Монтессори педагоги – кто они?
Елена Баканова,
психолог Монтессори педагоги – кто они? Вопрос, очевидно, не праздный. Что за люди становятся Монтессори-педагогами? И может ли любой человек, отучившийся на курсах, стать им? Конечно, ЛЮБОЙ - не может. А кто - может? Могут ли какие-то черты личности, темперамента, образование или жизненный опыт служить залогом того, что, получив определенную сумму знаний и какие-то навыки, человек непременно сможет быть монтессори-педагогом? Этот вопрос особенно важен и для руководителей, которые заинтересованы в создании команды профессионалов. Шкала толерантности или принятия Современные методики профотбора ориентированы почему-то все больше на поиск менеджеров по продажам, а до монтессори-педагогов никому никакого дела нет. Поэтому, в конце концов, мы – группа энтузиастов при Ассоциации Монтессори-педагогов России решили использовать классический многофакторный опросник MMPI , адаптированный к российским условиям и усовершенствованный Л.Н. Собчик («Стандартизованный многофакторный метод исследования личности» далее СМИЛ.)и выяснить количественные и качественные характеристики профессиональных свойств педагогов. Нам казалось, что такой тонкий инструмент позволит выявить некие личностные черты, присущие именно монтессори-педагогу (далее МП). Но здесь нас постигла неудача. Вполне успешными монтессори-педагогами оказались люди со взаимоисключающими личностными чертами. Это были лидеры и ведомые, оптимисты и пессимисты, женственные и не очень, и даже интроверты и экстраверты. Пожалуй, единственной шкалой, значения которой оказались критичными для МП, это была так называемая шкала лжи. Эта шкала включает в себя утверждения, которые выявляют желание испытуемого представить себя в наиболее выгодном свете. И показывает, что человек отрицает у себя слабости, присущие любому – способность хоть иногда и немного сердиться, лениться, пренебрегать исполнительностью, строгостью манер, правдивостью, аккуратностью даже в самых ничтожных размерах и в самой простительной ситуации. Что, вообще говоря, означает недостаточное самопонимание и не слишком высокие адаптивные возможности. Все, у кого значения по этой шкале превосходили некий порог, оказались среди не-монтессори-педагогов (НП). К сожалению, обратное оказалось неверным. То есть, значительное число людей, вполне адекватно себя оценивающих к хорошо адаптированных, тем не менее почему-то входили в категорию не-монтессори-педагогов. Некоторым противопоказанием были высокие значения по шкале интроверсии. Интроверт – это тот, кто предпочитает отдыхать в одиночестве, а экстроверту «хоть к пчелам в улей, лишь бы только в коллектив». Особенно сложна для интровертов работа в группах 0-3, потому что там идет взаимодействие не столько с детьми, которых любить нам как-то легче, сколько со взрослыми, которые зачастую идут в группу совсем не за свободным развитием ребенка. Получалось, что среди классических шкал нет такой, посмотрев на которую, можно было бы сразу сказать, да вот это - МП, а вот это - совсем наоборот. Тогда мы решили найти максимальное расхождение между ответами МП и НП и посмотреть, на какие вопросы МП отвечают «НЕТ» , а НП – «Да» и наоборот. В результате набралось около ста вопросов, которые и составили нашу шкалу «монтессори-пригодности». Что же за утверждения ее составляют? Оказалось, что МП застенчивы и эмоциональны, мечтательны и чувствительны, несколько тревожны, обидчивы, пессимистичны и менее уверены в себе и в завтрашнем дне. Они раздражительны и нерешительны, в общем, как-то несколько более подвержены всем человеческим слабостям, чем НП: те всегда четко знают, чего хотят от себя и окружающего мира и мало предаются сомнениям. Любопытное наблюдение! (Руководители, которые берут на работу специалиста, могут иметь это в виду во время собеседования). Для себя мы назвали эту шкалу Шкала толерантности и приятия. Для того чтобы было удобнее анализировать полученные данные, мы отнормировали значения, получаемые по введенной нами шкале толерантности на средние для МП и увидели, что этот коэффициент изменяется от 1 до 2. Где 1 – показатель для нашей отобранной группы МП, а 2 – для НП. Все остальные значения находятся в основном между этими крайними точками. Как здорово!