Уроки вежливости

Рейтинг:
0
  |  
Просмотров: 3846   |  

Разработали:

Семенова Елена Алексеевна

Монтессори-педагог

высшей квалификационной категории

Еремеева Ирина Анатольевна

Монтессори-педагог

 высшей квалификационной категории

г. .Оленегорск

 

 

Цели:

 

  • прививать навыки вежливого поведения;

  • учить доброте, умению осознавать свои поступки, видеть различия между тем, что такое хорошо и что такое плохо.

 

Задачи:

Для возраста 3-4 года:

 

  • воспитывать потребность вести себя в группе, на улице, в общественных местах соответственно установленным правилам культурного поведения;

  • приучать здороваться с людьми при встрече, говорить «до свидания», «всего хорошего» – при расставании;

  • воспитывать опрятность, умение следить за своим внешним видом;

  • развивать чувство прекрасного, умение внимательнее видеть и слышать;

  • развивать интерес и эмоциональную отзывчивость к содержанию художественных произведений.

Для возраста 5-6 лет:

 

  • помочь ребенку освоить следующие навыки: навыки, связанные с личной опрятностью; с культурой еды – поведение за столом, умение пользоваться столовыми приборами; с культурой общения – отзывчивость и деликатность по отношению к другим людям, заботливость, тактичность и сочувствие к сверстникам и взрослым; с культурой игры, выполнения трудовых обязанностей;

  • приучать творчески относиться к миру, в котором мы живем;

  • воспитывать активную личность;

  • оказывать помощь в определении социального статуса, места в обществе;

  • учить чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, воспринимать их взаимосвязь с жизненными явлениями;

  • формировать художественно-речевые и исполнительские способности.

 

Связь с узкими специалистами:

 

  • развлечение «Лесные уроки вежливости» (музыкальный руководитель);

  • выставка детских рисунков «Моя семья» (руководитель изостудии).

 

Мероприятия:

 

- экскурсия «Мы – пешеходы» с привлечением работников ГИБДД;

- родительское собрание «Воспитание доверием».

 

Занятие I

 

Уроки вежливости помогает провести книга Л. Васильевой-Гангнус «Азбука вежливости». Страницы указаны из этой книги.

После традиционного приветствия проводим вводную беседу «Зачем быть вежливым», вовлекаем в беседу детей. Слушаем высказывания детей о том, что должен делать вежливый человек.

Звучит «волшебная» музыка. Появляется фея «Здрасте» (красивая кукла в блестящем колпаке со шлейфом, – у нас кукла на чайник – удобно стоит и удобно одевать её на руку).

Воспитатель: «Здрасте, Здрасте».

Дети: «Здрасте, здрасте».

Фея: «И здесь уже меня знают?! Ведь меня так и зовут – фея Здрасте. Но я хочу и с вами познакомиться. (Дети представляются фее). Я научу вас всех секретам вежливости. Ведь я закончила школу вежливости с Большой шоколадной медалью. Я проведу с вами уроки вежливости, и когда вы сдадите экзамен, тоже заработаете шоколадные медали?

Фея превращает детей в гномов (надевает им колпачки).

– На первом уроке я проверю, какие вежливые слова вы знаете. Главное правило не перебивать друг друга, слушать внимательно. До кого дотронусь своей волшебной палочкой, тот и отвечает.

Слушает ответы детей.

– Очень приятно. Первый урок вы усвоили неплохо. А сейчас я хочу с вами попрощаться, превратить вас снова в девочек и мальчиков и пожелать всем счастливой свободной работы.

 

Занятие II «Правила поведения за столом»

 

Превратились в гномиков с помощью волшебной палочки, забытой феей. Позвали фею «Здрасте», громко поздоровались. Фея приветствует всех ребят, называя каждого по имени, говорит о том, что сегодня мы посмотрим, как умеют вести себя гномики за столом. По предварительной договорённости два гномика – дети или ребенок и взрослый вызываются показать, как нужно всё делатъ правильно. Они накрывают на стол и демонстрируют обед, совершая много ошибок. Дети замечают эти ошибки, обращают внимание, как не надо делать. Двое выходят и стараются без ошибок накрыть на стол, другие двое показывают, как надо правильно кушать. Ещё двое убирают со стола. Оставшиеся гномы-эксперты оценивают показ. А бывшие невоспитанные гномы закрепляют правильные действия, демонстрируя, как теперь они умеют вежливо вести себя за столом, накрывать и убирать посуду. Благодарят всех за урок.

Фея прощается с гном и умышленно оставляет свою волшебную палочку, чтобы дети могли снова превратиться назавтра в гномиков и позвать фею на новый урок.

