Взрослый как лидер

Рейтинг:
0
  |  
Просмотров: 1096   |  

 

Натэлла Ворожбит,
психолог ДРЦ Монтессори «Вершина»

Позитивные методы утверждения лидерской позиции взрослого

 

Важной особенностью гуманной педагогики является признание и утверждение свободы детей, и их равноправия с взрослыми. Но, уважая свободу ребенка, гуманный педагог и родитель, понимают, что у этой свободы есть граница, и заканчивается она там, где начинается свобода других людей. Ситуации, когда необходимо учитывать реалии окружающего мира и людей ( их чувства, желания, позицию и т.д.) – относятся к области договора. Например, если два ребенка хотят одну игрушку, то без договора, учитывающего интересы и потребности обеих сторон, не обойтись.

 

Малыши в силу эгоцентризма, свойственного возрасту, не знают о существовании границ свободы. Постепенно, в процессе воспитания, взрослые помогают им понять и принять естественные ограничения жизни. Педагоги и родители знакомят детей с правилами, которые регулируют отношения людей в различных ситуациях. Например, в саду Монтессори есть правило «Поработал, убери. Ребенок понимает, что убрать после себя материал и положить его на место – это проявить уважение к другим детям, которые захотят с ним поработать. Когда малыш играет на улице, то правило «Съезжаем с горки, убедившись, что внизу никого нет» позволяет им, испытывая радость от процесса, позаботиться о безопасности других детей.

 

Правила жизни в разных семьях различны. Все зависит от того, каких жизненных ценностей придерживаются члены семьи. Например, в семьях, где дети посещают Монтессори детский сад, часть правил создана с учетом ценностей и принципов Монтессори педагогики.

 

Если есть ограничения, связанные с безопасностью и необходимостью считаться с другими людьми, то взрослым просто необходимо иногда проявлять власть и твердость в ситуациях, когда ребенок по разным причинам не хочет сотрудничать и настаивает на исключительности собственных желаний. Всем своим поведением он как будто говорит: «А мне не важно, что хотите вы. Я требую, чтобы все было так, как я хочу»!

 

Как же проявляется власть в гуманной педагогике? В гуманной педагогике главный – это позитивный и конструктивный лидер. Когда педагог в Монтессори саду позиционируется как лидер, то его цель – позаботиться о безопасности малыша или удержать его в границах личной свободы, когда он посягает на свободу или безопасность окружающих.

 

Команды должны быть сформулированы ясно и позитивно. Позитивное утверждение «Я хочу, чтобы ты разговаривал со мной вежливо» отличается от негативной команды «Я хочу, чтобы ты перестал мне грубить» и негативного требования «Не груби мне»!

 

Команда должны быть произнесена твердо, но спокойно: "Я хочу, чтобы ты слез с горки", или "Я хочу, чтобы ты договаривался с детьми". Если вы используете позитивную формулировку команды, но при этом кричите или проявляете эмоции, то позитивный эффект снижается и ваша команда превращается в негативное требование. Ребенку необходим сильный, но позитивный лидер.

 

Рассмотрим способ конструктивного утверждения лидерской позиции взрослого на одном примере из жизни.

1.Первый шаг состоит в том, чтобы просто попросить.

Мама: «Ваня, убери, пожалуйста, игрушки с моего рабочего стола, он мне сейчас понадобится».

2.Если ребенок сопротивляется и не спешит выполнять просьбу, то второй шаг состоит в том, чтобы выслушать малыша и услышать его потребности.

Ваня: - Мама, я уже расставил все фигурки для игры! Если я буду переносить их, все перепутается!
Мама: - Мм, вижу: фигурки уже стоят в определенном порядке и готовы для игры. Действительно, нелегко перенести их, не нарушив строй.

3. Третий шаг состоит в том, чтобы, поняв потребности ребенка, рассказать о своем желании и своей позиции, а затем побудить его к договору.

Мама: Что же делать? Мне срочно нужен именно этот стол, ведь на нем стоит компьютер, на котором я собираюсь поработать. Отложить работу никак нельзя. Я помню, ты обещал, что будешь спрашивать меня, прежде чем занимать мой стол.
Ваня: Я забыл, но честное слово, я больше не буду забывать! Можно поиграть на твоем столе?
Мама: Я понимаю, что ты просто забыл о нашем договоре, так бывает иногда. Но сейчас нам надо как-то позаботиться и о моих и о твоих интересах. Я предлагаю свою помощь: давай сфотографируем фигурки и я помогу тебе перенести их в нужном порядке.
Ваня: Нет! Я хочу играть на этом столе! Я не буду перетаскивать фигурки!
Мама: Я понимаю: ты сердишься и не хочешь даже слышать об этом. Тогда я не успею подготовить документы и подведу других людей. Я не хочу так поступать с моими коллегами. Если тебе не подходит мое предложение, я готова выслушать твое. Что еще можно придумать, чтобы ты мог поиграть, а я поработать?
Ваня кричит: Нет! Я не хочу ничего придумывать! Я первый занял этот стол, и первый буду играть!
Мама: Мне неприятно, когда на меня кричат. Я всего лишь хочу понять, готов ли ты договариваться.
Ваня: Так договариваться я не готов!
Мама: Тогда выбирай, пожалуйста, мы аккуратно переносим игрушки вместе или ты просто убираешь их со стола.
Ваня: Я же сказал, я не буду переносить игрушки!

4. Если попытки мамы побудить ребенка к сотрудничеству не принесли нужных результатов, пора перейти к четвертому шагу и проявить лидерскую позицию.

Мама: Я хочу, чтобы ты убрал игрушки со стола.
Ваня: Я с тобой не разговариваю!
Мама: Понимаю, что ты сердишься, но я хочу, чтобы ты убрал игрушки со стола.
Ваня со слезами: Я тебя не люблю!
Мама: Я хочу, чтобы ты убрал игрушки со стола.
Ваня сердито сгребает все фигурки в коробку: Я с тобой больше никогда разговаривать не буду! И тебе не разрешаю с собой говорить.

Если после выполнения команды малыш сердится, необходимо просто оставить его в покое, а затем, спустя несколько минут, дружелюбным тоном поблагодарить за сотрудничество. Необходимо всем своим видом показать: вы нисколько не обижаетесь на то, что он не сразу согласился на сотрудничество. Ребенку важно чувствовать, что доброе и любящее отношение взрослых не потеряно из-за его сопротивления.

Даже во время команды у ребенка есть право сопротивляться в полную силу. Если вы на этом этапе не даете малышу гнуть свою линию, то значит, вы просто требуете от него покорности, а не призываете к сотрудничеству. Когда мы выслушиваем возражения ребенка, прежде чем он примет нашу позицию, то он не проявляет тупое и бездумное послушание, а учится корректировать, при необходимости, собственные желания в соответствии с желаниями других людей.

 

Комментарии
На эту публикацию было отставленно 0 комментариев:

Нет комментариев. Ваш будет первым!