Преодолима ли проблема мотивации, или образование как рынок шансов и времени

Рейтинг:
0
  |  
Просмотров: 2085   |  

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Воспитание как умышленное формирование людей
по известным образцам не плодотворно,
не законно и не возможно.
Л.Толстой

 

ПРЕОДОЛИМА ЛИ ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ,
ИЛИ ОБРАЗОВАНИЕ КАК РЫНОК ШАНСОВ И ВРЕМЕНИ
А.А.Цукер

 

В последнее время, наблюдая развитие ситуации в нашем современном об­ разовании, мы все чаще и чаще встречаемся с некоторым интересным парадоксом. Результаты различных проводимых сегодня социологических исследований показывают, что, с одной стороны, в обществе все больше растет понимание по­лезности и необходимости получения качественного образования, с другой - падает мотивация детей и подростков к обучению в средней школе катастрофиче­ски. «Как заставить современных учеников учиться?» - вот, пожалуй, самый по­пулярный вопрос, который мне как представителю науки задают уже несколько лет подряд педагоги школ.
Однако задумаемся, может быть дело здесь совсем не в не желающих учиться учениках, а в нас самих и самом этом нашем «заставить». Заставляя, или же принуждая детей к обучению, мы, по сути дела, реализуем классический производственный подход к организации образовательного процесса в школе.
Чувствуем себя «инженерами человеческих душ», а свое учреждение - фабрикой по их формированию и коррекции. Пытаемся взять на себя ответственность за определение или, скорее даже, предопределение настоящего и будущего другого.
Однако сегодня уже не только ученые, философы и инновационно настро­енные педагоги говорят о необходимости гуманизации существующих образова­тельных практик, но и сами дети желают по-настоящему становиться субъекта­ми собственного развития, хозяевами своего детства, своей юности, своей судь­бы. Они по праву имеют на это право. Психологи описывают процесс развития личности ребенка как постепенное освоение идеальных форм взрослости. Такое развитие, как отмечает в своих работах Б.Д.Эльконин, имеет возможность осу­ществляться не всегда, а только в периоды общественной стабильности, то есть в такие, в которых эти идеальные формы взрослости объективно даны, присутствуют, эффективно работают и опознаются. Сегодня прежние формы взрослости разбиты и перестали быть идеальными, а значит и значимыми для освоения. Де­ти не хотят встречаться с теми, кто может просто, пользуясь своей властью, под­чинить и заставить, они продолжают уважать взрослых за их силу, но видят эту силу совершенно в другом.
Подчинение ведет к умножению опыта пребывания ребенка в администра­тивно - приказной, исполнительской модели взрослого поведения, которая, в свою очередь, будучи очень удобной для нас, воспринимается ребенком как аб­солютно бессмысленная с точки зрения постепенно раскрывающихся перед ним игр современного общества. Мир предстает перед детьми бесконечной множест­венностью вариантов, выборов и альтернативных возможностей. Времена норм и законов сменяются временем предпочтений и смыслов. Нам трудно признаться как им, так и самим себе, что чаще всего не можем найти и предложить более-менее достойные прецеденты взрослости в нашей здесь-и-теперь ситуации
тотального отсутствия определенностей. Взросление ребенка оказывается за пределами школы, школа перестает контролировать процесс его развития.
Пребывание в школе становится для детей, чаще всего, малозначимым, неинтересным и даже отягощающим.
Ставя перед собой задачу созидания и освоения новой, адекватной сего­дняшнему дню идеальной формы взрослости, мы полагаем ее одним из немно­гих способов реального разрешения проблемы учебной мотивации и хотя бы частичного возвращения основной линии развития ребенка вовнутрь образова­
тельной системы.
Контуры этого искомого образа идеальной взрослости, если опять же при­знаваться себе честно, мы уже знаем или хотя бы начинаем угадывать. К тому же давным-давно известно, что научить предприимчивости может только человек предприимчивый, способности принимать ответственные решения — только спо­собный и т.д. Новая взрослость должна раскрываться перед детьми в формулах
