Портрет
Признаться, он почему-то представлялся мне седовласым, с шевелюрой до плеч, в годах, блузоне на вырост и следами краски на руках. Уж очень академичным выглядел его портрет Марии Монтессори. Казалось, он написан с натуры. Как схвачен характер, как точно передано настроение! Когда в рамках своего мирового турне в Москве в Доме журналистов известный педагог из Великобитании Филлис Уэлбанк получила в дар постер этого портрета, она расцеловала его прямо в зале. – Хороший портрет, - призналась тогда Филлис. - Сходство большое. И очень точно схвачена суть ее характера! Филлис Уэлбанк можно верить. Ведь она около десяти лет работала и дружила с Марией Монтессори, открывала в Лондоне под ее руководством школу «Gatehouse». Хорошо помню, как после ее выступления в Доме журналистов мы сидели в гостиничном номере, а постер лежал рядом, на столике. Она вдруг наклонилась, закрыла рукой нижнюю часть лица на портрете и сказала: - Смотри, ты спрашиваешь, какая она была. Посмотри, в глазах видно характер. Вот такая она была! Тогда же Филлис поинтересовалась: - А кто автор этого портрета? Увы, я не смогла ей ответить. Но тогда же решила, что обязательно познакомлюсь с автором. И расскажу ему об удивительной встрече его портрета с удивительной Филлис. К счастью, портрет был напечатан на обложке десятого номера журнала «Монтессори-клуб», и я легко уточнила имя художника. Тогда имя Александра Акопова мне ничего не говорило. В интернете я нашла его несколько работ – очень разноплановых, талантливых и ярких – от портрета Раисы Горбачевой до морского пейзажа и умиротворенного деревенского натюрморта. Оказалось, он является одним из основателей Московского товарищества художников «Китоврас», а его работы находятся в частных коллекциях России, США, Западной Европы. Я позвонила Александру, и мы договорились о встрече. В мастерской меня встретил молодой энергичный человек, с волосами до плеч и смеющимся прищуром зеленых глаз. На седовласого мэтра он явно не был похож. На уединенного созерцательного художника – тоже. - Александр, так кто Вы больше – портретист, пейзажист или маринист? - поинтересовалась я, с интересом рассматривая на стенах его картины. Вот - несколько финских пейзажей, а вот – портрет отца, отдыхающего на диване. Рядом – Дягилев в полный рост. Напротив – полный экспрессии морской пейзаж. А там – взъерошенный бомж с огромными глазами испуганного ребенка. - Вообще-то в Академии живописи, ваяния и зодчества я заканчивал портретную мастерскую. Но я всегда знал, что не буду просто портретистом. Мне интересно все. И все, что мне интересно, я пишу. - А как возникла идея написать портрет Марии Монтессори? - Ко мне через своего мужа обратилась А. Гурарий, она последовательница этой системы, у нее свой детский центр. Сначала заказ был сделан другому художнику, но портрет получился неудачный. Они обратились ко мне. Мне стало обидно за коллегу, и я написал портрет. - Вы так легко об этом говорите. Быстро написали? - Довольно быстро. - А как добивались сходства? - Стал искать в интернете фотографии. Их, к сожалению, немного. Нашел штуки три, которые меня устроили. Остановился на одной. Лицо ее я сразу раскрыл. А потом уже дописывал и корректировал. - А что значит для художника – «раскрыть лицо»? - Раскрыть лицо – это вылепить. Как бы это объяснить… художник «лепит» цветом, краской. Это основа, главное. А затем уже наносятся детали. - А как же постижение сути личности, характера? - Я понимал, что в ней должен быть опыт и некое сочувствие. Она ведь свою жизнь посвятила детям. Еще - мудрость ученого. И - годы, конечно, которые запечатлеваются на лице. Кстати, в работе мне помогло то, что незадолго до этого я писал портрет одной восьмидесятилетней женщины, фрау фон Зенден. Ее портрет заказали мне мои знакомые, у которых я нередко останавливался, когда бывал в Германии. - Александр, а по фотографиям легко писать? Как-то мы с мужем решили сделать подарок к юбилею свадьбы родителей и заказать портрет с любимой фотографии их молодости. Четыре разных художника пытались выполнить портрет, но увы… Ничего, кроме разочарования, эти попытки нам не принесли. В конце концов мы вынуждены были отказаться от этой затеи. - На самом деле писать с фотографии действительно не просто. Я могу назвать два—три художника, которым это удается. Если есть возможность, лучше, конечно, писать человека живьем. Или хотя бы увидеть его, пусть даже инкогнито, чтобы он не знал, что я - художник, который будет писать портрет. Но иногда бывают заказы сделать портрет по фотографии. Это бывает, когда человека уже нет в живых или, например, ему хотят сделать сюрприз. Как-то мне поступил заказ – сделать копию картины «Три богатыря» В.Васнецова, а лицо Ильи Муромца - заменить на лицо юбиляра. Это сослуживцы решили устроить своему шефу такой подарок - сюрприз. Получилось забавно. Но истинное наслаждение – это, конечно, писать с натуры. - Есть ли у вас любимые картины? - Все картины - как дети. Мне больше запоминаются портреты. Ведь это- люди, с их особенностями и характерами. И особенно они удаются, если удается установить эмоциональное взаимодействие с человеком. - А что в портрете самое сложное? - Трудно сказать. Наверное - научиться рисовать портреты!- Александр улыбается.