Наказывать или не наказывать?
Рано или поздно вопрос «Наказывать или не наказывать ребенка?» возникает у всех родителей. И ответ каждый находит для себя самостоятельно. Вот только от этого выбора зависит многое. Уважаемые родители, помните: поспешность или излишняя требовательность может нанести ребенку огромную травму. Ведь ребенок по своей природе добр. Больше того – дети мудры, справедливы, доброжелательны. Откуда же у них берется ложь, воровство, хулиганство, непослушание? Все очень просто. Исходит это от принуждений и наказаний. Принуждая и наказывая ребенка родитель (воспитатель) проявляет насилие. А всякое насилие сопряжено с ненавистью. Это чувство возникает и у наказывающего родителя, и у ребенка. Оно накапливается. Накопленные обиду, гнев и ненависть ребенок обращает на взрослого, на общество и на самого себя – в форме непослушания, асоциального поведения, саботажа усилий взрослых, наконец, вывода: ну и буду плохим! Он становится «несчастливым ребенком». И тогда и взрослый, и ребенок, попадают в «заколдованный круг». Вот как это получается: Итог – ребенок становится неуправляемым, родители и учителя оказываются беспомощными. Каков же выход? Единственный выход это - снятие давления на ребенка и устранение негативных эмоций, порождаемых воспитанием. Коротко говоря, «вылечивает» вера (в его положительную природу), принятие и добро. Что может способствовать бесконфликтному общению с ребенком? Этому могут способствовать правила. Правила о правилах (По материалам книг Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» и «Продолжаем общаться ребенком. Так?») 1. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни ребенка. 2. Правил не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Постарайтесь в каждом случае спокойно (но коротко) объяснить, чем вызвано ваше требование. При этом обязательно подчеркните, что именно остается ребенку для его свободного выбора. Когда дети чувствуют уважение к их чувству свободы и самостоятельности, они легче принимают родительские ограничения. 3. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка. 4. Правила должны быть согласованы взрослыми между собой. 5. Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно разъяснительным, чем повелительным. 6. Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое. Очень важным как в межличностном общении, так и в воспитательном процессе является последовательность действий. Всегда контролируйте свои высказывания и помните, что если пообещали что-либо ребенку – необходимо сдержать свое слово. НО! Если вы все-таки решили наказать ребенка, помните: 1. Нельзя пропускать или надолго откладывать сообщение о нарушенном правиле. Оно должно следовать сразу за нарушением, за грубым и невежливым поведением. При этом не имеет значение возраст ребенка: чем раньше в своей жизни он встретится с безусловностью правила, тем лучше. 2. Нельзя делать наказание чрезмерным. Это не «акт возмездия». 3. Нельзя наказанием унижать ребенка. Это значит, что наказание не должно сопровождаться грубым тоном, недоброжелательной критикой или обзыванием. 4. Совершенно НЕДОПУСТИМЫ физические наказания. Они не только унижают, но и ожесточают ребенка. Они ничего не прививают, а, напротив, разрушают отношения с ребенком и тормозят развитие его личности. И всегда надо помнить о том, что главная воспитательная сила взрослого – в его авторитете, а последний достигается правильным образом жизни, умением грамотно и бесконфликтно общаться, заботой о развитии собственной личности. Ирина Исаева педагог, руководитель детского сада, Екатерина Смирнова психолог, зам. руководителя детского сада (г.Королев)
Нет комментариев. Ваш будет первым!