социальной и внутриличностной успешности, открытости, партнерстве, перехо­де от только что упомянутого «не хочешь - заставлю» к иному: «не хочешь - предложу иное». Именно те, кто смогут, осваивая такую форму культурного по­ведения, через себя презентировать ее учащимся, смогут и пробудить в них ре­альную образовательную мотивацию.
Мы не случайно назвали подобное поведение культурным, понимая под культурой совокупность внутренних представлений и норм. Обращая внимание на самих себя, мы хотим вести речь об изменении наших фундаментальных спо­собов мышления об образовании. Ставшие уже привычными рассуждения о том, что образованию сегодня в обществе уделяется мало внимания, что оно хрони­чески недофинансируемо и юридически бесправно, никак не способствуют его мотивационной привлекательности. Иное активное и мотивационно значимое образовательное поведение требует замены инженерно-производственных норм и представлений о процессе и системе образования на рыночные. С нашей точки зрения, среднее образование должно мыслиться рыночным образом уже не
столько в контексте своей финансовой выживаемости, сколько в контексте со­хранения собственной сущности в новых условиях. И это положение может быть обосновано хотя бы тем, что формирование человека, способного жить в совре­менном экономически развитом демократическом правовом обществе, причем не просто жить, а еще и способствовать его становлению, является сегодня, по сути дела, основной миссией отечественного образования, а также центральной задачей его модернизации.
Развитие рыночных процессов в образовании чаще всего связывают с таки­ми факторами, как:
- появление многообразия различных типов и видов образовательных учреж­дений;
- увеличение диапазона образовательных программ и учебных пособий;
- появление у родителей и учащихся возможности выбора места обучения;
- недостаточное бюджетное финансирование школы;
- расширение числа платных дополнительных образовательных услуг и т.д.
Наш подход к становлению рыночно ориентированной, а следовательно, и мотивационно значимой модели современного среднего образования состоит прежде всего в особом, рыночном или, говоря иначе, маркетинговом прочтении всех основных педагогических и дидактических категорий, в попытке мыслить образовательный процесс в контексте понятий обмена, спроса и предложения (к чему мы, собственно, далее и предлагаем перейти).
В современном маркетинге уже давно установлен тот факт, что люди чаще всего приобретают в качестве товаров не столько конкретные продукты или ус­луги, сколько те эффекты, которые от них происходят. Так, например, покупая автомобиль, человек покупает не только средство передвижения с определенны­
ми техническими характеристиками, но и определенный образ жизни. Заходя в парикмахерскую, мы приобретаем свой имидж, в аптеку - избавление от боли.
В чем же специфика услуг, которые предоставляет населению сфера обра­зования? Как с теоретической, так и с практической точки зрения, было бы со­вершенно недопустимо предположить, что различные образовательные учреж­дения и педагоги непосредственно торгуют знаниями, способностями, нравственными качествами и т.п.
Исходя из позиций маркетинга, образование как таковое выносит на рынок совершенно особый вид товара: оно торгует шансами. Или, говоря иначе, позво­ляет человеку приобретать разнообразные новые жизненные шансы. Шанс по­нимается здесь как внутренняя возможность совершения чего-либо, зависящая только от самого человека. Единственное, зачем человеку может быть необхо­димо образование в любом возрасте, легко выражается в потребности расшире­ния собственных внутренних возможностей, потребности расширения простран­ства собственных жизненных шансов. Каждое образовательное учреждение от­личается одно от другого, по сути, тем, какую совокупность шансов оно предос­тавляет своим потребителям. И именно эти шансы привлекают или не привле­кают родителей, выбирающих то или иное место для обучения своих детей.
Гимназия дает больше шансов для поступления ее выпускника в вуз, обычная школа рядом с домом - шанс сохранения здоровья ребенка при получении обра­зования, его защиты от чрезмерных перегрузок, шанс безопасности при переме­щении из дома в школу и т.д.
Число шансов, реально и потенциально предоставляемых средними обще­образовательными учреждениями, практически безгранично, поскольку их наполнение и конфигурация может быть уникальна в каждом отдельном случае.
