Маргарет Аурин

Рейтинг:
0
  |  
Просмотров: 3476   |  

Главное – ребенок!

Манфред Бергер

 

 

Маргарет АуринМаргарет Аурин (1897 - 1989) – пионер интегративного воспитания дошкольников. Ее имя хорошо известно монтессори-терапевтам мира. Она внесла огромный вклад в развитие концепция совместного воспитания здоровых детей и детей с ограниченными возможностями. Статью о ней мы предлагаем вашему вниманию в переводе Наталии Андрущенко.

Маргарет Хедвиг родилась в Брухзале (Баден, Германия) 4 октября 1897 г. в семье фабриканта Карла Шульца, занимавшегося производством хлебобулочных изделия и яиц и его жены Ядвиги, урожденной Войгт.

Детские годы она провела в родном городе, в последующем жила в Нордхаузене (Тюрингия, в то время – провинция Саксонии). Девочка росла любознательной, много читала, писала стихи, была очень способной в занятиях прикладным творчеством.

С 1907 г. по 1913 г. Посещала в Нордхаузене «Королевскую школу Луизы» для девочек из привилегированных семей. В последующем она прослушала в г. Эйслебен семинар по методике Фрёбеля для воспитательниц детских садов.

Маргарет работала до 1917 г. в качестве частного педагога и учителя в Бад-Годесберг. Затем – помощником учителя в Нордхаузене.

В 1922 г. Маргарета Шульц вышла замуж за мебельного фабриканта Вернера Аурина, в 1923 г. у них родился сын Курт. С рождением ребенка в молодой женщине проснулось желание поиска новых педагогических методов и материалов. Она обратила внимание на метод Марии Монтессори. После десяти лет совместной жизни супруги стали жить врозь, а в 1933 г. последовало официальное расторжение брака.

С февраля по июнь 1933 г. Маргарет Аурин посещала Международные Монтессори-курсы в Барселоне. Общение и начавшаяся дружба с «дотторессой» Марией Монтессори изменили ее жизнь.

После непродолжительного периода работы во Франкфурте на Майне, начинающий Монтессори-педагог вернулась в Нордхаузен, где при поддержке церкви и жителей города, она организовала Монтессори-детский сад.

Благодаря своей педагогической деятельности, Маргарет Аурин снискала глубокое уважение и авторитет у родителей воспитанников, при этом к ней обращались за советом не только по вопросам воспитания, но и в разных сложных жизненных ситуациях.

Новую власть не приняла этого педагогического направления. Оно было объявлено «не-немецким» и противоречащим воспитательным целям, декларированным национал-социалистической идеологией. Эти разъяснения появились в газете «Западно-немецкий Наблюдатель» от 23 января 1936 г. Они гласили о доказанности того, что

«1. Монтессори-педагогика включает марксистские и иудаистские элементы, поэтому может быть использована для пропаганды этих идей.

2. Подвергают с помощью продуманного Монтессори-материала маленьких детей разлагающему влиянию индивидуализма. Тем самым приводят человека к изоляции и неспособности к ведению общественной жизни».

Несмотря на это, «тетя Грета» продолжала ценить и развивать индивидуальность детей, создавать условия для саморазвития и считала, что ребенок имеет на это неотъемлемое право. Эти мотивы, бесчисленно рассеянные в монтессорианских публикациях, определяли и ее поступки. Маргарет Аурин продолжала нелегально вести работу в детском саду по принципам Марии Монтессори, хотя от работы с некоторыми дидактическими материалами пришлось отказаться – они были запрещены. После запрета деятельности и роспуска «Немецкого Монтессори-общества» и «Союза Монтессори-педагогов Германии», Маргарет Аурин оставалсь для Марии Монтессори, а в дальнейшем - для «Association Montessori Internationale» (AMI, Амстердам) важнейшей фигурой для поддержания контактов с Германией.

По окончании второй мировой войны Маргарет Аурин очень много работала с детьми, имеющими ограничения в развитии. Она писала: «Дети выздоравливают благодаря своей деятельности, если окружение соответствует им. Детский дом должен быть для них источником радости, любви и мира».

