Самостоятельный малыш

Рейтинг:
0
  |  
Просмотров: 1854   |  

Когда приучать подрастающего малыша к  самостоятельности? Многие задаются вопросом - когда начинать и как это лучше делать?

 

Чтобы как-то ответить на эти вопросы, нам нужно, прежде всего, решить, что же мы подразумеваем, когда говорим о самостоятельности малыша. На мой взгляд, самостоятельность начинается там, где ребенок не перекладывает ответственность за свои действия на взрослого. Поэтому мы можем довольно рано предоставлять ребенку некоторую долю самостоятельности, тем самым постепенно приучая к ней буквально с пеленок.

 

Представьте, что ваш, еще не умеющий ходить малыш, мужественно пытается встать на нетвердых ножках, придерживаясь за прутья кроватки. Вы можете умилиться его усилиям и свести их на нет, помогая ему встать. Да, вы помогаете ему, но таким образом вы лишаете его ДОСТИЖЕНИЯ! И в следующий раз он, вполне вероятно, начнет хныкать и ждать вашей помощи, вместо того, чтобы приложить усилия самому.

 

Но вернемся к более интересующему нас возрасту. Двух - трехлетние дети хотят активно участвовать в жизни взрослых и тянутся к самостоятельности. К сожалению, довольно часто нам, взрослым, просто некогда ждать, когда двухлетний ребенок медленно, но верно натянет штанишки. Ведь мы уже опаздываем! И мы хватаем, одеваем, застегиваем, завязываем, тащим в садик или на прогулку, а через годик-другой начинаем сетовать "ну что же ты не можешь никак научиться сам одеваться, обуваться, давно пора самому". Ребенок пока не осознает этого, но, думаю, вполне резонно мог бы ответить нам: "Я ведь хотел САМ, но вы сказали "не надо"; вы сказали "некогда"; вы сказали "еще не дорос" или просто "глупости все это"; - вот я и не делаю сам, раз вам это не нравится, раз раздражает и нервирует. Кроме того, теперь я знаю, что даже если вы сердитесь и как всегда привычно говорите "ну вот, вечно мне все приходится за тебя делать, ты такой несамостоятельный", - вы все равно все сделаете сами, и это будет лучше, быстрее, чем могу сделать я сам, так стоит ли стараться".

 

Нарисованная мною картина кажется вам слишком мрачной или гротескной - возможно. Но долю истины в ней сможет увидеть каждый родитель.

 

Давайте теперь подумаем, когда же действительно стоит потерпеть и все же дать ребенку возможность побыть самостоятельным, а когда лучше ему помочь.

 

Девиз всех Монтессори школ звучит так: "Помоги мне сделать это самому». На мой взгляд, это очень емкое и мудрое определение того, как развить в ребенке самостоятельность, силы и желание быть взрослым, умелым. Родители всегда смогут увидеть момент, когда их ребенку нужно лишь чуть-чуть указать направление, и он сможет справиться сам там, где раньше потребовалась бы помощь взрослого.

 

Пусть ваши "уроки" самостоятельности будут по возможности ненавязчивы и инициированы самим ребенком. Вот у вашего малыша появился порыв лепить вместе с Вами пироги. Дайте ему кусочек теста. Не важно, что ваше чадо будет с ног до головы в муке, да и вам, скорее всего, уготована та же участь. Зато какой триумф - угостить папу вечером собственноручно приготовленным пирогом! Только отнеситесь ко всему серьезно и по-настоящему. Ребенок очень четко отличает фальшь от истинной радости по поводу его успехов. Он ждет не умиленного сюсюканья, ставящего его вновь в позицию маленького, но очень милого несмышленыша, а признания его  равноправия, его личности. Вы можете даже честно высказать то, что, на ваш взгляд, вышло не очень удачно. Ребенок оценит вашу честность, заинтересованность и постарается в следующий раз исправить свои недостатки, чтобы заслужить ваше уважение. Только не забудьте сказать пару одобрительных слов перед замечаниями.

 

Стоит вспомнить, что самостоятельность проявляется не только в завязывании шнурков, умении заправить собственную кровать или накрыть на стол. Самостоятельность - это и умение делать выбор и нести за него ответственность. Думаю, что к воспитанию такого вида самостоятельности мы должны относиться очень серьезно. Предоставьте ребенку возможность свободного выбора. Это часто смягчит приступы упрямства и заодно научит малыша выбирать.

