Психотерапевтические аспекты организации монтессори-группы

Рейтинг:
0
  |  
Просмотров: 5184   |  

Елена Баканова, психолог.Елена Баканова, психолог.

 

Хорошо известно, что педагогика Марии Монтессори начиналась с работы с детьми, которые имели отклонения в развитии. Сейчас ее успешно используют и для нормальных детей, и для тех, кто имеет какие-либо особенности. Для профессионалов очевидны психотерапевтические результаты пребывания в группах тревожных и агрессивных детей.

 

Давайте остановимся на этом подробнее.

 

Значительная часть агрессивных проявлений человека есть результат инстинктивной реакции организма на реально существующую или предполагаемую угрозу. При этом все ресурсы его направляются на обеспечение двигательной активности – для нападения или бегства.

 

Другая проблема: происходит торможение любой деятельности – затаивание. И в том и в другом случае возможности для исследования или обучения минимальны. Поэтому так важно обеспечить ребенку ощущение максимальной безопасности. Рассмотрим более детально, какие же особенности монтессори-группы способствуют уменьшению тревоги ребенка и уменьшению проявлений у него агрессивности.

 

Создание и поддержание порядка.

 

Известно, что чем выше личностная тревожность, тем более человек стремится к наведению и поддержанию постоянного порядка в окружающем его пространстве. Каждый из нас, безусловно, попадал в ситуацию, когда необходимых вещей не оказывалась на месте и это вызывает чувство досады, раздражения и тревоги.

 

Поэтому поддержание установленного порядка в расположении материалов - это один из наиважнейших факторов снижения тревоги и агрессивности в группе.

 

 Отсутствие конкуренции и сравнения.

 

И то и другое есть мощнейшие стрессогенные факторы, особенно в возрасте до 5-7 лет. В это время появляется острое желание быть первым – добежать до двери, нажать кнопку лифта, позвонить и т.д. Но перенести поражение – проиграть папе в шахматы или оказаться не самым быстрым – эти переживания оказываются настолько бурными, что зачастую дети предпочитают вообще не участвовать в деятельности, где они могут потерпеть поражение, нежели рискнуть и оказаться не первым.

 

В возрасте до 7 лет у детей пока еще не сформированы собственные возможности сравнить себя с другими за исключением совершенно очевидных - он добежал первым. Кроме того, довольно долго для ребенка – «победитель - один», второе или третье место – это поражение. Поэтому они очень чувствительны к оценке взрослого и если родитель или педагог говорит кому-то: «какой у тебя красивый рисунок», можно не сомневаться, что все рядом стоящие дети тут же потребуют, чтобы и их работу оценили и естественно, как наилучшую.

 

Значительные сложности в этом плане возникают при работе с родителями. Сравнение себя с другими в человеческом обществе имеет очень важную биологическую и социальную роль, поэтому мы занимаемся этим постоянно, даже те, кто заявляет, что ему это совершенно безразлично. Однако, в отношении детей это работает очень плохо, плохо для детей. Одна из популярных «воспитательных родительских технологий» - сообщить своему ребенку, что вот Петя уже читает, а ты… В надежде, пробудить желание быть лучше Пети. Что, однако, приводит к возбуждению тихой, а иногда и не очень ненависти к ни в чем не повинному Пете.

 

Поэтому отсутствие сравнения детей и работа в этом направлении с родителями есть важнейшая составляющая Монтессори-педагогики.

 

 

 

Отсутствие навязывания совместной деятельности и партнерства.

 

В представлении многих взрослых дети должны играть вместе. На то они и дети. И если одни дети не хотят играть с каким-то ребенком, или наоборот ребенок отказывается вливаться в коллектив, то это расценивается как каприз и непослушание.

 

Однако для ребенка взаимодействие с человеком, который не нравится по каким-либо причинам, вещь гораздо более неприемлемая, чем для взрослого. У нас есть осознаваемые мотивы для совместной деятельности – например, работа или единое место проживания. Для ребенка единственный мотив – это удовольствие, получаемое от контакта.

 

Поэтому, как только мы пытаемся организовать совместную деятельность детей, объединяя их по принципу «на первый-второй рассчитайсь», мы тут же создаем дополнительное напряжение и повод для конфликтов. И с этой точки зрения чрезвычайно важным является наличие возможности для ребенка выбрать партнера самому или остаться в одиночестве.

 

 

 

Выбор места для деятельности.

