Елена Тимошенко. Мое открытие Америки

Рейтинг:
+1
  |  
Просмотров: 3159   |  
Дата публикации: 10 февраля 2014   |  
Автор: Elena

МОЕ ОТКРЫТИЕ АМЕРИКИ

 

В 2011 году в Чикаго проходила ежегодная Монтессори-конференция Американского Монтессори общества (American Montessori Society). В грандиозном мероприятии приняли участие около 3000 педагогов, менеджеров, управленцев из разных стран мира. Впервые за много лет в их числе была небольшая делегация из России.

После окончания форума я с коллегой улетела в Миннеаполис. Нас пригласила туда Кэнди Шнеф (Candy Schnepf) - монтессори педагог, которая в университете Миннеаполиса защитила научное исследование об особенностях развития монтессори-педагогики в России. Пару лет назад Кэнди написала мне в журнал, что изучает эту тему и попросила помочь в сборе материала. Мы стали переписываться. А затем она посетила Москву и Санкт-Петербург, где мы побывали с ней в разных монтессори центрах и школах, пообщалась с представителями российского монтессори сообщества. Узнав, что мы планируем визит на конференцию в Чикаго, она пригласила нас к себе. В своем родном Миннеаполисе Кэнди специально для нас организовала чудесную монтессори-программу. За считанные дни мы успели посетить нескольких монтессори школ, АМI-центр в г. Сант-Паул, в котором находится передвижной музей Марии Монтессори; познакомиться с многими замечательными людьми и узнать, как работают наши коллеги за океаном.

 

 

Визит был настолько насыщенным и интересным, что я подумала: это может быть интересно не только мне.

Поэтому и решила написать эти заметки.

 

«Город ветров»

 

Есть в мире города, которые всегда узнаваемы. У них особая энергетика, свой особый пульсирующий нерв, свой незабываемый силуэт застывших архитектурных мазков и уникальная история. Чикаго, конечно, из их числа. Драйзер называл его «символом Америки». И еще – «суровым неотесанным титаном». С «суровым», пожалуй, можно согласиться: в конце марта мы это ощутили вполне. На титана он тоже похож. Но «неотесанным» вы сегодня назовете его вряд ли. Четкие линии, строгая графика устремленных вверх небоскребов, ровная гладь озера Мичиган – этому городу присущи лаконичность и строгость.

Коренным жителям здесь есть чем гордиться. Например, они при случае обязательно напомнят, что обычная вода из крана - очень чистая, и ее можно пить. А еще Чикаго – родина джаза и самых высоких зданий в Америке. Здесь родились и выросли многие известные люди. Например, когда мы ездили с экскурсией по городу, нам показали дом, где жил и учился 44 президент Америки Барак Обама. Аккуратный домик красного кирпича, каких здесь множество. Никакой особой охраны мы не увидели. Высоких заборов – тоже…

При этом у Чикаго яркое криминальное прошлое: гангстеры, казино незабываемых 20-30-х стало его неотъемлемой историей.

А еще этот город - родина Хилари Клинтон, Уолта Диснея и многих других известных персон. Здесь любили бывать и работали Т.Драйзер, Э.Хемингуэй, Эптон Синклер и многие другие. Его еще называют «город ветров» и по праву считают крупнейшим научным центром страны. Например, Чикагский университет славится тем, по количеству Нобелевских лауреатов его выпускники лидируют среди университетов мира. Учиться здесь дорого и престижно.

Девизом этого города считается выражение «I will!»- Я смогу!

 

Конференция

 

В 2011 году Чикаго был избран местом проведения конференции Американского Монтессори общества (American Montessori Society). Таких конференций AMS проводит две в год – на юге и в северной части страны. Каждый год города меняются. Например, в 2012 году конференция пройдет в Сан-Франциско.

Тема мартовской конференции была заявлена достаточно широко: «Неизменные перспективы нашего меняющегося мира». Делегация из России приняла участие в таком масштабном мероприятии впервые.

О том, как развивается монтессори-образование, каковы его перспективы, шла речь на лекциях, многочисленных мастер-классах, круглых столах.