 

Объясните  ему по возможности не только возможности выбора, но и его последствия. И не бойтесь, что малыш выберет "не правильно". Любой выбор станет для него уроком, если он увидит результат и последствия своего выбора.

 

Приведу пример. Один мой знакомый малыш заупрямился, когда мама на рынке покупала ему бананы. Он не хотел, чтобы она купила сладкие желтые бананы, а настаивал на зеленой связке. Мама видела, что это всего лишь упрямство, но считала, что ребенок имеет право на выбор, на ошибки и на свои собственные уроки. Попробовав дома зеленый банан, мальчик отложил его в сторону, но не прикоснулся к желтым бананам остальных. Он понял свою ошибку, а уважение и такт его мамы, позволили ему сохранить достоинство и вынести из данной ситуации определенную пользу.

 

Очень полезным оказывается предоставлять ребенку самостоятельность в суждениях и познании окружающего мира. То, что малыш познает на собственном опыте, оказывается навсегда запечатленным в его сердце, тогда как наши наставления "в одно ухо влетают - в другое вылетают". Не спешите поделиться с ребенком аксиомами знаний. Попробуйте почаще задавать ему вопросы, это поможет ему научиться думать и рассуждать, а это тоже аспекты самостоятельности. Подводите его к решению или выводу примерами, загадками, вопросами. Глубина его мысли  зачастую может вас поразить или даже поставить в тупик, но разве не здорово, что ваш малыш научится творческому мышлению, а заодно может многому научить и вас.

 

Однако вернемся к конкретным аспектам самостоятельности, которые  волнуют большинство из вас. Как научить малыша одеваться, справляться с застежками на одежде, научить основным навыкам самостоятельной гигиены.

  1. Постарайтесь выбрать подходящее время. Не обращайтесь к обучению самостоятельности во время жесточайшего цейтнота. Ваша нервозность в таком случае передастся и малышу, возможно, надолго отбив у него желание пробовать свои силы вновь.
  2. Придумайте веселую и увлекательную игру, то есть включите эмоциональную сторону ребенка, тогда он с удовольствием и усердием примется за предложенное дело. Попробуйте сначала одевать куклу, шнуровать не надетый на ногу ботинок и т.д. Ребенку гораздо легче освоить навыки одевания. Практикуясь на том, что лежит перед ним и хорошо ему видно, чем на себе самом. Это уже более усложненное упражнение.
  3. Если малыш занят делом, и упорно, с высоким уровнем концентрации снова и снова пытается продеть шнурок или пуговку через петлю, то НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ МЕШАЙТЕ ЕМУ. Помешать в таком случае можно, не только выполнив действие за ребенка, даже не  только помогая ему. Помешать можно даже похвалой (если дело еще не доведено до конца), даже пристальным взглядом. Наберитесь терпения и подождите, пока ребенок не выйдет из своего сосредоточенного состояния, но будьте готовы оказать помощь, если он ее попросит.
  4. Будьте чутки к ситуации и состоянию своего ребенка, настаивая на самостоятельном выполнении каких-либо действий. Если ваш малыш устал, плохо себя чувствует или вы действительно торопитесь, то помогите ему, не доводите дело до активного противостояния. Поищите компромисс: "Я уберу конструктор, а ты - мягкие игрушки".
  5. Не давайте ребенку непосильных заданий. Это подорвет его веру в себя и отобьет желание  выполнять ваши указания с мотивировкой "Я все равно не смогу".

 

Если в комнате разбросаны все игрушки, то бесполезно требовать, чтобы ребенок 3-4 лет убрал все сам за 10 минут перед сном. Не бросайте его наедине с такой непосильной задачей. Лучше окажите ему помощь и сделайте все вместе, обязательно похвалив в конце.

 

В итоге хочу сказать, что залог самостоятельности вашего ребенка, в вашем доверии и уважении к нему. Почувствовав себя вашим партнером, а не просто подчиненным, он будет заинтересован в достижении как можно большего уровня самостоятельности. Но и вы, воспитывая в ребенке самостоятельность, будьте готовы предоставить ее малышу.

 

Катерина Сорокина, канд. пед. наук
Нижний Новгород

Комментарии
На эту публикацию было отставленно 0 комментариев:

Нет комментариев. Ваш будет первым!