Однако, обращаясь к типологии основных заказчиков или потребителей образо­вания, мы можем получить и типологию образовательных шансов. К основным потребителям современных образовательных услуг мы относим:
1) самих учащихся;
2) родителей;
3) государство;
4) общественность;
5) деловой мир;
6) другие образовательные учреждения;
7) педагогический коллектив.
Каждая из этих групп потребителей имеет свои потребности и ожидания от сферы образования. Каждый из них ищет в образовании свой собственный обра­зовательный шанс. Зная природу образовательных потребностей каждого потре­бителя, мы сможем обнаружить сущность и ассортимент необходимых сегодня образовательных услуг, «нащупать» язык, на котором можно разговаривать с тем или иным заказчиком.
Дети ищут в образовании интересное времяпрепровождение и социальную успешность. Они хотят через школу быть признанными взрослыми, а быть хо­рошим учеником значит быть признанным обществом.
Родители приобретают в среднем образовании шанс личной успешности.
Они хотят обучать своих детей в таком образовательном учреждении, которое бы позволило им считать себя хорошими родителями, сделавшими все возмож­ное для настоящего и будущего своего ребенка. Хорошим образовательным уч­реждением, с этой точки зрения, является то, которое сможет дать понять отцам и матерям учащихся, что они хорошие родители.
Государству необходимо получить шанс стабильности своего существова­ния. Через образование оно стремится, с одной стороны, создать систему занято­сти для своих еще несовершеннолетних граждан, а с другой - дать им мини­мальную функциональную грамотность (стандарт). Привычным для нас стало
выполнение такой функции, как подготовка учащихся к получению высшего об­разования. Однако на современном этапе ее становится явно недостаточно. В принятой недавно Концепции модернизации российского образования содержа­тельно сформулированы те основные шансы, которые готово приобретать госу­дарство у средней школы сегодня.
Различные круги общественности ждут от образования деятельности по поддержанию и развитию существующих в культуре традиций. Также школа может стать и точкой формирования новых традиций. Однако всегда при работе с общественностью необходимо понимать, на какой уровень общественности мы выходим и с какими традициями начинаем работать. Это, пожалуй, самый непроработанный пласт в менеджменте и маркетинге образования.
Организации и фирмы могут рассматривать систему образования как шанс экономии собственных ресурсов, например, для проведения эффективной и сравнительно малозатратной рекламной кампании или формирования устойчи­вого позитивного имиджа.
Другие образовательные учреждения желают обретать в школе шанс пло­дотворного взаимовыгодного сотрудничества. Так, налаживание партнерских отношений с вузом, с одной стороны, повышает конкурентоспособность собст­венной образовательной программы, с другой - вуз получает возможность по­стоянной живой и, в этом смысле, наиболее действенной рекламы своей образо­вательной программы в среднем общеобразовательном учреждении. Ведение спецкурсов и факультативов вузовскими преподавателями может рассматри­ваться не только как часть образовательного предложения школы, но и как на­ прямую выходящая на потребителя рекламная кампания вуза.
Сам педагогический коллектив школы, осуществляя свою деятельность, получает шанс собственной профессиональной самореализации.
Реализуя указанное многообразие образовательных шансов, система обра­зования выносит на рынок один из самых гуманистичных видов товаров, по­скольку шансы, как мы уже и отмечали выше, лишь расширяют каждому потре­бителю его внутренние возможности, а то, насколько потребитель сумеет ими
воспользоваться, зависит исключительно от него самого. Совершенно другой вопрос: насколько реально и гарантированно эти возможности потребителям предоставляются. Ведь далеко не секрет, что существуют школы, в которых очень трудно почувствовать себя успешным учащимся, хорошим родителем, партнером и т.д. Производство полноценных, подлинных шансов, шансов, кото­рыми на самом деле можно воспользоваться, и составляет сущность процесса разработки и воплощения в жизнь учреждением собственной образовательной программы.
