IX Международная конференция “Montessori-Europe”

Рейтинг:
+2
  |  
Просмотров: 4378   |  
Дата публикации: 10 февраля 2014   |  
Автор: Elena

Наблюдение – краеугольный камень Монтессори-обучения

 

 

 

10-13 октября 2008 года в Оксфорде (Великобритания) прошла IX Международная конференция европейской Ассоциации «Montessori-Europe». Ее тема была посвящена наблюдению («Observation and Education – Montessori’s Approach»). Более 400 делегатов из 15 стран (в том числе из Австрии, Латвии, Омана, Греции, Швеции, Германии, Намибии, Норвегии, США и др.) собрались в старинном здании в центре Оксфорда, чтобы принять участие в заседании рабочих групп, мастер-классах, дискуссиях и обсуждениях. В составе российской делегации в конференции приняли участие руководители Монтессори-центров из Подмосковья Ирина Исаева и Ирина Воронцова, Председатель Межрегиональной Монтессори Ассоциации

 

Надежда Смирнова и редактор интернет-журнала «Монтессори» Елена Тимошенко.

 

Предлагаем вашему вниманию заметки Елены Тимошенко о визите в Оксфорд.

 

 

Оксфорд

 

 

 IX Международная конференция “Montessori-Europe”Лучшего города для проведения Конференции, посвященной наблюдению, трудно было найти. Какой-то романтик назвал его «городом грезящих шпилей». Старинные улочки, мощенные гладким речным булыжником, огромные колокольни и тонкие шпили старинных часовен, впивающиеся в небо, аккуратные лужайки во дворах, студенты – все это создает его особое неповторимое очарование.

 

– Какая самая большая достопримечательность вашего города? – поинтересовалась я у элегантного, в костюме и галстуке водителя автобуса, когда поздно вечером мы приехали из Лондона в Оксфорд, и он любезно предложил мне донести сумку до стоянки такси.

 

- Студенты, студенты, студенты везде. Повсюду одни студенты!

 

На следующее утро перед началом конференции мы бродили по старинным извилистым улочкам от колледжа к колледжу, замирая на мгновение, чтобы сфотографироваться то у Моста вздохов, связавшим здания Хартфортского колледжа, то в уютном дворике университетской библиотеки, то на фоне огромных каменных бюстов бородачей, окруживших Шелдониан - главное здание университетских церемоний.

 

IX Международная конференция “Montessori-Europe”Здесь сохранились уголки, где, по преданию, хаживал сам Уильям Шекспир, и где преподаватель университета Льюис Керролл создавал образ своей Алисы и Страны чудес. Здесь помнят, где училась Маргарет Тетчер и Грэм Грин, и какой паб предпочитал Билл Клинтон…

 

Невероятно, но уже в 12 веке, когда король Генрих II запретил англичанам обучаться в Париже, шумные ватаги студентов уже бродили по этим улочкам! Они так же доставляли беспокойство горожанам, устраивали катания на реке, любили балы и шумные вечеринки. Только несколько веков назад они ходили в изящных блейзерах в полоску, а теперь – преимущественно в потертых джинсах. Впрочем, оказывается, на экзамены, сегодняшние студенты, как и столетия назад, обязаны являться в белой рубашке с бабочкой, мантии и академической шапочке.

 

Традиция…

 

Да, образовательные традиции в Оксфорде поистине уникальны. По рейтингам лучших вузов мира университет входит в десятку лучших.

 

IX Международная конференция “Montessori-Europe”25 премьер-министров Великобритании, 28 будущих президентов различных государств, короли и политики, 47 лауреатов Нобелевской премии получали образование в этой «Мекке для интеллектуалов». Сегодня здесь обучается более 18 тысяч студентов.

 

Обучение в Оксфорде кардинально отличается от нашего привычного вузовского образования.

 

Там почти нет обязательных лекций (2-3 в неделю, не больше). Хотя лекций по выбору предлагается очень много. Все основано на сознательности студента. Он сам определяет себе нагрузку, учебный план, темы исследований. Он самостоятелен и несет ответственность за себя. Но он не одинок на тернистом пути познания. В Оксфорде используется уникальная система тьюторства (сопровождения), когда за каждым студентом закрепляется специалист. Он сопровождает своего ученика, наблюдает, консультирует, является его советчиком и оппонентом.

 

Такой подход необычен для нашей традиционной педагогики. Но он абсолютно понятен и органичен в системе ценностей педагогики Монтессори, которая предполагает свободный выбор ученика, его самостоятельность и ответственность, умение отстаивать свою точку зрения и отвечать за результаты своей деятельности. Можно только восхищаться организаторами, которые так тонко и мудро подошли к выбору города для встречи Монтессори-педагогов Европы, которые решили обменяться опытом о наблюдении, как краеугольном камне педагогики Марии Монтессори.