 

 Все мы в той или иной степени чувствительны к нашему положению в пространстве относительно других людей, входов и выходов, стен, окон и даже сторон света. Есть люди, для которых это обстоятельство настолько важно, что они испытывают огромный дискомфорт, когда например, сидят спиной ко входу, или чувствуют за собой открытое пространство. Поэтому свобода выбрать место для работы – еще один важный фактор снижения тревоги.

 

 

 

Нет временных ограничений.

 

Это чрезвычайно важный принцип, который зачастую не учитывается в группах «с элементами Монтессори» и в детских садах, где педагоги вынуждены разрывать занятие для гимнастики, музыки или других мероприятий по расписанию.

 

График зависимости естественной погруженности ребенка в работу предложенный Монтессори и наблюдаемый в Монтессори-группах во всем мире, предполагает три  часа работы со спадами и подъемами концентрации внимания и сменой материалов. Любая деятельность требует начала, погружения в нее, получения удовлетворяющего результата, и завершения. Все эти стадии глубоко индивидуальны, зависят от типа нервной системы, состояния организма, настроения, наличия партнеров и массы других факторов. Если времени недостаточно, не происходит поляризации внимания и ребенок не получает внутреннего результата, не получает удовольствия от деятельности и соответственно у него не возникает и желания реально заниматься с материалом. А под давлением педагогов это часто приводит к простому манипулированию с предметами или к играм с материалами, для которых не так важны временные границы.

 

 

 

Нет необходимости предъявить результат.

 

Чем младше ребенок, тем труднее ему понять, какой именно результат нужен взрослому, тем менее реальный результат его работы можно увидеть и тем менее какие-либо материальные подтверждения его деятельности, столь ценимые взрослыми, являются «результатами» в глубинном смысле этого слова.

 

Начиная с рождения, а, скорее всего и раньше, вся жизнь ребенка – это исследовательская деятельность. Сначала - исследование себя. Сначала ребенок учится  фокусировать взгляд,  хватать игрушки,  переворачиваться,  ползать, ходить, и множеству других умений, получая при этом удовольствие от  новой информации или овладения новыми навыками.

 

Мы учимся во младенчестве не потому, что кто-то за это похвалит, или это нам пригодится в будущем, а потому, что у нас есть для этого возможности и это доставляет удовольствие. Для ребенка реальным результатом работы с материалом «стирка белья» будут не чистые салфетки, а навык – наливать и выливать воду, выжимать и стирать, видеть, где мокро и как это можно вытереть, а так же способность ставить задачу, видеть цель и доводить намеченное до конца. Но этот результат, очевидный для монтессори-педагога, как раз очень трудно предъявить родителям.

 

 

 

Нет оценок.

 

В том числе похвалы и порицания, как средств мотивации ребенка. Важность этого принципа неоднократно подчеркивала сама Монтессори. Ребенок получает удовольствие от познания окружающего мира, от освоения новых возможностей, от открытий, которые он совершает каждый день. К сожалению, у большинства во взрослом возрасте этот механизм затухает, поэтому нам так трудно себе представить, что можно что-то делать без поощрения (например, зарплаты) или наказания, но мы можем видеть его действие у ученых, исследователей и вообще людей творческих.

 

 Для них, как и для детей, сам процесс гораздо более важен, нежели его оценка кем-то со стороны. Оценивая же деятельность ребенка, а особенно продукт этой деятельности, мы ставим ребенка в тупик.

 

Например, рисование. Для ребенка, недавно взявшего в руки карандаш, наиболее важным является сам факт оставления следа - бумага была белая – а теперь там появились линии. Это как если бы вам в руки попала волшебная палочка, и вы начинаете создавать что-то, испытывая восторг от своих возможностей. И вам не до деталей, техники и вообще смысла создаваемого вами. И тут приходит некто и начинает говорить, что у созданной вами машины, не открываются двери или отсутствует мотор, что она кривовата и вообще ему бы хотелось, что лучше бы вы создали виллу на взморье, и что уже пора заканчивать, мыть руки и идти спать. Боюсь что этого «некто», учитывая наличие у вас волшебной палочки, ожидала бы печальная участь. Если же ему пришло бы в голову похвалить созданное вами экспериментальное произведение, то, вероятнее всего,  вы бы так и остановились на достигнутом, опасаясь экспериментировать, чтобы не лишиться поддержки.

 

Через некоторое время вы бы и сами остыли и стали бы более внимательно относиться к вашим творениям, к их соразмерности, функциональности и вообще необходимости. Но сами. Пройдя через эйфорию, опыт, неудовлетворенность, разочарование, понимание возможностей и своих и волшебной палочки, уверенность в них, и, возможно, достигнув мастерства.