В основании любых действий на рынке всегда лежит понятие обмена. Лю­бой обмен, как известно, является обменом только тогда, когда он эквивалентен и взаимовыгоден. Приобретая различные потребительские товары и услуги, мы тратим определенные денежные средства, считая их, чаще всего, практически единственным универсальным рыночным посредником и условием обмена.
Зададимся вопросом: чем же расплачивается с нами потребитель, когда по­лучает или же, говоря точнее, приобретает у нас свои новые, только что расши­ренные жизненные шансы? Что должен потратить любой заказчик, чтобы при­обрести настоящее, качественное образование?
Специфика рынка образовательных услуг достаточно тонка и трудно уло­вима с первого взгляда, требует серьезного, вдумчивого анализа. Выше мы уже говорили о том, что образование не может торговать напрямую знаниями, спо­собностями и качествами, а сущность товаров, выносимых на рынок образованием, состоит совершенно в другом. Точно так же, с нашей точки зрения, было бы не совсем корректно предполагать, что образование, или образовательные шансы можно приобретать за деньги, а также, что цена да образовательные ус­луги может быть выражена конкретно и исключительно в денежной сумме.
В существующих сегодня экономических теориях представления об уни­версальных рыночных посредниках значительно расширены. Кроме товарно-финансовых отношений, мы можем говорить о бартере услуг, рынке ценных бу­маг, рынке связей и отношений и т.д. Говоря же о рыночных отношениях в обра­зовании, необходимо чегко понять, что распространенное сегодня положение
"образование сегодня можно купить за деньги" есть не более чем миф и иллю­зия. За деньги можно приобрести свой новый социальный статус. Но это само по себе еще не дает человеку реального шанса, статус - расширяет лишь его внеш­ние возможности. Реальной валютой образования является время, именно за не­го можно приобрести настоящее образование. Чтобы получить новые полноцен­ные жизненные шансы нужно потратить свое личное время. Можно в принципе говорить и о том, что-число полученных нами шансов прямо пропорционально тому, сколько времени мы потратили на освоение той или иной образовательной программы. При этом под личным временем освоения образовательной про­граммы мы понимаем реальные, а не только формально заданные часы и мину­ты, посвященные своему образованию. Ведь можно формально присутствовать на лекции или уроке, и даже отвечать или что-то записывать в тетрадь, но думать в этот момент о чем-то другом. А можно и, наоборот, вне стен школы ду­ мать над разрешением какой-либо проблемы, задетой в логике протекания учебного процесса.
При более пристальном взгляде на время можно легко обнаружить его подчиняемость требованиям и законам любой валюты. Оно, с одной стороны, измеримо и имеет объективные, одинаковые для всех мерные единицы. С другой стороны, оно субъективно, то есть имеет для каждого свое неповторимое личностно окрашенное значение. Но, кроме того, время имеет одну очень существенную особенность, резко отличающую ее от всех остальных валют. Любая иная валюта может находиться в постоянном обороте, многократно переходя от поку­пателя к продавцу и обратно. Время же - не возобновимо, одно и то же время никогда нельзя потратить дважды. Время, в этом смысле, справедливо можно считать самой дорогой в мире валютой, и, получая качественное образование, потребитель расплачивается за него своим самым дорогим и невосполнимым ре­сурсом.
Каждый потребитель (и здесь мы обращаемся к их типологии) тратит на образование свой совершенно особый тип времени.
Дети тратят на образование время взросления, то есть то единственное вре­мя, когда только и возможно стать взрослым. Попадая в ту или иную школу, в тот или иной класс, они, по сути, определяют время своего детства, которое в данных условиях будет проходить так, а не иначе.
Родители тратят на образование детей время своей зрелости и старения, свое геронтологическое время. Они смогут уделять больше времени как ребенку, так и школе только в том случае, если опознают в воспитании наиболее краткий путь к ощущению себя успешными, состоявшимися людьми.
