Дети – наши учителя

Рейтинг:
0
  |  
Просмотров: 1267   |  


Лариса Шумилова, Монтессори-педагогЛариса Шумилова, Монтессори-педагог

 

                                                                   «Взрослые никогда ничего не могут

                                                                    понять сами, и дети

                                                                    устают всё время объяснять

                                                                    им, что к чему»

                                                                     Антуан де Сент-Экзюпери

                                                                            «Маленький принц»

 

 

Пробовали ли вы хоть раз поменяться ролями с детьми?

 

Взрослые, уверенные в том, что дети ничего не знают, приучают их ждать от них ответы на вопросы. Они объясняют, что и когда следует делать. Не позволяют  учиться на собственном опыте.

 

 

Здоровые дети – активны, любопытны, любознательны. Они стремятся сами исследовать и познавать мир, экспериментируя. Взрослые редко доверяют удивительной способности детей самостоятельно решать свои проблемы, разбираться в собственных чувствах, просить о помощи, когда она необходима.

 

 

Взрослые потому не доверяют детям, что они, прежде всего, не доверяют себе. Чтобы доверять себе, мы должны доверять своим детям. Этому мы можем научиться у них, наблюдая за тем, как они смело берутся за любое дело.

 

 

Особенно хорошо наблюдать за свободными детьми в среде Монтессори, где всё устроено так, что они чувствуют себя в безопасности.

 

 

Молодые мамы, как правило, поначалу  не отпускают от себя детей и считают своим долгом все показывать и объяснять малышу. Они не допускают мысли, что он  способен сам увидеть и сообразить, что можно делать с тем, что его окружает.

 

 

В специально подготовленной развивающей среде Монтессори ребёнок имеет возможность сам достигать своей собственной цели. Какое счастье овладевает мамой, отважившейся отпустить своего малыша в «свободное плавание» и  как счастлив малыш, когда он , к примеру,  самостоятельно справился с собиранием матрешки. Это двойная победа. Во-первых, мама поверила в него  и предоставила ему свободу. Во-вторых, малыш поверил в свои силы, уверенность в себе укрепилась, самооценка его повысилась. Если бы мама начала показывать, как  собирать матрешку, (а ребёнок в это время не нуждался в помощи), то уверенность в себе и самооценка его упали бы, а зависимость – выросла. Малыш тратил бы свою энергию на отстаивание своей независимости, вместо того, чтобы крепнуть и расти.

 

 

 

Воспитать ребёнка так, чтобы он доверял себе – это самое большое, что могут сделать для него родители. Для этого необходимо предоставить ребёнку свободу. Именно свобода позволяет ребёнку самому сделать выбор и испытать его последствия. Но свобода не безгранична. Знакомство с правилами не всегда проходит бесконфликтно. Иногда ребенок пробует границы, протестует.  Протестуя, ребёнок проживает чувство гнева, скорби и понимает, что его протест не меняет реальность, и ему надо меняться самому, а не менять реальность. Так ребёнок развивает свой характер для реальной жизни, так человек растёт.

 

Чему же ребёнок учится, имея свободу выбора, имея возможность учиться на собственном опыте и проживая причинно-следственные связи?

 

- быть самим собой;

 

- встречать и принимать неудачи и поражения, извлекать из них пользу (не убегать от неприятностей);

 

- прощать и принимать прощение;

 

- мириться;

 

- решать проблемы и двигаться к цели;

 

- наслаждаться жизнью, не заставляя себя быть «совершенством»;

 

- любить реальных, далёких от совершенства людей;

 

 

 

Родители! Давайте предоставим детям свободу и доверие, а сами понаблюдаем за детьми и поучимся у них жить с радостью и любовью.

Комментарии
На эту публикацию было отставленно 0 комментариев:

Нет комментариев. Ваш будет первым!