С докладом об особенностях американского образования в эпоху глобализации выступил Ян Зяо (Yong Zhao). Президент и соучредитель института «Семья и работа», популярный автор книг, докладчик и участница телепроектов Эллен Галински (Ellen Galinsky) посвятила свое выступление 7 важнейшим жизненным навыкам, в которых нуждается каждый ребенок. Среди них – сосредоточенность и самоконтроль, понимание других людей, умение общаться, критическое мышление, способность справляться с трудностями и др. Ее выступление и видеопрезентация вызвали большой интерес у зрителей.

Широко известный специалист по креативному обучению и инновациям в образовании Кен Робинсон (Sir Ken Robinson) поделился своим пониманием кризиса современного образования, рассказал, почему так важно развивать творчество в детях. Монтессори-образование, как образование, ориентированное на ребенка, заверил он, является одним из способов преодоления этого кризиса.

На конференции работала выставка-продажа книг, развивающих пособий и монтессори-материалов, в которой приняли участие не только американские производители, но и гости из Италии, Нидерландов, Китая.

На конференции было очень много мастер-классов. Как выбрать самое интересное? Коллеги из корейской делегации поступили мудро:

- Мы выбирали мастер-классы, где не рассказывают, а показывают! - признались они. (В их делегации почти никто не говорил по английски)

Нас же особо заинтересовал мастер-класс, который был посвящен исследованиям, проводимым в университете Миннеаполиса. Исследования были разными, выступали несколько докладчиков, но мы, конечно, ждали презентацию Кэнди.

В течение 3 лет она проводила научные изыскания, посвященные развитию монтессори движения в Танзании и России, посещала школы в этих странах и написала диссертацию на эту тему.

- Почему именно в Танзании и России? – поинтересовалась у нее я.

- Мне было интересно посетить именно эти страны, узнать, как там учат детей и как применяют там педагогические идеи М.Монтессори, - рассказала Кэнди.

Мы были очень рады увидеть ее в Чикаго. Два года назад Кэнди побывала в Москве. И вот спустя два года мы снова встретились. Как летит время!

Признаться, нам было приятно видеть, что в далеком американском мегаполисе намонтессори- конференции такого масштаба среди множества мастер-классов и, круглых столов нашлось место и для презентации, посвященной особенностям монтессори движении в России.

 

Образование

 

Среднее образование в США в основном государственное: в таких школах обучается почти 85% детей. Они бесплатны и управляются школьными Советами. Это - выборный орган, и стать членом Совета школы может любой родитель.

Примерно 5% детей находятся на домашнем обучении. Остальные предпочитают частные школы.

А вот высшее образование в стране преимущественно частное. Это вызывает немало проблем с аккредитацией учебных заведений.

Так исторически сложилось, что образование не упоминается в Конституции США. Считается, что это – прерогатива не государства, а конкретных Штатов. Как результат - образование в Америке не имеет государственных стандартов. Это вызывает множество проблем. Скажем, если школяр обучался в том же Миннеаполисе, а затем переехал в другой штат, например, в Иллинойс, обязательно выяснится, что учебные программы не совпадают. А если выпускник решит поступать в вуз в другом Штате? Вот проблема!

Педагоги много говорят и пишут на эту тему, но пока изменений на государственном уровне не намечается.

 

Школы Монтессори в Америке

 

Монтессори школы стали появляться в Америке с 1913 года, когда Мария Монтессори провела в Риме свой первый международный курс, где учились педагоги из США, а затем посетила эту страну. Спустя два года в Сан-Франциско с триумфом была выставлена ее знаменитая «стеклянная комната», где в оборудованной среде занимались дети с монтессори-материалами. После того, как в 1929 году в Нидерландах было создано AMI, в Америке появилось его представительство AMI/USA.

А 50 лет назад, в 1961 году, дипломированный АМI- педагог, американка Нэнси Рэмбаш ( Nancy McCormick Rambusch) создала организацию AMS (American Montessori Society) В начале 60-х годов прошлого века выпускница Лондонской школы Монтессори не побоялась вступить в дискуссию с самим Марио Монтессори по ряду вопросов. Одна из тем, которая ими активно обсуждалась, - следует ли монтессори-наставникам иметь педагогическое образование. Марио считал, что будущим педагогам достаточно получить монтессори-специализацию, а первая профессия значения не имеет. (Ведь сама Мария Монтессори педагогом, как мы помним, не была. Кстати, педагогом не была и зоолог Юлия Фаусек, основавшая первый монтессори-сад в России). Нэнси же настаивала на необходимости высшего профессионального педагогического образования для будущих монтессори-педагогов. Она имела свое видение подготовки американских монтессори-учителей и в 1960 году создала American Montessori Society. Организация быстро развивалась и стала очень популярной. Так, к примеру, с 1963 по 1970 год количество Монтессори-школ AMS увеличилось с 29 до 400. Сейчас их в мире около 1200. Штаб-квартира этой организации находится в Нью-Йорке.