- подумали мы,- вот она волшебная палочка, сейчас мы их проверим, сейчас мы их сравним! Несколько лет на каждом новом курсе мы предлагали желающим пройти тестирование, а потом наблюдали за тем, насколько успешны наши прогнозы. И вот основные результаты. Если значение коэффициента не превышает 1,5 высока вероятность того, что человек действительно станет МП, причем выяснилось, что у людей, серьезно относящихся к своей работе (кстати, есть и такая шкала – отношение к работе, и у МП этот параметр существенно выше среднего) со временем и значение коэффициента толерантности падает и стремится к заветной единице. Для творческих работников - музыкантов, художников это значение всегда несколько выше - 1,3- 1,6, независимо от стажа работы. Возможно, это связано именно с особенностями творческой деятельности. Самое большое разнообразие причин, по каким опрашиваемый может набрать коэффициент близкий к двойке. Это и слишком развитая креативность, когда за своими идеями не разглядеть инициативы ребенка, и высокая тревожность, когда человек пытается строго следовать каким-либо правилам, не учитывая изменяющуюся ситуацию, и недостаточно развитая эмпатия - (педагог не распознает вербальные и невербальные сигналы, посылаемые ему ребенком и обладает непоколебимой уверенностью, что «все должно быть по-моему». Все эти причины приводят к тому, что потребности ребенка подменяются потребностями педагога. Одна из педагогов с большим стажем работы как-то делилась своими наблюдениями – «мне очень нравятся «умные» дети и я очень хорошо умею сделать так, чтобы дети работали с материалом. Однажды ребенок, уже поработав некоторое время с предложенным материалом, вдруг очнулся и сказал: «но ведь я же не хотел этим заниматься!». Получается, не он хотел, а я хотела!». Многие опытные педагоги, хорошо понимающие и чувствующие детей, прекрасно знающие каким ключиком пробудить интерес у ребенка, начинают ощущать, что слишком интенсивно этими ключиками пользуются. Ребенок не может непрерывно без паузы переходить от материала к материалу. Для осознавания, запоминания нужно время. Даже вполне уже взрослым людям рекомендуется делать частые перерывы. И пугаться того, что ребенок не крутится, как белка в колесе, не стоит. Итак, как будто бы есть возможность спрогнозировать, насколько успешным будет Монтессори-педагог. Интересно, что одной из характерных черт МП является постоянное сомнение в правильности выбранных подходов и поиск новых способов взаимодействия с ребенком. Желание научиться чему-то новому, получить новый опыт и готовность поделиться своим, потребность во взгляде со стороны, это именно те качества, которые позволяют развиваться Мотессори-педагогике не только у нас в стране, но и во всем мире. Но это только одна из составляющих. Очень важно желание заниматься именно этой деятельностью. Люди, отучившиеся на курсах, далеко не всегда руководствуются страстной любовью именно к Монтессори-педагогике. Причины могут быть самыми разными – от повышения зарплаты до прямых указаний руководства. Понятно, что такая мотивация даже при самом замечательном коэффициенте мало способствует успешной деятельности. Чрезвычайно существенным оказывается то, каким образом человек начинает «карьеру» монтессори-педагога. Одно дело - работа в сложившейся монтессори-группе рядом с опытным педагогом, и другие - в только что организованной группа в 12-15 детей 2-3 летнего возраста, из которых половина - гиперактивных. Основным же результатом проведенных исследований стало понимание того, что практически любой почувствовавший, что монтессори-педагогика – это его жизнь, может найти свое место в этой все более расширяющейся области. А анкетирование поможет определить, какая именно деятельность будет наиболее эффективной – работать в «нулевке» с детьми до 3-х лет или в группе 3-6, а может и в школе, быть монтессори-педагогом, или заняться организацией монтессори-групп.
Нет комментариев. Ваш будет первым!