В зоне, занятой советскими войсками, отношение к Монтессори-педагогике было амбивалентным. Использование Монтессори-материалов первоначально было разрешено, в октябре 1946 г. – запрещено, но, последнее запрещение было в конце концов пересмотрено. Однако, принятие педагогики новыми властями длилось недолго. Органы политического контроля стали высказывать мнение о том, что Монтессори-педагогика подходит для воспитания в «империалистических странах». Например, высказывались мнения о том, что «Учение Монтессори отражает некоторую неудовлетворенность империалистическим обществом и его проявлениями, однако, не способно вскрыть и преодолеть лежащие в основе этого общества противоречия. Напротив, распространяя утопическую модель и утопические реформаторские идеи, объективно способствует закреплению существующего империалистического общественного порядка. При этом она лишает гражданско-демократический принцип индивидуальной работы своего первоначального содержания, - т.е. антифеодальной направленности и придает ему функцию адаптации детей к империалистическому обществу».

Наконец, детский сад, которым руководила Маргарет Аурин, был закрыт, а ее деятельность осуждена за «реакционное воздействие на моложежь». В марте 1953 г. она избежала ареста только благодаря решению уехать на Запад.

Долгое время Маргарет жила в Амстердаме и работала в AMI - Международной Монтессори-ассоциации, углубляясь в Монтессори-педагогику.

Маргарет Аурин стала ассистентом сына Марии Монтессори – Марио Монтессори, который в 1954 руководил 33 Международным Монтессори-курсом во Франкфурте на Майне - первым курсом, организованным после второй мировой войны. Маргарет поддерживала создание и развитие известного Монтессори-Дома ребенка в частной «Школе Анны Шмидт». Она принимала самое деятельное участие в реорганизации «Немецкого Монтессори-общества (DMG)» - заново основанного 17 апреля 1952 г., в правление которого была избрана.

С 1955 г. по 1956 г. педагог жила в Мюнхене (в Пайзинге). Это время она использовала для того, чтобы найти подходящие площади для создания Монтессори-детского сада. Почти в 60 лет она основала его в Гармиш-Партенкирхе на первом этаже «Мусульманской виллы» на Парковой улице, дом 8. На этом доме висит памятная доска с надписью: «1-й Монтессори-детский сад в Южной Германии - 1956 – 1986 - Маргарет Аурин».

В возрасте более 70 лет она активно занялась созданием Монтессори-детского сада, организуемого в рамках института социальной педиатрии Мюнхенского университета и поддержанного благотворительной организацией «Aktion Sonnenschein (помощь для детей с множественными нарушениями развития)». Первый детский сад находился на Гюлльштрассе, дом 3. Он возник по инициативе профессора Теодора Хелльбрюгге, развивался по его поддержке, руководство им осуществлялось Маргарет Аурин. Хелльбрюгге вспоминает о начале этой работы: «Г-жа Аурин поехала в Цельхем для того, чтобы приобрести в фирме Nienhuis Монтессори-материалы. Ее задачей было сделать такие приобретения, чтобы детский сад, руководимый ею, стал образцовым и мог бы демонстрировать все преимущества Монтессори-педагогики. Я до сих пор хорошо помню телеграмму, которую она послала из Голландии, переполненная счастьем – «Я все нашла и привезу с собой целый грузовик Монтессори-материалов от стульчиков до колокольчиков»».

В мюнхенском образцовом Монтессори-детском саду (в 1987 г. его посетила принцесса Диана) впервые систематически «здоровые» дети и дети с множественными нарушениями развития получали совместное воспитание и обучение. При этом «здоровые дети должны преобладать по количеству… при таком преобладании дети с ограниченными возможностями получают пример для подражания. Это является одновременно и сильно представленным элементом помощи (Хелльбрюгге, 1977, стр. 111)». Концепция совместного воспитания здоровых детей и детей с ограниченными возможностями открыла Монтессори-педагогике новые перспективы и, несмотря на значительное сопротивление и запреты, нашла много сторонников и последователей как в Германии, так и за рубежом. В итоге была создана концепция Монтессори-лечебной педагогики с компонентами терапии в малых группах, индивидуальной работой и совместным воспитанием детей с ограниченными возможностями в развитии и без таковых.

