В стране Геометрии

Рейтинг:
0
  |  
Просмотров: 4293   |  


 

Разработала:

Макарова Любовь Федоровна

Монтессори-педагог

высшей квалификационной категории

г.Оленегорск

 

Цели:

  1. Прямая: – формирование и развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация), умение строить обоснованные логические рассуждения, расширение перечня геометрических понятий, развитие пространственного мышления.

  2. Косвенная: – подготовка к изучению элементов геометрии.

 

Задачи:

  • Формирование и развитие наблюдательности и внимания у ребенка;

  • Умение выделять существенные признаки (геометрического тела, геометрической фигуры);

  • Формировать умение сравнивать (линии, геометрические фигуры, геометрические тела), отмечая при этом сходные и различные признаки и свойства;

  • Умение делать несложные обобщения на основе общих свойств;

  • Умение распределять предметы на группы в соответствии с выделенными признаками;

  • Развитие творческих способностей, используя различные геометрические фигуры;

  • Развитие памяти;

  • Активизация речи.

Морис Карем (перевод с франц. Михаила Слова)

 Для глаз рисую два кружка я,

 Нос – это линия прямая.

 Рот – полукруг.

 Две завитушки –

 И встали ушки на макушке.

 Так получается лицо.

 Овал побольше – как яйцо.

 Вот пуговицы – словно точки.

 А с двух сторон торчат крючочки,

 Нет, не крючочки –

 Две руки:

 Они длинны и высоки,

 Они раскрыли всем объятья!

 Чуть ноги смог нарисовать я.

  

Круг I «В гостях у Точки»

 

Задачи:

3-4 года – знакомство с геометрическим понятием «точка», развитие мелкой моторики рук, активизация словаря.

5-6 лет – учить получать прямую линию, проходящую через точку, используя линейку; развивать творческие способности у детей.

 

Методические приемы:

Создание игровой ситуации, рассказывание сказки, вопросы, индивидуальные задания.

 

Материал:

Домик, фломастеры, контуры предметов, линейки.

 

Содержание круга:

  1. Традиционное приветствие (сидя на ковре).

    Рано утром мы встаем,

    В детский сад скорей идем.

    Говорить всем «С добрым утром!»

    Никогда не устаем.

    Доброе утро, небо! (показываем)

    Доброе утро, солнце!

    Доброе утро, земля!

    Доброе утро, наша планета Земля!

    Доброе утро, наша большая семья!

  2. Упражнение «Дождик».

    Дождик, лей веселей,

    Теплых капель не жалей

    Для лесов и полей

    И для маленьких детей (пальчики правой руки стучат по ладошке левой руки).

  3. Вносится Домик, украшенный точками. Вопрос: «Догадайтесь, кто живет в этом домике?»

  4. Рассказ педагога о хозяйке дома (о Точке).

  5. Знакомство с понятием «точка».

  6. Действия Точки (бегает, прыгает, ходит, оставляя следы).

  7. Сюрприз Точки малышам – заполнить контуры предметов точками (шарик, машинка).

    Физминутка «Дождь». (младшие дети уходят на свободную работу.)

  8. Дать понятие «линия» (прямая).

  9. Задания детям:

    • Дана точка. Проведите через нее линию. На что похоже? (след самолета, провод)

    • Проведите много линий через одну точку (солнышко, паук).

    • Поставьте вторую точку под первой и проведите прямые линии (дорога прямая, штанги у троллейбуса).

Практическая работа старших детей – рисование по точкам.

 

Круг II «Удивительные линии»

 

Задачи:

3-4 года – знакомство с геометрическим понятием «линия», закрепление понятия «точка», упражнение детей в нахождении её на листе бумаги, обогащение и активизация словаря.

5-6 лет – знакомство детей с различными видами линий (горизонтальная, вертикальная, наклонная, волнистая, замкнутая, ломаная), развивать творческие воображения.

 

Методические приемы:

Создание игровой ситуации, задания, самостоятельная работа детей.

 

Материал:

Тонкая веревочка, бубен, карточки, предметная картина, фломастеры, листы бумаги.

 

Содержание круга:

  1. Традиционное приветствие (сидя на ковре).

