Опыт Мюнхенского детского центра

Просмотров: 2508   |  

Педагогические принципы Монтессори, так же как и ее знаменитые материалы, создавались для работы с детьми, имеющими особенности развития. Однако  в дальнейшем Монтессори работала со здоровыми детьми. «Возвращение» ее педагогики в сферу психолого-педагогической коррекции, терапии произошло в конце 60-х годов в Германии и связано с именем профессора Теодора Хелльбрюгге (Hellbrugge). В Мюнхенском детском центре под его руководством в 1967 г. произошла трансформация метода, при сохранении основных принципов Монтессори, во «врачебную педагогику». В книге «Педиатрия, прожитая и приведенная в движение», Теодор Хелльбрюгге описывает историю возникновения первого в мире интегрированного Монтессори-детского сада и Монтессори-школы (Hellbrugge, 1994). Ниже приводится фрагмент из этой книги в переводе российского Монтессори-терапевта Н. Андрущенко.

 

 

«Педиатрия, прожитая и приведенная в движение».

Фрагмент автобиографической книги Т.Хелльбрюгге. История возникновения первого интегрированного Монтессори-детского сада и Монтессори-школы. Опыт Мюнхенского детского центра.

 

 … Наша социально-педиатрическая компетенция, особенно – исследования депривационного синдрома, привели к тому, что господин Пехштайн и я были назначены в Немецкий педагогический Совет, а именно – в комитет по дошкольному образованию.

 

В это время мы переживали последствия распространившейся педагогической идеологии, которая опорочила систему деревенских школ и в качестве идеальной представляла школьную систему, ориентированную на лекционное преподавание дисциплин по типу гимназии. Деревенские, связанные с местом проживания школы, были упразднены и заменены «школами мамонтов», в которых обучалось до несколько тысяч детей. Наши протесты и, в конце концов, особенности детского социального развития, были полностью проигнорированы. Маленькие дети должны были отправляться на больших автобусах в большие школы, чтобы там полностью потерять, в условиях поставленного на поток образования, персональный подход к учителю. Образовательная реформа окончилась полным фиаско.

 

В этом же направлении проходило преобразование вспомогательных школ, которые стали высокоспециализированными и ориентированными на врачебный или же педагогический диагноз. Ребенок, получивший однажды диагностический штемпель, обязан был проводить школьное время только с соответствующими ему, такими же менее сильными детьми. Несмотря на то, что международные исследования показали, что слепой ребенок становится действительно слепым только в школе для слепых, а глухой – глухим и задержанным в развитии речи.

 

Особенно яркий пример специализации я получил в Вене, при посещении в составе комиссии дошкольного образования «Швейцарской благотворительной школы». Рядом там были расположены детские сады для детей с нарушением слуха, зрения, для детей с нарушениями умственного развития, телесного развития и для здоровых детей. После того, как я с удивлением установил, что в детском саду для детей с нарушениями зрения дети вовсе не слепы, я получил высказывание: «Но они косят!» Назад в Мюнхен я ехал с опасением, что если мы изолируем косящих детей уже в детском саду, то, вероятно, через 20 лет мы должны будем создавать на железной дороге отделения для носящих очки.

 

Совершенно противоположное впечатление произвело на меня первое посещение в составе той же комиссии Монтессори-детского сада во Франкфурте. В то время как по всей Европе детский сад можно узнать издалека по доносящемуся шуму, здесь царили тишина и глубокая концентрация в работе детей, каждый из которых занимался своим материалом и без наставления педагога. Я увидел среди них двоих детей с Даун-синдромом. На мой вопрос педагогу, не мешают ли они работе группы, она ответила: «Вы же видите, что они не мешают». То, что эти дети должны иметь нарушения умственного развития, было ей неизвестно.              

 

 

Врачебная Монтессори-педагогика

 

Я открыл для себя педагогическую систему, которая делает возможным совместное воспитание здоровых детей и детей с нарушениями развития. Это даёт детям шанс социального развития, то есть улучшает развитие самостоятельности и способности к коммуникации, так как здоровые дети помогают больным и дети с разными нарушениями в развитии тоже могут помочь друг другу. Так у меня возникло желание внедрить эту концепцию в Мюнхенском детском центре с тем, чтобы дети с нарушениями развития могли бы быть приняты детской группой.

 

Благодаря случаю, я познакомился с госпожой Маргарет Аурин, прямой ученицей Марии Монтессори, работавшей в Монтессори-детском саду в Гармиш-Партенкирхен. Несмотря на свои 70 лет, она была готова взять на себя нагрузку по организации в Мюнхенском детском центре на Гюлль-штрассе Монтессори-детского сада, первого в мире, в котором совместно стали бы воспитываться дети с ограниченными возможностями и здоровые.  

 

Вскоре я узнал, что Монтессори-педагогика представляет собой врачебную педагогику. Она была построена на фундаменте физиологических исследований органов чувств, проводимых Клодом Бернаром, на трудах известного психиатра Эдуарда Сегена и экспериментальных работах Жана Марка Гаспара Итара по воспитанию «Дикого из Аверона».

 

Врачебные основы Монтессори-педагогики открыли для нее новое поле международной деятельности. Разработанный ею сенсорный дидактический материал и упражнения практической жизни зарекомендовал себя идеальным для обучающей терапии у детей с различными нарушениями развития, проводимой как в индивидуальной форме, так и в малых группах. Так возникла идея развития лечебной Монтессори-педагогики в для целей интеграции детей с ограничениями в развитии в семье, детском саду и школе. Эта задача была решена настолько успешно, что возникла новая специальность – Монтессори-терапевт.

 

Необходимым было только адаптировать материал под особенности нарушений ребенка и последовательно проводить принцип Сегена о постепенном увеличении сложности заданий.


 

На фото: - Мюнхенский детский центр

Мюнхенский детский центр

 

- Теодор Хелльбрюгге (крайний слева) во время приема Марио Монтессори и госпожи Адды на первом Международном курсе лечебной Монтессори-педагогики в Мюнхене.

 

 Теодор Хелльбрюгге (крайний слева) во время приема Марио Монтессори и госпожи Адды на первом Международном курсе лечебной Монтессори-педагогики в Мюнхене

Комментарии
На эту публикацию было отставленно 0 комментариев:

Нет комментариев. Ваш будет первым!