Во время нашего визита нам удалось посетить и школы AMI, и школы AMS.

 

NEAR NOTH MONTESSORI SCHOOL

В Чикаго

 

 

Сегодня эта школа в Чикаго - одна из крупнейших аккредитованных АМI школ в северной части Америки. Поначалу она показалась мне несколько мрачноватой: длинные коридоры, детей почти не видно. Оказалось что это - 5-этажное здание бывшего костела. А пригласили нас специально во время, когда основные занятия уже завершились.

Любопытна история создания этого учебного заведения.

Началось все в далеком 1963 году усилиями 3 семей энтузиастов, которым близки идеи гуманистического образования Марии Монтессори. Они и начали этот некоммерческий образовательный проект. Сегодня в ней обучаются 570 детей от 6 месяцев до14 лет. В каждом классе около 30 учеников, работают с ними педагог и ассистент. Для дошкольников помимо учебных групп есть специальные классы, где они могут находиться во второй половине дня. Там нет образовательной среды, но пространство для отдыха тоже устроено с учетом принципов педагогики Монтессори – на невысоких полках – материалы и пособия, диван недалеко от полки с книгами

Школьное расписание предусматривает работу на ферме, которая находится за пределами города. Специально для нее загодя готовится рассада. Пока мы гуляли по школе, нам не раз встретились в коридоре большие стеллажи на колесах, сплошь уставленные горшочками с разными растениями – это школяры готовили рассаду к высадке.

В школе своя большая библиотека, в цокольном этаже разместился бассейн. Есть даже свой театр – со сценой и вместительным зрительным залом.

Большая работа здесь ведется с родителями. Они принимают активное участие в жизни школы. Например, просторный зал в цокольном помещении предназначен для встреч и собраний. Оформляли его родители под руководством фотохудожника и по совместительству папы ученика этой школы. На стенах запечатлены счастливые школяры, которые держат за руки своих родителей.

 

 

Недалеко от Чикаго нам удалось посетить еще две монтессори школы, которые работают под эгидой Американского Монтессори общества (AMS). Находятся они за чертой города и располагаются в обычных одно-двухэтажных строениях. Главный акцент внешкольной работы сделан на ферму. Гостям с удовольствием покажут школьных коз, кур, гусей, жеребят в хлеву и т.п. Ухаживают за животными старшеклассники по очереди. При некоторых школах есть даже свои магазинчики – там можно приобрести свежие яйца своих монтессори- кур и овощи со школьного огорода.

 

CARMEL MONTESSORI ACADEMY

(Кармель Монтессори Академия)

 

 

Когда мы подъехали к этой академии, все стали невольно оглядываться: а где, собственно, академия? Нас подвезли к невысокому, весьма скромному на вид двухэтажному строению. Это был старинный частный дом, который в 1975 году приспособили под монтессори школу. Сейчас здесь обучается 55 детей с 2 до 18 лет. В школе 3 уровня обучения: Lower школа включает в себя toddler class ( дети 2-3 лет) и Preprimary class (3-6 лет); Middle school - это Primary class ( для 6-9летних) и Elementary class (9-12 лет) и третий уровень: Upper school для детей 12-15 и 15-18 лет.

С ними работают 6 монтессори-учителей и еще несколько приглашенный специалистов (по музыке, дизайну и др а также учителя испанского, немецкого и итальянского языков)

Большое внимание уделяется в школе спортивному развитию детей – помимо привычных лыж, коньков, бега и плавания здесь обучают верховой езде, теннису и др. А среди направлений по искусству, которые предлагают детям, балет и театр, танцы, обучение игре на пианино, пение, работа по дереву. Кстати, сюда же отнесена и кулинария – дети учатся сами готовить. Мне удалось получить некоторые материалы Children House, которые выдают всем родителям в начале учебного года. Например, календарь на год. Цветные листы обычного формата переплетены – получилась сброшюрованная тетрадь-альбом. В него внесены все запланированные мероприятия. Каждый месяц – отдельная страничка. На ней запечатлены также дни рождения учеников, важные и памятные даты. Удобно! И, главное, родители всегда в курсе того, что будет проходить в школе.