Десять лет спустя Маргарита Аурин писала о своей успешной работе в первом Монтессори-детском доме с «интегративным воспитанием»: «Опыт совместного воспитания детей с множественными и различными по виду нарушениями развития и здоровых показывает, что Монтессори-педагогика может предложить значимую педагогическую и методическую помощь. При этом материал приобретает терапевтическую функцию для детей с ограничениями развития. У здоровых детей развиваются свойства, которые Монтессори описывала следующим образом: «Терпение, торможение собственных импульсов, формирование внимания и уважения, умения ждать, готовность помогать, умение дозировать помощь, приспособляемость, необходимую для общественной жизни; любовь, - так как только благодаря этому ребенок находит путь для самореализации». У всех детей отмечалось усиление самостоятельности и самоуважения, доверия к себе. Отмечалась общая стимуляция умственного и душевного развития».

Выводы Монтессори получили новое подтверждение: «Пример общества, в котором возникает социальная интеграция, это – общество детей, которыми с таинственной силой руководит природа» (Аурин, 1978 б, стр. 294).

Воодушевленная профессором Теодором Хелльбрюгге и поддерживаемая им, Маргарет Аурин проводила образовательные курсы по лечебной Монтессори-педагогике для воспитателей детских садов, педагогов и учителей. С 1969 г. по 1986 г. было проведено десять подобных курсов. Благодаря этому Монтессори-педагогика получила широкое распространение в Германии (особенно в Баварии). Однако, новые направления и детские учреждения, ориентированные на Монтессори-педагогику, возникали и возникают благодаря участникам мюнхенских курсов также в других странах – в Австрии, Южном Тироле, Швейцарии.

При создании интегративных Монтессори-детских садов в Баварии и помощи в их развитии, Маргарет Аурин всегда оказывала действенную консультативную помощь. Она также помогала в планировании и организации Монтессори-направления в Мюнхенском детском центре.

Необходимо отметить также, что Маргарет Аурин была деятельным членом правления «Aktion Sonnenschein».Она была отмечена в 1978 г. «Медалью солнечного сияния» «Internationale Aktion Sonnenschein», в 1980 г. – медалью «Благодарность и признание» общины Гармиш-Партенкирхе и в 1983 г. «Крестом за заслуги» ФРГ.

Скончалась она 8 ноябра 1989 в возрасте 92 лет в Гармиш-Партенкирхе. На ее сбережения был создан фонд, поддерживающий в Германии Монтессори-направление. К сожалению, ей не довелось увидеть возрождение ее Монтессори-детского сада в Нордхаузе, которое было осуществлено благодаря поддержке ее сына - знатока педагогики М. Монтессори – профессора Курта Аурина.

 

 

Литература:

 

  1. M.Berger. Das Kind steht im Mittelpunkt. Margarete Aurin (1897 - 1989) – Pionerin integrierter Erziehung im Vorschulalter// MONTESSORI – Zeitschrift fuer Montessori-Paedagogik. – 2009. - №1. – S. 132 – 137.
  2. Aurin M. u.a.: Anpassung einiger Montessori-Materiallien an das behinderte Kind, in: Hellbruegge Th., Montessori M.: (Hrsg): Die Montessori-Paedagogik und das behinderte Kind, Muenchen 1978, S. 193-198.
  3. Aurin M.: Das ersye Montessori-Kinderhaus mit integrativer Erziehung in Muenchen. Erfahrungen bei Kindern, in: Hellbruegge Th., Montessori M.: (Hrsg): Die Montessori-Paedagogik und das behinderte Kind, Muenchen 1978, S. 289-295.
  4. Hellbruegge Th. Unser Montessori-Modell. Erfahrungen mit einem neuen Kindergarten und einer neuen Schule, Muenchen 1978.

Комментарии
На эту публикацию было отставленно 0 комментариев:

Нет комментариев. Ваш будет первым!