 

На специальном приеме в дубовом зале в Tawn Hall гостей Конференции приветствовала мэр города Сюзанна Прессель(Susanna Pressel), кстати, сама педагог и к тому же дочь Монтессори-педагога. Она отметила, что для нее большая честь – принимать в родном городе, который славится своими образовательными традициями, столь представительный форум европейских Монтессори-педагогов.

 

 

 

Ассоциация “Montessori-Europe

 

 

 IX Международная конференция “Montessori-Europe”, Клара Хели (Clare Healy)Официальной датой создания Ассоциации «Montessori-Europe» считается 2000 год. Главной целью ее деятельности организаторы провозгласили распространения педагогических идей М.Монтессори в Европе. Ассоциация объединяет как отдельных педагогов, так и организации. Ежегодно в разных странах «Montessori-Europe» проводит свои конференции, на которые собираются педагоги, психологи, менеджеры, ученые, производители Монтессори-материалов, журналисты. Между конференциями действует специальный комитет NOCME, который осуществляет координацию между институтами, Ассоциациями, национальными организациями, входящими в состав «Montessori-Europe». Он аккумулирует наработки педагогов, занимается обобщением результатов совместных обсуждений, определяет стратегию дальнейшей деятельности.

 

В приватной беседе вице-президент Ассоциации Клара Хели (Clare Healy) (Ирландия) рассказала мне, что десять лет назад идея создания этой организации буквально витала в воздухе.

 

- Приближалось новое тысячелетие, и было очевидно, что надо что-то делать.

 

И одновременно в двух странах – Германии и Ирландии возникла идея создать общеевропейскую Монтессори-организацию. Первые конференции они провели раздельно в 1999 году, а уже в следующем году объединились.

 

Конференции «Montessori-Europe» уже проводились Дублине, Амстердаме, Праге и других городах. В 2006 году своих единомышленников встречала Вена и Белгород. IX конференцию гостеприимно принимал Оксфорд. Следующая пройдет в Кракове.

 

 

Конференция

 

 

 

 

IX Международная конференция “Montessori-Europe”Открыла конференцию на правах хозяйки Марианна Клаксон (Marianne Clarkson), член комитета и член Национального консульства Ассоциации школ Монтессори Великобритании.

 

Делегатов форума приветствовала Гудула Мейстрих-Кнебель (Gudula Meisterjahn-Knebel), Президент европейской организации «Montessori-Europe».

 

- Оксфорд - город студентов и учеников, - отметила она. Но на эти дни он стал городом Мотессори-педагогов не только Европы, но и мира. И наша встреча - прекрасный стимул для развития Монтессори-движения в мире.

 

Гудула Мейстрих-Кнебель отметила также, что год года конференции становятся все более представительными, появляются новые участники. Растут и ширятся задачи, которые ставит перед собой эта организация. Среди них – сотрудничество и обмен идеями, выработка критериев и повышение качества образования, развитие и продвижение философских и образовательных идей великого итальянского педагога.

 

IX Международная конференция “Montessori-Europe”С музыкальным приветствием перед собравшимися выступили ученики Монтессори-школ Лондона и Оксфорда.

 
 

Большой интерес вызвал доклад Салли Годард Блайтс (Sally Goddard Blythe), директора Института нейро-физиологии и психологии о влиянии двигательных упражнений у младенцев на развитие их мозга и координации движений, выступление Лин Лоуренс (Lynne Lawrence) из Института Марии Монтессори (Лондон) о наблюдении как краеугольном камне Монтессори-образования, лекция Монтессори-педагога Серены Ганн (Serena Gunn) о позитивной дисциплине в классе и многие другие.

 

Во время конференции были организованы выставки, на которых были представлены Монтессори-материалы, которые выпускают в Нидерландах (Nienhuis), Италии (Gonzaga), Великобритании.

 

На рабочих группах коллеги обсуждали особенности национальных образовательных Монтессори-курсов. Во время конференции прошло заседание NOCME- постоянно действующей группы, которая объединяет Aссоциации и организации из разных стран.

 

Делегаты обсудили и приняли Декларацию.

 

 

Наблюдение

 

 

 

 IX Международная конференция “Montessori-Europe”Тема IX Конференции не случайно была посвящена наблюдению.

 

Ему отводят особое место в обучающих курсах АМИ по подготовке Мотессори-педагогов. Умение наблюдать – одна из важнейших особенностей Монтессори-педагога.