Академия имеет сертификаты аккредитации AMS. Все они висят в рамочках у входа. В небольшом холле у лестницы – фотографии выпускников школы, которые заканчивали ее в разные годы. При школе – большой участок земли и у дальней ограды – большой хлев. За кроликами, курами, козами, лошадью и пони школяры старше 9 лет ухаживают по очереди.

Мы застали момент, когда занятия в классах подошли к концу. Детей от 6 до 18 лет собрали в большой комнате, где педагог подвел некоторые итоги дня. Потом в класс занесли американский флаг, и дети, встав, спели гимн своей страны. Кстати, во всех классах на видном месте был материал по истории правления президентов США: их фотографии, годы правления можно было выкладывать на коврике или строить Линию времени.

 

SETON MONTESSORI INSTITUTE

(Сетон Монтессори Институт)

 

 

В эту школу в пригороде Чикаго нас привезла Ева Паруччи (Eva Parrucci)- замечательный педагог и тренер, работающий в группах для детей до 3-х лет. С ней мы познакомились в прошлом году на конференции в Сеуле. Там Ева провела для участников конференции «Монтессори Азия» мастер класс по работе группы мам и малышей. Самым маленьким участникам на занятиях было всего 4 месяца! Ева покорила нас своим обаянием и профессионализмом. В корейской школе она провела занятия с мамами и малышами, которые видели ее второй раз в жизни. Говорила она по-английски (который понимали не все мамы). Но это было неважно: Ева прекрасно чувствовала группу и появлялась именно там и тогда, где и когда она была нужна. Например, на завершающий круг она собирала мам и малышей без единого звука – просто тихо прошла по классу и взмахнула несколько раз голубой газовой косынкой.

Нам, конечно, очень хотелось побывать в институте, где она работает и преподает. После конференции Ева любезно предложила нам побывать в Seton-institute. К сожалению, ее класс нам увидеть не удалось – так как занятия проводятся 2 раза в неделю, из-за недостатка места материалы сразу после завершения занятия убираются, а полки сдвигаются. Но Ева охотно показала нам Seton школу.

Любопытна история ее создания. В далеком 1965 году местная жительница Селма Пэрри в одной из комнат своего загородного дома в предместье Чикаго создала группу Монтессори для детей от 3 до 6 лет. Домашний детский сад быстро стал очень популярен среди детей и родителей в ближайшей округе. Сейчас ее дело продолжает дочь Анна, а Setton School сегодня - не просто школа для малышей с 4 месяцев до 12 лет, а обучающий центр, который вот уже 40 лет под эгидой АМS готовит монтессори- педагогов для работы с детьми разных возрастов. Поэтому он стал называться институтом.

 

 

Главный вход в эту школу необычен. Точнее, их два – стандартная дверь для взрослых и - настоящая, но маленькая - дверь рядом (для малышей). Подъезд к школе устроен таким образом, что машины, делая полукруг, высаживают малыша у входа, где его встречает помощник педагога. Машины сразу уезжают, и родителям не нужно входить внутрь.

Самому маленькому ученику этой школы – 2 месяца. С этого возраста детей принимают на занятия с мамами. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Есть тоддлер-группы без мам, туда принимают детей с 4-месячного возраста. Четыре группы отведены для детей от 3 до 6 лет. В разновозрастных классах занимаются 25-30 человек. Программа предусматривает пребывание ребенка на весь день или половину дня. Большое внимание уделяется обучению и труду на природе: здесь для этого есть все условия. Школа занимает большое пространство, на котором помимо 4 одноэтажных школьных строений находится ферма и ведется строительство нового здания под школу для детей до 16 лет. Анна Пэрри рассказала нам, что для этого пришлось постепенно выкупать землю у соседей.

Seton Институт проводит обучающие образовательные программы по подготовке педагогов для работы с детьми в группах до 3 лет, с 3 до 6 лет, в начальной школе

 

Миннесота

 

Миннесота – штат на Среднем Западе США, который называют Штатом Северной Звезды и «Землей 10000 озер». Кэнди живет в Миннеаполисе - крупнейшем городе штата. В нем 22 озера и множество парков. Соседствует он со столицей Миннесоты - городом Сант-Паул. Города-близнецы разделяет река Миссисипи – одна из крупнейших рек мира и главная река Северной Америки. Индейцы не случайно назвали ее «великой рекой». Мы сами убедились в этом, когда с Кэнди забрались на специальную смотровую площадку одного из самых высоких зданий города и оттуда любовались видами на вздыбленную и бурлящую Миссисипи. Река из-за снежной зимы в этом году была необычайно полноводной и красивой.

