Как создать монтессори-группу

Просмотров: 769   |  

Ирина Исаева

 

г. Королев

 

Очень часто, влюбившись в монтессори-педагогику, мы загораемся идеей открыть группу (сад/клуб/школу) и обязательно сталкиваемся с первыми вопросами: С чего начать? Что нужно для открытия группы? Какое помещение необходимо? Какие подводные камни меня ждут? И ,наконец,- где взять деньги? Год от  года количество желающих открыть новые площадки возрастает, и эти вопросы  становятся вновь актуальными, как никогда. Давайте поговорим об этом подробнее.

Итак, этап 1 – Идея.

В начале любого проекта необходимо определиться: что конкретно вы  хотите. Ваш малыш подрастает, ему пора в детский садик? Вы хотите для него только лучшее, вокруг ничего приличного нет и кто, как не вы, поможет ему в этом? Тогда наверняка ваши мысли об организации группы полудневного пребывания или о группе полного дня. Или его возраст позволяет начать с открытия группы до 3 лет? Или вы, поработав где-то или просто окрылившись идеями Монтессори, решили попробовать свои силы и реализовать себя в этом красивом, совершенно женском деле и пока не знаете в каком формате? Возможно, вы определились с открытием сети детских клубов или садов? Вне зависимости от масштаба, подход будет одинаков. Важно подумать о своем проекте основательно, конкретизировать идею, сформировать общее видение проекта. От четко очерченной идеи зависит дальнейшее ее воплощение. Не забудьте уже на этом этапе сформулировать миссию проекта. Она, как путеводная звезда, будет вам светить в моменты, когда будет непросто.

        Сразу хочу разочаровать тех, кто преследует цель исключительно заработать. К сожалению ( или к счастью)  это  не место, где есть сверхприбыль. Но он вполне может (и должен быть) окупаемым и приносящим доход. Важно понимать, что работа с детьми – это бизнес социальный, не терпящий компромиссов. Если вы проявите  желание развиваться, то это влечет за собой обязательные вложения. Важно соблюдать все законы организации бизнеса, ведь они действуют и для социальной услуги, будь то образовательная услуга, услуга по уходу и присмотру за детьми или услуга по организации досуга.

Этап 2 . Маркетинговое исследование и анализ рынка.

Одним из самых важных этапов, который, кстати, часто незаслуженно пренебрегается молодыми предпринимателями, является анализ и  изучение рынка. Где ваша услуга будет оказываться?  Для сбора информации подойдут все способы – подруги-друзья, местные газеты, журналы, телевидение, интернет. Важно точно узнать, кто находится на этом рынке, какие услуги предлагает, какова их стоимость, масштаб деятельности. Отлично, если мы включим сюда даже магазины по продаже детского питания, одежды. Они нам пригодятся для построения маркетинговой стратегии. Все это необходимо, чтобы наша идея начала уже обретать осязаемые очертания, чтобы мы определили, в чем наше конкурентное преимущество и кто наши будущие партнеры.

Стоит детально продумать, для кого мы будем оказывать нашу услугу. Анализ потенциального потребителя включает в себя детальное описание – уровень дохода, состав семьи, какими еще услугами он пользуется, вплоть до предположения, куда ходит в кино и магазин – чем детальнее, тем лучше. Вы будете знать, где ему предоставить информацию о вашем проекте. Обязательно надо проанализировать потребителя, находящегося в предполагаемом нами месте открытия площадки.

После проведенного анализа наша идея имеет два пути развития – или мы решаем оказывать услугу в выбранном нами районе для того потребителя, который на нем находится, или мы решаем, организовать площадку в месте, находящемся ближе к желаемому потребителю. Здесь все зависит от насыщенности рынка подобными услугами. Однако, как показывает практика, пока еще существует дефицит хороших детских центров и садов, и поэтому туда, где работают заботливые профессионалы, родители могут привозить своих малышей издалека.

 Этап 3 . Оценка и поиск ресурсов.

Основные ресурсы, которые нам потребуются – это люди, деньги и помещение.

Люди

всегда дефицит, потому задолго до открытия необходимо начинать заявлять о себе на сайтах монтессори-сообщества, подбирать основных сотрудников. Подойти к этому надо самым тщательным образом. Сотрудники –  основа успеха.

Деньги.

Если есть собственные сбережения, семейный совет поддерживает, какие могут быть преграды? Как правило, или их недостаточно или нет совсем. Тогда нет другого варианта, кроме привлечения средств. Это может быть частный заем у друзей или родителей. Его преимущества очевидны, ведь его можно получить без процентов. Но также очевидны риски потери друзей или испорченных отношений с родителями. Альтернативой послужит банковский кредит. Вы будете независимы при повышенной степени ответственности, но  минусы  очевидны – это высокие проценты плюс   нестабильное состояние финансового рынка.

