Я-сам! Как много в этом слове…

Рейтинг:
0
  |  
Просмотров: 1193   |  

На каждой ступени жизни в любом возрасте
свобода – это реализация чьей-то энергии,
самостоятельности и совершенства.

Мария Монтессори

Некоторые родители подсознательно испытывают страх перед детской самостоятельностью. Они стремятся привязать к себе детей. А это мешает детям взрослеть. Десятимесячный Ванечка лежит на животе, распластав ручки и ножки, с несчастным выражением лица. Ему хочется добраться до игрушки, но он не может ползти и не делает даже попыток. Зато он научился передвигаться другим способом – с помощью мамы. Она видит несчастное выражение сына и мчится его приподнять и, держа под ручки, передвигает к игрушке. Ваня хорошо научился манипулировать мамой, но совсем не научился самостоятельно добиваться своей цели. К десяти месяцам любой здоровый ребенок уже может ползать, а некоторые дети уже ходят, если для этого предоставлены условия. Но в нашем случае мама из-за «большой любви» к сыну лишает его этой возможности, так как сделала за него то, что он мог бы сделать сам. Она сама затормозила развитие собственного ребенка. Вывод прост: чтобы ребенок не отставал в развитии, предоставьте ему больше свободы и самостоятельности. Только не ждите, когда ребенок вырастет, а потом, вдруг станет самостоятельным. Не дождетесь! Потому что благоприятное время, когда развивается самостоятельность уже пройдет. Именно в раннем возрасте у детей проявляется огромное желание быть независимыми и самостоятельными. В здоровом ребенке природой заложена энергия, которая движет его к независимости.


Вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос еще и ответственным? Чтобы научиться ответственности, нужно помочь детям научиться управлять собой. Лучший способ научить ответственности - это позволить детям свободно действовать и учиться на собственном опыте. Именно собственная самостоятельная деятельность малыша дает отличные результаты. Начиная ходить, ребенок часто падает и набивает шишки, но встает и снова продолжает идти. И таким образом учиться ходить. Если последствия поведения ребенка не угрожают его жизни, нужно, чтобы он сам испытал их и извлек из них уроки. Активная самостоятельная деятельность позволяет ребенку расти и быть ответственным. Чтобы расти и развиваться, детям не нужна помощь извне, потому что дети от природы содержат в себе движущие силы, необходимые для развития. Для этого лишь необходима благоприятная среда.


Очень хорошо приспособлена для этого среда Монтессори. Здесь ребенок может самостоятельно заниматься разнообразной деятельностью, соблюдая определенные правила. Этих правил всего три.

 

Первое правило – порядка в пространстве: «Положи на место». Это значит, что малыш может свободно выбирать любой материал, лежащий на полках, работать с ним, а потом убирать на место. И только после этого приступать к новой работе. Если ребенок не убирает материал на место и пытается перейти к новому, то необходимо ребенку напомнить о правилах и предоставить выбор: «Ты можешь выбрать новый материал, если убрал на место предыдущий, но, если материал не убран на место, то работа считается незаконченной, и ты не можешь взять другой материал». У ребенка появляется возможность убедиться на собственном опыте, что лучше убрать на место материал и заняться новой работой или слоняться без дела. Обычно дети сразу понимают причинно-следственные связи и, желая работать дальше, убирают материал на место. Для них это не составляет труда, потому что чувство порядка заложено в детях природой. Бывает, что некоторые малыши пытаются отодвинуть границы правил капризами, рассчитывая, что это подействует на маму и можно будет добиться своего. В такой ситуации маме важно опять предоставить свободный выбор ребенку: «Хочешь покапризничать – капризничай. Хочешь работать – убери материал на место. Таковы правила. Они созданы для удобства. Когда материал стоит на месте его легко найти» В этот момент лучше не смотреть на ребенка, потому что он только и ждет внимания публики. Если публика не удостаивает капризулю вниманием – выступление заканчивается. Что зря терять время. Малыш понимает, что границы правил тверды, быстро относит материал на место и выбирает новую работу. Это гораздо интереснее, чем лежать на полу и хныкать. Лёва пришел в группу в девять месяцев, вернее его принесла на ручках мама, потому что ходить он еще не умел. Ползая от полки к полке, знакомясь с пространством и материалами, через пару месяцев Лёвушка встал на ножки и сделал первые шаги, сначала неуверенные, а потом все увереннее. Однажды на своем пути Лёва увидел каштан из материала. Лёва остановился, поднял его и отнес на место. А было Лёвушке в это время всего лишь год. Вот оно чувство порядка! А какая самостоятельность!

 

Второе правило – порядка во времени: «Всему свое время». Это значит, что есть время свободной индивидуальной работы и есть время совместной коллективной, когда дети собираются в хоровод после звонка колокольчика. И в это время уже невозможно шуметь, кататься на горке и пользоваться тренажерами. Если ребенок не хочет становиться в хоровод, он может заняться другой спокойной работой, но не мешать детям водить хоровод.

 

Из этого следует третье правило – правило порядка во взаимоотношениях: «Не мешай другому». В Монтессори среде все материалы в единственном числе. Если ребенок хочет заниматься именно с этим материалом, а он уже занят, то создается возможность попробовать договориться работать вместе, но, если ребенок возражает, то придется подождать, пока освободиться материал и выбрать другую работу. И если малыш не умеет еще разговаривать, то озвучивает его желания мама или педагог.

 

Еще очень важные моменты социализации в среде Монтессори – это задувание свечи и передача колокольчика, при которых дети учатся не только брать, но и отдавать и видеть другого человека, уважать его желания, уметь ждать, а не только осуществлять свои желания. В реальном мире все строится на последствиях. Среда Монтессори дает возможность ощутить ребенку свободу и учиться на собственном опыте. Ощутить причинно-следственные связи в безопасных условиях.


Основная задача родителей – не делать за ребенка то, что он может сделать сам. И пусть он делает это пока неловко, ошибается. Самое главное, что он делает это сам и получает свой собственный опыт, учится на причинно-следственных связях. И с каждым разом у него будет получаться все лучше и лучше.


Сонечка пришла в группу «Вместе с мамой» когда ей не было еще и года. Как только она научилась ходить, она открыла для себя мокрую комнату. И с тех пор каждое ее занятие начинается с надевания фартука и упражнений с водой. Дома тоже Соня каждый день пододвигает стул к раковине и моет посуду, вытирает полы и трет тряпкой стол. Сонина мама Анна очень молодая, но терпеливая и мудрая. Не каждой маме удается выдержать такую бурную раннюю самостоятельность. Многие мамы не могут допустить лужи на полу и мокрую одежду детей. Координация движений Сонечки становилась с каждым разом все точнее, самоконтроль все совершеннее. И, какое счастье! Мудрое терпение Анны было вознаграждено. Сегодня Соня впервые за полгода смогла поработать в мокрой комнате совсем не пролив ни капельки воды мимо. Сегодня мокрая комната после Сониной работы оказалась сухой!


Мария Монтессори говорила, что «человек не может быть образован другим человеком. Каждый должен сделать это сам, либо это не будет сделано вообще"

 

Лариса Шумилова

Комментарии
На эту публикацию было отставленно 0 комментариев:

Нет комментариев. Ваш будет первым!