 

MONTESSORI TRAINING CENTER OF MINNESOTA

(АМИ-центр в Миннесоте)

 

 

В 2008 году АМI-центр он занял уютное одноэтажное помещение в восточной части столицы Миннесоты. Помимо обучающих курсов 0-3, 3-6, 6-12 здесь проводят краткосрочные курсы для ассистентов, родителей и всех, кто интересуется педагогикой Марии Монтессори.

Обучение на школьном курсе и курсе для детей до 3-х лет ведется в летние месяцы в течение 2 лет.

Курс подготовки педагогов для работы с детьми 3-6 лет стартует в сентябре. Обучение длится по май. Его стоимость - более 9000 долларов. Еще порядка 600 долларов ученикам придется потратить на литературу и материалы, которые нужно будет делать в процессе обучения.

Здесь же разместилась экспозиция передвижного музея, который создавался усилиями специалистов из разных стран к столетию педагогики Монтессори. Экспозиция побывала в Сан-Франциско, Хьюстоне, Торонто, Вашингтоне, Кливленде и др. городах и теперь доступна для всех, кто бывает в Сант-Паул. На 67 панелях разместились исторические фото Марии Монтессори в разные годы жизни и фотографии из монтессори школ в разных странах.

Но самое восхитительное, что нам удалось здесь увидеть – это, конечно, среда в учебном классе. Как и во всех учебных центрах АМI, здесь есть оборудованная среда, где занимаются только студенты-будущие педагоги. По-соседству находятся классы, в которых занимаются дети. Это удобно: студенты проводят наблюдение и проходят практику общения с детьми в реальном классе Монтессори с обычными детьми. Ведь процесс обучения – не только презентации материалов и теория о психологии, нейропсихологии, физиологии и т.д.

Учебный класс центра АМI восхитил нас своей лаконичной красотой и безупречным совершенством.

 

LAKE COUNTRY SCHOOL

 

Эта школа была создана в 1976 году Патрицией и Лэрри Шафер (Patricia and Larry Schaefer) и сейчас является динамично развивающимся образовательным учреждением международного уровня. У него прекрасная репутация лидера АМI образования в своем регионе. Школа аккредитована АМI и является базовой площадкой АМI центра в Сант-Паул для будущих педагогов. При школе есть большая ферма, где разводят кур, овец, коз и есть даже лама. На полях выращивают разные овощи и цветы. Учится здесь около 300 учеников от 3 до 15 лет. Работают с ними 34 монтессори-педагога, а также ассистенты. В школе 10 классов. В цокольном помещении находится три класса для детей от 3 до 6 лет.

- Здравствуйте! – услышали мы, когда мы заглянули в один из них. Оказалось, что Пэрри – педагог в классе 3-6 - много лет назад учила русский язык. Она побывала в России в начале 90-х. Тогда делегация этой школы по обмену побывала в Москве, а затем принимала у себя детей и педагогов одной из английских московских школ.

Школа эта большая, но при этом уютная. Утром, когда мы пришли к началу занятий, в гостевой комнате уже собралась довольно большая группа гостей: среди них были родители, будущие педагоги из АМI центра, которые ходят сюда на наблюдение. Нас попросили ознакомиться с правилами пребывания в школе (фотографировать, разговаривать с детьми, обсуждать ход занятий, снимать на видео и т.д было запрещено)

Мы с интересом погрузились в необычную атмосферу.

В музыкальном классе на 1 этаже настраивал инструменты ансамбль, в мастерских неподалеку тинейджеры готовили декорации к празднику и мастерили необычный сказочный дом-замок из мятых банок из-под кока-колы.

В классах было тихо. Нам разрешили понаблюдать за работой в классе 9-12. Там каждый был занят своим делом: кто-то работал на компьютере, кто-то заполнял географические карты. Человек шесть в центре класса занимались математикой. Периодически их консультировал грузный парень в очках. Когда через полчаса мы вышли в коридор, куратор школы подошла к нам и извинилась: в этом классе второй день нет преподавателя: он заболел. Ученикам там помогают старшеклассники.