 

- У Марии Монтессори было особое отношение к наблюдению, - отметила Марианна Клаксон (Marianne Clarkson), член комитета и член Национального консульства Ассоциации школ Монтессори. (Великобритания). - Она верила, что наблюдение - это ключ к тому, чтобы использовать у ребенка нужные стимулы в нужное время для того, чтобы он мог обучаться, используя свой собственный свободный выбор.

 

На конференции несколько мастер-классов было посвящено именно этой теме.

 

Директор института Нейро-физиологии и психологии Салли Годарт Блайтс (Sally Goddard Blythe) - автор нескольких книг, в том числе «Хорошо сбалансированный ребенок» и других. Ее мастер класс был посвящен наблюдению и выявлению физической готовности ребенка к обучению.

 

Профессор и директор Центра исследований Раннего Детства в Бирмингеме Кристина Паскаль (Christine Pascal) назвала свою лекцию «Получение уникального ребенка: наблюдение и оценка обучения».

 

Профессор Катерина Тэмани (Catherine McTamaney) (Германия) на своей рабочей группе затронула проблемы самонаблюдения Монтессори-педагога.

 

Директор Института Монтессори в Лондоне Линн Лоуренс (Lynne Lowrence) назвала свою лекцию «Наблюдение: краеугольный камень Монтессори обучения». Линн – замечательный докладчик и профессиональный лектор. После своего почти полуторачасового выступления она представила короткий фильм о том, как малыш в Монтессори-группе собирал розовую башню.

 

Ребенок был очень увлечен, и сначала собрал свою башню неправильно. Педагог был рядом, но малыша никто не одергивал, не поправлял, не указывал. ( Ведь педагог может провести презентацию, показать, как и что можно сделать, но он не оценивает деятельность ребенка, не исправляет его, а право принимать решения предоставлено только самому малышу).

 

Итак, ребенок, позанимавшись, стал относить материал на место. Потом - вернулся. И стал куб за кубом выстраивать красивую башню. Правильно. Сам. Без суетливого одобрения извне, громких похвал и восхищений.

 

Думаю, слушатели были впечатлены. И вдохновлены.

 

Можно, конечно, слушать полуторачасовую замечательную лекцию. Конспектировать. А затем - увидеть, как все происходит в группе на самом деле. И понять, наконец, как и почему наблюдает Монтессори-педагог, и почему наблюдение - краеугольный камень Монтессори-обучения.

 

 

 

 

Монтессори школы Великобритании

 

 

 

Монтессори школы ВеликобританииПервая Монтессори школа появилась в Англии в 1912 году, через пять лет после открытия в Риме первой Монтессори школы Casa dei Bambini.

 

Школьный инспектор Эдмонд Холмс (Edmond Holmes), разочаровавшись в традиционных способах обучения, поехал познакомиться с работой школы Монтессори к свои итальянским коллегам. Увиденное он назвал революцией в образовании. И в этом же году вместе со своим другом, Бертрамом Хаукером (Bertram Hawker), они открывают первый класс Монтессори.

 

В 1913 году Италию посетила группа английских педагогов, и после их визита - в Лондоне, Бирмингеме и других городах появляются школы, работающие по методу великой итальянки.

 

После Второй мировой войны в 1948 году Филлис Уэлбанк (Phyllis Wallbank), получив образование на курсе Госпожи Монтессори, открыла под ее руководством свою знаменитую школу «Gatehouse», в которой обучались дети от 2 до 16 лет и взрослые. В 2008 году школа отметила свое 60-летие, однако, с тех пор как Филлис отошла от дел, школа уже не работает по Монтессори-методу.

 

Большинство Монтессори-школ в Великобритании частные. Только совсем недавно появились три государственных учебных заведения, работающих по методу Монтессори в Манчестере, Ливерпуле. Их поддерживает религиозная организация St.Nicolas Trust.

 

Монтессори школы ВеликобританииВ Великобритании проводится инспектирование и аккредитация Монтессори-школ. Обычно это стараются делать каждые 2- 4 года. Долго единого аккредитационного центра не было. Но в середине девяностых организация «Montessori Education» предложила схему аккредитации Монтессори-школ и школ, работающих с использованием метода Монтессори. В апреле 2008 года около двух десятков инспекторов были специально подготовлены для инспектирования школ, и в октябре первая школа получила аккредитацию в рамках этого пилотного проекта.

 

Программа конференции включала в себя посещение Монтессори-школ. Мне удалось побывать в элитной частной школе Medowbrook Montessori Primary School, которая находится в местечке Brancnell недалеко от Лондона. Монтессори школы ВеликобританииЭто дорогая школа. Месячное пребывание ребенка в ней обходится родителям (в пересчете с паундов) около тысячи евро. Создана она в 1998 году. Последние пять лет находится здесь, вдали от шумной городской суеты, и занимает два одноэтажных строения. Посещают школу дети с 4 до 12 лет. В группах – по 16 человек. В каждой группе работает дипломированный Монтессори-педагог и ассистент. В Великобритании установлена норма: 1 Монтессори-педагог на 8 детей от 3-х лет. В группах детей от 2 до 3 лет количество детей меньше.