- В портрете все важно. Важно, чтобы человек живой был, а не пластилиновый. - Где-то я слышала мнение, что одно из самых сложных в портрете – это руки. - Кому как. У меня был вариант – портрет М.Монтессори по пояс, с руками. Но я решил от этого варианта отказаться. Но не потому, что были проблемы с руками. Просто окончательный вариант получился более органичным, завершенным. Александр достает альбом с фотографиями своих работ. Вот дети и девушки, политики и бизнесмены. Вот портрет кардиохирурга Рината Акчурина, вот беззаботно улыбается Инна Ходорковская, вот Евгений Моргулис с гитарой, а вот портрет Раисы Горбачевой. - Вы писали ее уже после смерти? - Да, это заказ Михаила Гобачева. В Фонде Горбачева мне с приятелем пришлось еще расписывать стену – что-то вроде исторического коллажа. Там был Петр Первый, и Черчилль, и Хоннекер, и Ден Сяо Пин, и Назарбаев в орденах, и жанровые сцены Вьетнамской войны, и Путин, и танцующий Ельцин - множество исторических личностей. Кстати, Горбачев был уверен, что после Клинтона президентом станет Гор, и мы нарисовали его. Победил Буш, но мы ничего изменять уже не стали. - То есть Вы еще и стены расписываете? - И потолки, - смеется Александр. Он достает увесистые альбомы и показывает мне фотографии. - Вот в одном доме-замке пришлось расписывать потолок. Голубое небо, облака, парящий ястреб в вышине. Потом там сделали подсветку, и когда поздним вечером ее включили, с улицы казалось, что в доме - реальное дневное небо. Помню, как рабочие сбежались и смотрели, как завороженные. А вот еще роспись стены – морской пейзаж. А вот здесь – роспись-коллаж стены под Лентулова. Узнал, что это - любимый художник заказчика. Получилось любопытно. - А есть ли что-то, что дается Вам с трудом? - Еще когда я был школьником, в средней художественной школе имени Сурикова, где я учился, мне было сложно переучиваться после гуаши на акварель. Зато когда мы начали писать маслом, все пошло как «по маслу». Я до сих пор предпочитаю писать маслом. - Когда Вы начали рисовать, помните? - Очень рано. Мои родители – инженеры. Они были далеки от искусства. Мамины братья любили рисовать, и один мой дядя даже коллекционировал живопись. Я рисовал с самого детства. Родители сначала водили меня в художественную школу в Химках. Потом я пошел в первый класс и одновременно поступил в Краснопресненскую художественную школу в Москве. Занятия там были два раза в неделю, и я явно выделялся среди остальных. Мне порекомендовали поступить в Московскую центральную художественную школу им. Сурикова. Туда набирали одаренных ребят со всей страны. Класс был всего 13 человек, а конкурс - 11 человек на место, но я поступил. А после армии была Академия живописи, ваяния и зодчества. -Кого бы вы назвали своим Учителем? - Сложно сказать. Учителей у меня было много. Такого, как Чистяков у Репина, пожалуй, не было. Могу назвать Николая Михайловича Кондрашина. В Центральной художественной школе он вел у нас рисунок. Он дал мне очень много. И не только технику, но и художественное видение. - А кто ваш любимый художник? - Мне нравится разные художники. Если говорить о портретах, то это Репин, очень интересна специфическая портретная техника Серова. Меня притягивает солнечный свет, игра света и тени в картинах Семирадского. Я сам люблю, чтобы было много света, солнца, чтобы была экспрессия колоритных сочетаний. - Генриху Семирадскому особенно удавались античные сюжеты. Вы что-то писали в этом стиле? – Довольно много. Правда, у меня самого ничего не осталось. Эти работы очень хорошо раскупаются. Кстати, темой своей дипломной работы в Академии я не стал брать просто портрет. Меня увлек сюжет Радзинского о Сократе. И моя дипломная работа – Сократ на Агоре – историческое полотно. Александр идет к стенке, уставленной книгами, и приносит изданный несколько лет назад свой альбом «Живопись. Александр Акопов». На последней странице – дипломная работа. Зноем и солнечным светом веет даже с ее уменьшенной фотографии. Пытаюсь понять, что здесь происходит. Загорелые тела в туниках. Зной и нега… Жарким летним днем в тени старого оливкового древа собрались философы.. В центре - озаренная солнцем фигура любимца народа - Сократа, рядом сидит его верный ученик Платон. Кто иронически, а кто скептически внимает рыночному балагуру - мудрецу. - Кстати, эту картину пытались украсть. Вырезали из рамы, но, к счастью, сработала сигнализация, и ее бросили. Сейчас она отреставрирована и выставлена в музее Академии художеств, - рассказал Александр. - Мне показалось, эта работа прямо в духе Семирадского. Его то ругали за салонность, то называли представителем романтического историзма в живописи. А вы – романтик в живописи? - Скорее, реалист. Меня интересует реалистичная живопись, и в ней я нахожу свои задачи. Это сложнее, чем кубик рисовать. - Ваш коллега художник Я.Колобаев назвал вас подлинным представителем исчезающей школы русского реализма. Неужели исчезающей? - Мастеров становится мало. Что вы хотите – индустрия. Сейчас все разменивается на рубли, и почти нет интереса к подлинному искусству. Зачем долго учиться, если путь к большим деньгам гораздо ближе и проще? Сидеть и учиться, отшлифовывать мастерство, рисовать академические гипсы – это долгий путь. А большинство идет простым путем. Более быстрым. Вот только к искусству это не имеет отношения. А когда долго постигаешь профессию, то идешь медленно.
Нет комментариев. Ваш будет первым!