- Нет преподавателя? – переглянулись мы.

А мы этого даже не заметили…

 

GREAT RIVER SCHOOL

 

Школ Монтессори, в которых детей обучают до 18 лет не так много. Great River school- одна из немногих именно таких школ. Названа она в честь Великой реки, неподалеку от которой она находится.

Создана она относительно недавно – в 2002 году при кураторстве и поддержке Hamline University. В самом начале своей деятельности получила грант Билла и Мелинды Гейтс. Первым учебным годом для нее стал 2004-й.

Классы разновозрастные. Занятия длятся с 8.30 до 15 часов. В школе большое внимание уделяется Клубам по интересам (спортивные, художественные, театральные и т.д) Это часть образовательного процесса.

Нас попросили ничего не снимать, не фотографировать - и только прогуляться по школе. Как жаль!

На первом этаже я заметила стол с бланками. Оказывается, каждый ученик сам начинает день с планирования: заполняет свой бланк, та в конце дня сдает листок учета куратору, отметив, что сделано за день. В классах предусмотрена свободная работа. Роль педагога в том, чтобы помочь ученику разобраться в теме.

На первом этаже мы заглянули в ближайший класс и надеялись понаблюдать за таинством процесса обучения в монтессори школе. Там подростки увлеченно… собирали велосипеды. Они были закреплены на специальных подставках. Помогал им в этом мастер-наставник. Спустя некоторое время, когда мы уже спускались со второго этажа, эта группа - с велосипедами наперевес и прикрепленными к ним контейнерами с рассадой - встретилась нам у выхода - школяры уезжали на свою ферму делать там посадки. Кстати, в этой школе популярны 3-5 дневные походы на велосипедах. Они проводятся в учебных и спортивных целях.

В одном из классов дети занимались математикой. Несколько ребят были явно с особенностями в развитии. Оказалось, в каждом классе есть 1-2 таких ученика.

Среди приоритетов школы – особое внимание к формированию личности подростков.

Для этого используется труд на земле, формируются навыки экономической самостоятельности (школяры учатся зарабатывать своим трудом), проводятся мероприятия по формированию творческого начала в каждом ученике и т.д.

 

SUNNY HOLLOW MONTESSORY SCHOOL

 

Эта частная монтессори школа была создана в городе Сант Паул 30 лет назад как некоммерческая организация, которая главной своей задачей провозгласила индивидуальное развитие потенциала каждого ребенка. Несколько лет назад школа арендовала у городской синагоги двухэтажное помещение. В 2005 году была аккредитована AMI.

В настоящее время АМI-центр в Миннеаполисе использует ее как обучающую площадку для своих студентов: сюда они приходят на практику и наблюдение. Все педагоги этой школы имеют дипломы АМI. В настоящее время здесь обучаются 115 детей. Есть полудневные группы (с 8.30 до12.30), группы полного дня (до 3.30). За дополнительную плату дети могут пребывать здесь до половины шестого.

В 2006 году был создан первый класс начальной школы 6-9. А спустя пару лет – класс для детей до 12 лет.

Сейчас здесь помимо 5 групп для дошкольников работают два класса начальной школы - для детей 6-9 лет и детей 9-12 лет. Второй язык, который учат здесь школяры – китайский. В классе нет парт. Они здесь и не нужны: изучать строение человека или хронологию правления президентов своей страны удобно на ковриках.

В классе для детей 9-12 лет я обратила внимание на ступени в углу у окна. Наверху получилась площадка – сцена. На ней лежала циновка и несколько небольших подушек. Этот подиум, оказывается, является и местом для отдыха, и импровизированной сценой, а ступени становятся в случае необходимости партером и амфитеатром, где могут уместиться ученики класса.

Программа работы с родителями расписана на год и предусматривает как ежемесячные встречи за чашкой кофе, так и большие мероприятия вроде фестивалей, образовательных вечеров, в которых участвуют и педагоги, и родители, и дети.

 

Несколько слов в завершении

Конечно, небольшие зарисовки, увы, не могут передать той атмосферы, которая присуща школам Монтессори. Тем более, что многое осталось «за кадром». Чтобы не докучать читателям длинными опусами, расскажем об этом в следующий раз…

 

 

Комментарии
На эту публикацию было отставленно 0 комментариев:

Нет комментариев. Ваш будет первым!