 

Когда мы заглянули в класс к 4-6 летним (Infancy), в классе шла обычная работа. Один малыш увлеченно обрезал секатором желтые хризантемы и делал букет, другой складывал коричневую лестницу. Девочка старательно обводила рисунок на столе с подсветкой, другая занималась с подвижным алфавитом.

 

Монтессори школы ВеликобританииЗатем детвора засобиралась на прогулку. Прихватив по чашечке кофе, которые предложили нам гостеприимные хозяева, мы последовали за ними. И ахнули.

 
 

Огромное, гектара в два пространство, величественно обрамляли вековые дубы. Несколько мальчишек, схватив метелки, принялись подметать листву у входа. Остальная детвора с радостным криком разбежалась по полю. Кстати, я уточнила: в этой школе сон для детей не предусмотрен. А питаются они тем, что приносят из дома.

 

В Primary school (6-9) школьников, к сожалению, не оказалось, и за свободной работой нам понаблюдать не удалось. Как нам пояснили, в это время они посещают бассейн. Туда их отвозит школьный автобус. Но класс великолепно оснащен и уютен.

 



Филлис Уэлбанк (Phyllis Wallbank):

 

“ Я счастлива, что побывала в России”

 

 

Елена Тимошенко и Филлис Уэлбанк (Phyllis Wallbank)От Оксфорда до станции Slough на поезде - минут сорок. Slough – небольшой городок для переселенцев. Он довольно молодой, и был бы совсем малопримечательным, если бы по-соседству не находилось королевское поместье Виндзор. Но до Виндзора поезда ходят редко. А от станции Slough до Виндзора – рукой подать.

Там, на окраине королевского поместья, Филлис с мужем купили лет тридцать назад небольшой двухэтажный дом с мансардой.

- Элена, приезжай,- сказала Филлис, когда после окончания конференции я набрала ее номер телефона. - Я встречу тебя!

Как летит время… В мае этого года мы с Ларисой Климановой встречали Филлис в Москве. В рамках своего мирового турне, посвященного столетию Монтессори-педагогики, Филлис читала свою лекцию «Система Монтессори: вчера, сегодня, завтра» в Доме журналистов. И вот она встречает меня на станции Slough… А у меня такое ощущение, что мы знакомы с ней много лет!

Пока я размышляла, как она доберется сюда на инвалидной коляске, ко мне лихо подкатил маленький белый «Ниссан». За рулем сидела счастливая Филлис. Я села в машину, и мы радостно обнялись.

Оливер и пёс- Две недели назад я подтвердила свои водительские права, - радостно сообщила мне она. – Это необходимо было сделать, ведь мне исполнилось девяносто. И я сделала это! Я обожаю водить машину.

Чудесный маленький дом Филлис виден издалека. Он розовый и напомнил мне пирожное, залитое глазурью. Перед ним - огромное поле, на котором пасутся коровы из соседних фермерских хозяйств. Из спальни открывается чудесный вид на идиллическую картинку почти сельского пейзажа. Зато стеклянная стена в гостиной обращена в ухоженный внутренний садик с водопадом и множеством декоративных рыбок. Едва мы вошли в дом, как в мои колени уткнулся мокрый нос чудесного пса с нежной шелковистой шерстью. Филлис называет его «Хороший мальчик». Good boy -действительно необычайно добрый пес. Он принял меня как старую знакомую. С ним ежедневно гуляет Оливер – соседский мальчик лет одиннадцати.

Филлис Уэлбанк (Phyllis Wallbank)Мы пили чай и беседовали. Филлис живо интересовалась, какие лекции и мастер-классы были на Конференции, с удовольствием показала мне альбом, в котором были фотографии ее 90-летнего юбилея. У большого именинного торта в этот знаменательный день собрались все ее дети, внуки и правнуки.

Я подарила ей несколько журналов «Монтессори клуб». Она была восхищена и тут же стала показывать их своей заглянувшей на минутку знакомой.

Филлис очень тепло вспоминает о своей поездке в Москву. Она передала огромный привет всем Монтессори-педагогам России, Украины, Казахстана, которые побывали на ее лекции в Москве.

- Я ощутила там дух свободы. Я много путешествовала по миру и посетила много стран, но это был один из моих лучших визитов. Москва - очень красивый город. Я поняла, что теперь это город свободных людей. И я счастлива, что побывала в России!

 

Комментарии
На эту публикацию было отставленно 0 комментариев:

Нет комментариев. Ваш будет первым!