.Роберфройда, которое он разослал менее года назад. В нем он с восхищением рассказывал о том, на каком высоком уровне в Китае восприняты идеи Монтессори, практически ставя Китай в пример другим странам, которые относительно недавно начали культивировать педагогику М. Монтессори.

 

Педагогика М. Монтессори в КитаеВ ходе визита наша делегация посетила два детских сада. В одном из них нам показали группу, в которой были представлены Монтессори-материалы. Я заметил, что идут споры об их качестве, на что принимавший нас заместитель начальника управления образования господин Бо ответил, что он считает, что важна идея, а не материал. Остается только надеяться, что не все в Китае разделяют это ошибочное мнение, так как не идея, а деятельность строит психику ребенка, а деятельность в Монтессори - методе сосредоточена вокруг дидактического материала. Именно этот дидактический материал, как считала сама Мария Монтессори, является её крупнейшим вкладом в науку. 

 

В Китае педагогику Монтессори начали культивировать с 2000 года, но уже сегодня в Пекине открыт специальный курс по подготовке Монтессори учителей (3-6), работает несколько заводов по производству дидактического материала. Несмотря на то, что часть материалов, которые мне пришлось видеть в Китае, не соответствует требуемому качеству, их цена делает материалы конкурентоспособными на мировом рынке. Если вспомнить, как быстро китайцы учатся, то вполне вероятно, что, расширяя свое присутствие на рынке, они будут делать все более качественный материал. Сегодня их производители сталкиваются примерно с такими же проблемами, что и российские в начале развития этого производства.

 

Сегодня в Хейларском районе более 15 детских садов, в которых открыты группы Монтессори. Это пока еще дорогое удовольствие могут себе позволить только государственные детские сады, которых в Китае подавляющее большинство. В целом система дошкольного образования Китая охватывает около 60 процентов детей, но взят курс на увеличение этого охвата. Достичь его пока труднее в сельской местности. Её население сегодня готово и даже стремиться отдавать детей в дошкольные учреждения, но в зимний период иногда крайне трудно ежедневно доставлять детей в дошкольное учреждение, которое, как правило, находится в центральной административной части села. Тем не менее, взятый курс на развитие дошкольного образования получает серьезную законодательную и материальную поддержку со сторон государства. Так, с одной стороны, ведется строительство государственных садов, с другой -  принято решение о софинансировании частных дошкольных учреждений со стороны государства. На программу такой поддержки выделены серьезные деньги.

 

 Вместе с тем, отношение к педагогике М. Монтессори в Китае следует признать довольно вольным. Так, в детском саду, который мне удалось посетить, было несколько групп. Часть групп была одновозрастной, не все группы были укомплектованы необходимым материалом. Сами китайские педагоги признали, что только одна группа из пяти в их детском саду имеет более или менее полный комплект материала. В глаза бросилась некоторая небрежность в зоне практической жизни и отсутствие материала по развитию речи. Конечно, китайский язык сильно отличается от европейских, но в среде не было и карточного материала по развитию речи. При этом старшие дети осваивают не только чтение китайских, но в некоторых садах и монгольских текстов.

То, что происходит в Китае, вряд ли можно назвать китайской педагогикой Монтессори. Китайцы, как и представители многих других стран, по разным причинам не всегда могут выдержать требования к организации и нормальной работе групп Монтессори, которые задаются AMI. К сожалению, это приводит к разочарованию в педагогике и достраиванию её всякой малоубедительной отсебятиной. А ведь Монтессори предупреждала нас, что добавление в её комплект материалов, не имеющих четкой дидактической задачи, снижает ценность её среды и её системы в целом.

Педагогика М. Монтессори в Китае

Комментарии
На эту публикацию было отставленно 0 комментариев:

Нет комментариев. Ваш будет первым!