  2. Пальчиковая гимнастика:

    Раз, два, три, четыре, пять

    Вышли пальцы танцевать.

    Большой пустился в пляс (круговые движения обоих пальцев),

    Указательный в припляс (прикасаются друг к другу),

    Средний поклонился (сгибается и разгибается),

    Безымянный притаился (пальчик прячется в кулачок другой руки),

    А мизинец – удалец! (сцепляются)

    Цепь замкнул, молодец!

  3. С помощью веревочки дается представление о линиях (прямая, волнистая, замкнутая).

  4. Упражнение «Найди знакомые линии на картине» (на картине изображены предметы, имеющие горизонтальные прямые линии, вертикальные, замкнутые, например, дом с треугольной крышей, елочка, солнце и так далее.).

    Задание детям – изобразить знакомые линии на планшете.

    Игра с бубном «Угадайте» – угадайте по звучанию бубна, какую линию я загадала (беспрерывно – прямая, отрывисто – ломаная).

    Физминутка «Вышли уточки на луг»

  5. Словарная дидактическая игра «На что похоже»:

    – вносятся карточки с изображением разных линий (ломаная – горы, волнистая – река, волны, сугробы) и так далее.

    – раскрась рисунок – яблоки, которые висят:

    на волнистой линии – красным цветом,

    на ломаной линии – желтым цветом,

    на прямой линии – зеленым цветом.

 

Круг III «Жили-были...»

 

Задачи:

3-4 года – закрепить знания детей о геометрических фигурах, развивать умение раскладывать геометрические фигуры по принципу:

  • от маленького к большому,

  • от большого к маленькому.

5-6 лет – развивать умение сравнивать геометрические фигуры, отмечая сходные и различные свойства.

 

Методические приемы:

Сюрпризный момент, проблемная ситуация, самостоятельная работа, задания.

 

Материал:

Три поросенка, подносы с геометрическими фигурами, классический Монтессори-материал «Геометрический комод».

 

Содержание круга:

  1. Традиционное приветствие (сидя на ковре).

  2. Заучивание считалки:

    Раз – два – три – четыре – пять

    Вышел месяц погулять,

    А за месяцем – луна,

    Будем вместе мы всегда.

  3. По песенке угадать, кто придет к нам в гости.

  4. Проблемная ситуация:

    Поросята живут далеко друг от друга, лишены общения. Чтобы доставить радость братьям, надо им помочь.

  5. Задания:

    – проложить дорогу от Наф-Нафа к Нуф-Нуфу, начиная с самого маленького и кончая самым большим;

    – от Нуф-Нуфа к Ниф-Нифу построить дорогу из квадратов, начиная с самого большого к самому маленькому;

    – от Ниф-Нифа к Наф-Нафу, чередуя геометрические фигуры – квадрат, круг, треугольник.

  6. Зрительная гимнастика.

  7. Игровое упражнение «Интересные сны поросят» – педагог выкладывает из треугольников сюжет (елочки, грибочки, девочка). Вопросы:

    Что увидел Наф-Наф во сне?

    Чем похожи?

    Чем отличаются?

    Дети составляют «сон» Нуф-Нуфа из кругов (неваляшка, гусеница) – что приснилось Нуф-Нуфу.

  8. Задание детям (индивидуальное) – каждый ребенок придумывает сон Нуф-Нуфу, используя квадраты.

  9. Физминутка «Поросенок».

  10. Работа с «Геометрическим комодом»:

    – определить фигуру руками и найти для нее место на подносе;

    – упражнение «Что лишнее?».

Круг IV «Геометрическая корзинка»

 

Задачи:

3-4 года – продолжать знакомство с объемными геометрическими телами, формировать умение раскладывать их на группы:

  1. только катятся;

  2. стоят и не катятся;

  3. стоят и катятся.

5-6 лет – формировать умение сравнивать геометрические тела, отмечая сходные и различные признаки, пользуясь тактильными ощущениями.

Методические приемы:

Сюрпризный момент, задания, практическая работа.

 

Материалы:

Классический Монтессори-материал, проекция, мешочек.

 

Содержание круга:

  1. Проговаривание стихотворения:

    Здравствуйте, ладошки!