Государство живет своим особым - политическим временем. Его основная задача - сделать свою власть как можно более эффективной в максимально ко­роткие сроки. Ведь именно от этого зависит его дальнейшая жизнеспособность.
В силу своей природы государство любого типа вынуждено тратить свое основное время лишь на те отрасли хозяйства, которые могут дать ему гарантирован­ный быстрый эффект в своем развитии. На все остальные сферы государствен­ное время, впрочем, как и остальные его ресурсы, распределяется, как правило, по остаточному принципу.
Существует устойчивое мнение, что нам у государства необходимо доби­ваться только одного: увеличения объемов финансирования. Однако, как бы это сначала ни показалось странным, с маркетинговой точки зрения, это не главное.
При одном из вариантов правильно продуманной государственной политики об­разование смогло бы заработать себе необходимые для своего существования деньги. Куда важнее поэтому, чтобы государство не принимало каких-либо ско­ропалительных малообдуманных решений, а нашло у себя достаточно времени на тщательное продумывание и разработку той самой правильной государствен­ной образовательной политики. Тратить же основное государственное время на, во многом, консервативную систему образования означает всерьез ожидать от нее быстрых, легко замечаемых и качественных изменений, что представляется весьма сомнительным.
Время общественности - время самоуважения. Реальным воплощением общественной жизни на любом ее уровне является траектория изменения так на­зываемого общественного мнения, поскольку главным способом развития и движения вперед любого общества по-прежнему остается поиск новых, более
соответствующих изменившейся ситуации форм самоуважения и самооправда­ния, разоблачение старых. Общественность, в этом смысле, согласна тратить свое время на все, что окажется достойным материалом для этого процесса.
Еще один потенциальный, но пока еще редко опознаваемый нами потреби­тель услуг среднего образования - деловой мир - также имеет свое особенное и только для него характерное время. Бизнес живет временем капитала, увеличе­нием скорости его оборота.
Другие образовательные учреждения живут временем создания и реализа­ции собственных образовательных программ, логикой их построения, набором контингента, качеством своего учебного процесса, повышением собственной квалификации.
Каждый педагог, наконец, живет в школе временем своей профессиональ­ной самореализации.
Попробуем получить целостное представление о рынке образования как рынке шансов и времени. Мы можем говорить об основных типах образователь­ных шансов, потребителях и времени, которые они согласны тратить на образо­вание:
1. Дети могут потратить уникальное время своего взросления для приобретения своей настоящей и будущей социальной успешности.
2. Родители согласны посвящать время своей зрелости и старения вопросам воспитания и образования детей при получении возможности считать себя хорошими, состоявшимися родителями.
3. Государство может тратить свое политическое время на образование для со­хранения гарантий стабильности собственного существования.
4. Общественность заинтересована тратить время своего самоуважения на под­держание и развитие посредством школы собственных культурных традиций.
5. Деловой мир может потратить время приращения своего капитала на про­движение с помощью сферы образования своего товара или формирование своего имиджа.
6. Другие образовательные учреждения уделяют поиску партнеров отдельное время своих образовательных программ.
7. Каждый педагог может проводить в школе максимум времени, отведенного им на свою профессиональную самореализацию.
Но если, как мы уже указали выше, основной валютой образования являет­ся время, то каким же образом на рынке образования появляются деньги, и как, соответственно, может на рынке зарабатывать образовательное учреждение? И здесь появляется понятие экономии времени. Потребитель готов расплачиваться деньгами за экономию их самого дорогого и невозобновимого ресурса, за предоставление возможности потратить его еще на что-нибудь дополнительно. На реальный рынок платных образовательных услуг выходят только те услуги, ко­торые позволяют потребителям получить те же образовательные и жизненные шансы, того же качества, но за более короткие сроки.