 

         Собственная территория.

 

В монтессори-группе ее обеспечивают коврики и столики. Этот фактор, который, как правило, рассматривается с точки зрения удобной организации деятельности детей, имеет глубинный смысл, связанный с нашим, так называемым, территориальным поведением.

 

Раскатанный ребенком коврик или занятый столик сразу становятся «его территорией», что накладывает отпечаток на поведение и «хозяина» и «гостей». Хозяин – охраняет территорию, имеет право пустить или не пустить другого к себе, а гость соответственно испрашивает разрешения на вторжение на чужую территорию. Это инстинктивные механизмы, учитывая которые, формально вводя и поддерживая правило «не нарушения чужих границ», мы обеспечиваем ребенку чувство максимальной защищенности, когда он находится на своей территории, и обучаем его не вторгаться на чужую, границы которой ясно очерчены.

 

Хорошей иллюстрацией к этому может послужить известный нам по вестернам Дикий запад, который перестал быть диким вскоре после того, как была изобретена проволока, которой стало можно огородить свои владения и ясно обозначить границу.

 

 

 

Правило первенства.

 

 Работает с материалом тот, кто первым его взял. Механизм такой же, как и с территорией. Распоряжается добычей – охотник. Он может поделиться – согласиться на участие кого бы то ни было в своей деятельности, а может и отказать.

 

Для детей это простое и ясное, основанное на инстинктивном поведении правило, принимается легко и просто.

 

 

 

Разновозрастная группа.

 

– Первое, что делает человек, попадая в новый коллектив – это разбирается в том, «кто кому начальник», а иначе в иерархии доминирования.  И определяет свое место в этой иерархии, стараясь занять максимально высокое. В современном мире это называется карьерный рост. Как учат нас этологи – именно наличие иерархии доминирования позволяет избежать такой ситуации, когда все борются со всеми.   Т.е. простые продавцы, начальники отделов и топ менеджеры конкурируют на своих уровнях. То же самое относится и к детям. В группе, где все примерно равны по своим возможностям, конкуренция выше, и стычки гораздо более вероятны, нежели там, где разница очевидна. Кстати это касается и детей в одной семье – чем меньше разница в возрасте, тем больше конфликтов.

 

Поэтому в разновозрастной группе, где дети отличаются по  силе, росту, развитию, по навыкам, по опыту работы с материалом и по интересам, вероятность конфликтов значительно меньше. Ясное понимание своих возможностей по отношению к другим снижает внутреннюю потребность выяснить, кто круче.

 

Доступность всего материала.

 

Ребенку не нужно спрашивать или предпринимать дополнительных усилий, чтобы его достать. Для детей этого возраста – это чрезвычайно важно, потому что не вынуждает его ни просить, ни спрашивать разрешения, что само по себе снижает тревожность и не провоцирует отказа от деятельности.

 

Кроме того, это серьезным образом экономит силы и время педагога. Как это ни парадоксально, но подобный принцип используется и очень эффективно работает и в магазинах самообслуживания – где все товары лежат на полках, видны и доступны и хочется всего и сразу.

 

Материалы, выполняющие терапевтические функции.

 

Многие материалы в группе, помимо своих основных задач, несут в себе еще и успокаивающую, расслабляющую функцию. Это, например, мытье рук и посуды, пересыпание и переливание. Дети сами это прекрасно знают и если ребенок долго или часто обращается к подобного рода занятиям, то высока вероятность того, что таким образом он снимает внутреннее напряжение.

 

 

 

Работа всех этих факторов приводит к тому, что в группе создаются условия, способствующие максимальному естественному снижению тревожности детей и провоцируемой ей агрессивности. Так, что по сути своей они являются психотерапевтическими.

 

 

 

Таким образом, в группе ребенок может заниматься, тем, что ему интересно, что соответствует возрасту, используются, а не подавляются его инстинктивные потребности в исследовании окружающего мира, повторении за более компетентными взрослыми и детьми, создается обстановка способствующая снижению тревожности и агрессивности, делается упор на осознавание его собственных потребностей и возможностей.

 

И все это позволяет ребенку достаточно комфортно чувствовать себя даже в условиях современного мегаполиса, и наиболее полно и эффективно реализовывать свой потенциал.

 

 

Комментарии
На эту публикацию было отставленно 0 комментариев:

Нет комментариев. Ваш будет первым!