    Здравствуйте, сапожки!

    Здравствуйте, лягушки!

    Здравствуйте, кукушки!

    Здравствуй, звонкий каблучок

    И малышка светлячок!

    Здравствуй, поросенок

    И маленький теленок!

    Здравствуй, шумный ветерок,

    Звонкий детский голосок!

  2. Внести «Волшебный мешочек»:

    – определение детьми предмета, спрятанного в коробке (мяч, яблоко);

    – на что похоже (на шар);

    – перечисление знакомых геометрических тел и выкладывание их на коврик.

  3. Дидактическая игра для младших детей «Узнай и назови» – из множества предметов выбрать тот, который похож на конкретное геометрическое тело (шар – мяч, колпачок – конус, куб – кубик Рубика …).

  4. Задание-упражнение «Разложи на группы»:

    – только катятся;

    – стоят и не катятся;

    – стоят и катятся.

  5. Физминутка «Я иду и ты идешь» – младшие дети уходят.

  6. Упражнение «Определи наощупь» – геометрические тела накрыты платком.

  7. Задание детям «Подбери соответственно проекцию своему геометрическому телу».

 

Круг V. «На солнечной поляне»

 

Задачи:

3-4 года – продолжать учиться ориентироваться на плоскости; закрепить понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз»; различать геометрические фигуры; активизировать речь детей.

5-6 лет – закрепить умение вести счет предметов, расположенных по-разному; пользоваться приемом поштучного сопоставления множеств для выяснения отношений – больше, меньше; развивать логическое мышление.

 

Методические приемы:

Обыгрывание игрушки, задания, практические упражнения.

 

Материал:

Игрушка «Сверчок», геометрические фигуры, индивидуальный коврик.

 

Содержание круга:

  1. Речевая разминка – проговаривание:

    Чуки – Чуки – Чуки – чок,

    Сидит за печкою сверчок.

    Маленькая скрипочка,

    Маленький смычок,

    Заиграл на скрипочке

    Маленький сверчок.

  2. Угадайте сказочного героя – появляется Сверчок и приглашает на прогулку.

  3. Вносится коврик зеленого цвета, который послужит полянкой.

  4. Упражнение «Создаем полянку» – задания:

    – выложить в левом верхнем углу полянки солнышко (круг, треугольники);

    – выложить в правом верхнем углу полянки облако (круги);

    – в левом нижнем углу – цветочек (овалы);

    – в правом нижнем углу – цветочек (треугольники).

  5. Физминутка «На лугу растут цветы».

  6. Задания детям:

    – Назови цвет солнышка;

    – Что еще бывает желтого цвета?

    – Определите форму лепестков.

    – Сосчитайте количество лепестков у цветов.

    – Скажите, у какого цветка лепестков больше? Меньше? На сколько больше? Меньше?

    – Как сделать поровну?

  7. Записать действие с помощью цифр на доске.

  8. Ходьба по линии с определенным заданием: с перешагиванием через предметы

 

Круг VI. «Большая сказка из маленькой коробки»

 

Задачи:

3-4 года – упражнять в различении объемных геометрических тел, развивать творческие способности детей.

5-6 лет – знакомство детей со способами деления квадрата на 2 равные части, складывая его пополам и по диагонали; учить отражать в речи действия и результат деления.

 

Методические приемы:

Рассказывание стихотворений, создание игровой ситуации.

 

Материал:

Модули, ножницы, геометрические фигуры квадратной формы, клей, три круга диаметром 30 см.

 

Содержание круга:

  1.  Разучивание считалки:

    Я могу считать до ста,

    Времени не жалко:

    Раз – два – три – четыре…

    Сто – вот и вся считалка!

  2. Рассматривание красивой коробки – предложить детям угадать, что там лежит (ответы детей – в коробке лежат записки с названием геометрических тел).

  3. Дети читают записки из коробочки и находят соответствующее геометрическое тело среди модулей.

  4. Подготовленные дети поочередно рассказывают в стихах про конкретный модуль:

    – Принес нам ящик почтальон –

    Посылка мне и брату.

    Ящик – куб, в нем шесть сторон,

    Все стороны – квадраты.