Экономия детского времени связана, в первую очередь, с образовательны­ми услугами, ускоряющими процесс ранней и долгосрочной социализации, по­зволяющими за короткое время освоить азы успешности в современном мире.
Наиболее конкурентоспособными здесь становятся образовательные программы, построенные на основе новейших образовательных технологий:
- интенсивное освоение актуальных и востребованных сегодня учебных дис­циплин,
- модули-погружения,
- выездные летние школы,
- профессиональные пробы,
- бизнес-практикумы,
- тренинги личностного роста,
- участие в социальных, исследовательских, творческих проектах и др.
Сюда же можно отнести и образовательные предложения, позволяющие за то же самое время качественно освоить большее число учебных предметов или более глубоко и качественно изучить отдельную дисциплину.
Задача экономии родительского геронтологического времени также может решаться одновременно в нескольких направлениях:
1. Экономия времени родительского досуга через организацию школы полного дня, воспитание у учащихся чувства ответственности и самостоятельности, формирования навыков рациональной организации своего труда.
2. Экономия так называемого конфликтного времени (сокращение числа и дли­тельности конфликтов в семье) как через совместное, так и через раздельное обучение детей и взрослых способам анализа и разрешения конфликтов.
3. Экономия статусного времени или, говоря иначе, времени амбиций и притя­заний через ощутимую заботу образовательного учреждения как о своем имидже, так и об имидже своих родителей.
Экономия политического времени государства состоит в осознанной целе­направленной работе образования на его стабильное настоящее и будущее, де­монстрации реалистичности, оправданности и воплотимости в жизнь за короткое межвыборное время определенных защищаемых им положений.
Возможность экономии общественного времени связана с сокращением пе­риодов общественного неуважения, потери себя и самобичевания. Создание но­вых образовательных и социальных поводов для возвращения время от времени утрачиваемого уровня самоуважения и самоидентичности чаще всего может обернуться общественным признанием, грантами, другими финансовыми влива­ниями.
В основе предложений по экономии времени бизнеса лежит ускоренное продвижение с помощью имиджевых ресурсов сферы образования различных услуг и товаров.
Экономия времени других образовательных учреждений состоит в сокра­щении времени на проведение качественного набора, подготовку слушателей и т.д. Здесь же другое направление - экономия времени на накоплении профес­сионального опыта и методических разработках.
Любой педагогический коллектив готов экономить время своей самореали­зации. Педагоги могут оплачивать различные курсы, семинары, стажировки, другие предложения, которые могут гарантированно привести их к личному и профессиональному успеху.
При применении такого варианта маркетингового подхода к построению образовательного и воспитательного процесса в средней школе совершенно по-другому могут трактоваться и решаться многие практические и теоретические проблемы педагогики. Так, рассмотренная нами в начале статьи проблема моти­вации, нежелания современного ребенка учиться вообще или отсутствие интере­са к определенному предмету могут быть поняты здесь как невидение ребенком шансов стать более социально успешным в этом пространстве, а потому абсо­лютно законно нежелание тратить на это пространство свое и без того ограни­ченное детское время. Преодоление проблемы мотивации в этом подходе одно­значно связывается нами с разработкой каких-либо существенно новых и значи­мых для сегодняшних учащихся образовательных предложений, общим измене­нием нашего отношения или, скорее, даже нашей позиции в отношении к обу­чающимся, а через это, может быть, и некоторое обновление самих себя, своего типа взрослости. 


ЛИТЕРАТУРА

Розеншток-Хюсси О. Рабочие учат слишком мало, а учителя слишком много: раз­гадка Августином загадки времени // Пер. с нем. и англ. - М.; СПб.: Университет­ская книга, 2000. - (Книги света). - С.36-76.
Эльконин Б.Д. Психология развития. - М.: Контакт-Альфа, 2001.


Источник: «Сибирь. Философия. Образование» 2003(7)

Комментарии
На эту публикацию было отставленно 0 комментариев:

Нет комментариев. Ваш будет первым!