 Другим вариантом привлечения денег могут послужить инвестиции, но я бы не рекомендовала вступать в инвестиционные отношения, не имея опыта. Как правило, любой инвестор желает получить долю в бизнесе, не очень терпит долгой окупаемости и всегда есть риск влияния с его стороны на стратегию развития проекта.

Помещение.

 Оно зависит от формата проекта, с которым мы определились. Под детский центр минимально потребуется нежилое помещение в 80 кв.м. Оптимально – 150 кв.м. Под группу детского сада в 15-20 человек нужно помещение не меньше 120 кв.м, оптимально – те же 150 кв.м. Или коттедж площадью 300 кв.м (минимум 150 кв.м). Важно знать, что помещение должно быть не подвальным и обязательно оборудовано противопожарной сигнализацией. Если она не оборудована, обязательно договоритесь об установке с собственником. Предусмотрите, чтобы у взрослых и детей были отдельные санузлы. В случае детского сада, неподалеку должно быть место для прогулки. В идеале – огороженная территория, но подойдет и детская площадка. Опять же для группы полного дня необходимо продумать вопрос кормления детей. Будет ли это привозное питание или вы оборудуете кухню. До последнего дня питание один из основных камней преткновения в деле организации детских садов. Не могут не вдохновлять последние речи наших руководителей страны об отмене СанПиНов и снижении требований к частным и домашним детским садам. Но пока их обещания не вступили в силу, мои рекомендации – официально разделить услуги – образовательную (досуговую, ухода и присмотра, другую) от организации питания. Пусть ее оказывают два разных лица (юридических или физических) и родители заключают два договора.

Этап 4 . Выбор организационно-правовой формы.

В зависимости от масштаба нашего проекта и наличия времени надо решить, будет ли наша организация оказывать образовательную услугу, которая подлежит обязательному лицензированию или нет. Деятельность подобного рода согласно классификатору ОКВЭД можно отнести и к деятельности учреждений клубного типа и к деятельности по предоставлению социальных услуг без обеспечения проживания. Из раздела «Образование» - 80.10.3. «Дополнительное образование детей», из других разделов - 92.51. «Деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа; 85.32 «Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания». На мой взгляд, на первом этапе имеет смысл зарегистрировать себя в качестве индивидуального предпринимателя. И через некоторое время, немного разобравшись в сути дела, перерастать в более серьезную организацию.

Этап 5 . Бизнес-план.

Когда мы уже достаточно обо всем подумали и уже появились кое-какие очертания проекта, самое время для составления бизнес-плана. Не важно делали ли вы бизнес-план когда-нибудь раньше или нет, необходимо себя заставить написать его. Пусть он будет непрофессиональный, но вы задумаетесь над вопросами, которые не были видны на поверхности. Бизнес-план заслуживает отдельного детального разговора, но основные его разделы приблизительно таковы.

Таблица 1. Основные разделы бизнес-плана

№ п/п

Разделы

О чем думаем, что пишем

1.      

Цель проекта.

Все, что мы решили на первом этапе

2.      

Описание проекта.

Все особенности проекта, характеристика услуги

3.      

Маркетинговый анализ.

Пишем сюда наши проведенные исследования

4.      

Характеристики местоположения.

Географические, экономические характеристики уже предполагаемого или желаемого района

5.      

Разработка маркетинговой стратегии.

Метод привлечения клиентов, план реализации услуг

6.      

Производственный план.

Помещение, оборудование, управление

7.      

Инвестиционный план.

Бюджет первичных затрат

8.      

Оценка рисков

Преимущества проекта и риски

9.      

Финансовый план

План доходов, финансовый анализ, рентабельность проекта, налоги, точка безубыточности

В итоге у нас появится ориентир, документ на нескольких листах. Оформим его красиво, ведь это уже материализованное начало нашего пути. План, по которому мы будем развиваться. Этап бизнес-плана – последний этап принятия решения. Взвешиваем все за и против, и если нас вдохновляет наш проект, приступаем к прекрасному и самому захватывающему этапу – реализации.

Не пугайтесь, если вы будете отступать от вашего плана. Реальная жизнь всегда отличается от ожидаемой. Главное, фиксируйте расхождения, анализируйте их и учитесь принимать взвешенные решения. Со временем вы научитесь оценивать ситуацию ближе к сути. И никогда, никогда не отчаивайтесь!

Ведь, как говорила мудрая улитка, ползущая на вершину горы Фудзияма, чтобы долезть до вершины горы, надо не скорость умножать на время, а упорство на призвание.

Комментарии
На эту публикацию было отставленно 0 комментариев:

Нет комментариев. Ваш будет первым!