    – Цилиндр – что такое?

    Спросил я у папы.

    Отец рассмеялся:

    – Цилиндр – это шляпа.

    Чтоб иметь представление верное,

    Цилиндр, скажем так,

    Это банка консервная.

    Труба парохода – цилиндр,

    Труба на нашей крыше – тоже,

    Все трубы на цилиндр похожи.

    – А Спасская башня на Площади Красной

    И взрослым, и детям знакома прекрасно.

    Посмотришь на башню, обычная с виду,

    А что на вершине у ней? Пирамида!

    – Сказала мама: «А сейчас

    Про конус будет мой рассказ.

    В высокой шапке звездочет

    Считает звезды круглый год.

    Конус – шляпа звездочета.

    Вот такой он. Понял? То-то!»

  5. Дети строят из модулей «Сказочный домик» (по образцу)

  6. Физминутка «Пройди в воротики».

  7. Дети младшего возраста на круге диаметром 30 см наклеивают круги разного цвета и размера, создавая определенный узор.

  8. Дети старшего возраста упражняются в складывании и разрезании квадрата пополам и по диагонали, получая треугольники (разного цвета и размера). Из полученных фигур составляют на двух кругах узоры. Составленные узоры крепятся к модулям, украшая «Сказочный домик».

  9. Обыгрывание «Сказочного домика».

 

Литература:

 

  1. Математика для дошкольников: Учебное пособие для родителей и воспитателей детских садов.

  2. Математика: Справочник для учителей и родителей.

  3. Белошистая А.В. 300 необходимых занятий по обучению математике для подготовки к школе // Трамвай. 1991. № 9.

  4. Житомирский В.Т., Шеврин Л.Н. Путешествие по стране Геометрии // Обруч. 2002. № 1

 

Приложение

 

  1. «На лугу растут цветы»

    На лугу растут цветы

    (потягивания,

    Небывалой красоты.

    руки в стороны)

    К солнцу тянутся цветы,

    (потягивания,

    С ними потянись и ты.

    руки вверх)

    Ветер дует иногда,

    (машут руками,

    Только это не беда.

    изображая ветер)

    Наклоняются цветочки,

    (наклоны)

    Опускают лепесточки.

     

    А потом опять встают

    (встают)

    И по-прежнему цветут.

     
  2. «Пятачок»

     

    Поросенок Пятачок

    (повороты туловища)

    Отлежал себе бочок.

    (наклоны в стороны)

    Вот он встал и потянулся,

    (потягивание)

    Вот присел,

    (приседания)

    А вот нагнулся,

    (наклон вперед)

    Вправо, влево повернулся,

    (повороты туловища)

    Покружился, улыбнулся.

    (кружение на месте)

  3. «Я иду и ты идешь»

    Я иду, и ты идешь – раз-два-три.

    (шагаем)

    Я пою, и ты поешь – раз-два-три.

    (хлопаем)

    Мы идем, и мы поем – раз-два-три.

    (прыжки)

    Очень дружно мы живем – раз-два-три.

    (шагаем)

  4. «Дождь»

    Дождь, дождь! Надо нам

    Расходиться по домам.

    (шагаем на месте)

    Гром! Гром как из пушек,

    Нынче праздник для лягушек.

    (прыжки)

    Град! Град! Сыплет град,

    Все под крышами сидят.

    (присели, хлопки в ладоши)

    Только мой братишка в луже

    Ловит рыбу нам на ужин.

    (шаги на месте)

  5. «Вышли уточки на луг»

    Вышли уточки на луг,Кря-кря-кря.

    (шагаем)

    Прилетел веселый жук – ж-ж-ж.

    (машем руками)

    Гуси шею выгибают – га-га-га.

    (вращают шеей)

    Клювом перья расправляют.

    (повороты туловища)

    Ветер ветки раскачал.

    (качаем руками)

    Шарик тоже зарычал – р-р-р.

    (наклоны вперед)

    Зашептал в воде камыш – ш-ш-ш.

    (потянулись вверх)

    И опять настала тишь – ш-ш-ш.

    (присели)

Комментарии
На эту публикацию было отставленно 0 комментариев:

Нет комментариев. Ваш будет первым!