 

III круг «Выполнение своих ежедневных обязанностей»

 

Традиционное начало круга. Фея рассказывает детям, что такое обязанности. Интересуется, какие обязанности есть у детей дома, в детском саду? Предлагает продемонстрировать свои умения на играх-соревнованиях:

– заправить постель;

– накрыть стол к чаю;

– налить чай;

– почистить доски от пластилина;

– вывернуть и сложить аккуратно одежду;

– разложить по местам игры в игровой зоне, материал в классе.

Отличившиеся ребята получили памятные эмблемки. Попрощались с феей до завтра.

 

Занятие IV «Как нужно вести себя с членами семьи»

 

Традиционное начало круга. Фея рассказала о том, как ведут себя взрослые и дети в её Сказочном городе.

– Я приготовила для вас задачи, но не простые, а задачи-картинки, решить их смогут только очень вежливые и воспитанные дети. Чтобы вам удобно было смотреть, приглашаю вас на стульчики.

Дети показывают сценки и рассказывают стихи:

  1. Сценка «Ушки-неслушки».

  2. Стихотворение «Мама спит» (Благинина).

  3. Сценка «Одевание».

  4. Стихотворение «Про бабушку» (Е. Григорьев).

  5. Сценка «Кормление дочки».

  6. Стихотворение «Помощница» (А. Барто).

Оценивали каждую ситуацию, отмечали хорошее и плохое, исправляли ошибки.

– Будь, пожалуйста, ласков и добр со своими близкими и со всеми окружающими. Тогда ты не огорчишь маму, папу, бабушку или кого-нибудь в твоей семье. Если будете выполнять просьбы старших, тогда и вами желания будут выполняться. Прощаемся с феей до завтра.

 

Занятие V«Правила поведения на улице»

 

Фея пригласила гномиков в путешествие по городу на «настоящую улицу» (На полу мелом начертили дорогу и пешеходный переход).

По дороге ехали «машины» – мальчики с рулями. Девочки-пешеходы гуляли по тротуару, переходили через дорогу, машины их пропускали. Постовой – регулировщик наблюдал за соблюдением правил, делал замечания нарушителям.

Предложили детям выполнить поручение – перевести бабушку через дорогу, чтобы машина её не сбила.

А в заключение пришли к выводу, что вежливые люди заботятся о других, поэтому не нарушают правила движения на улице и соблюдают правила поведения: – не шумят и не мусорят.

 

Занятие VI«Сказочные принцессы и рыцари»

 

На круг поставили стульчики на один меньше, чем детей. Предложили детям занять места на стульчиках. Одному не хватило. Возникла проблемная ситуация, дети предлагают решения.

Фея Здрасьте приходит, когда ребята решили проблему. Фея рассказала о живущих в её сказочном городе сказочно вежливых принцессах и рыцарях, которые умеют выполнять свои обещания, что подтвердила сказкой «Лягушонок-принц» (из книги «Хорошие манеры для самых маленьких»).

Предложили детям игру «Стулья», дополнив правила: в этой игре побеждают нё только быстрые, которые успеют занять свободный стул, но и вежливые – мальчики в споре уступают девочкам.

Тихо-тихо прошли по кругу, тихо-тихо взяли стульчики, и фея шёпотом желала каждому счастливой свободной работы.

 

 Занятие VII«Экзамен на сказочно вежливого гнома – завершение проекта»

 

Фея Здрасьте устроила для гномов экзамен. Гномы по очереди тянули билет и отвечали на вопрос:

  1. Расскажи стихотворение о вежливых словах?

  2. Какие вежливые слова ты знаешь?

  3. Как нужно вести себя за столом?

  4. Как нужно встречать своих близких?

  5. Кто кому должен уступать место?

  6. Как часто ты помогаешь маме и в чём?

  7. Как можно назвать человека, который ломает деревья, рвёт цветы на клумбе, обижает животных?

  8. Какие слова приветствия ты знаешь?

  9. Какие слова мы говорим при прощании?

  10. Можно ли назвать вежливым того, кто обижает других?

  11. Если ты съел конфету, то что ты сделаешь с фантиком:

    • бросишь на пол, землю;

    • выбросишь в ведро или урну;

    • отдашь маме?

  12. Зачем быть вежливым?

  13. Как ты ведёшь себя на улице?

  14. Как нужно вести себя в детском саду, какие правила ты знаешь?

  15. Почему настоящий вежливый человек никогда не будет хвастаться?

  16. Обманывать, не выполнять свои обещания – это хорошо или плохо?

  17. Почему?

Всем Фея вручила шоколадную медаль в честь окончания Школы вежливости но некоторым с пожеланиями, как нужно вести себя, чтобы всегда оставаться вежливым.

В подарок детям был показан кукольный спектакль «Катюшкины игрушки».

 

Примечание:

 

До начала проекта и на протяжении всех уроков в свободное время читали сказку Л. Васильевой-Гангнус «Азбука вежливости» и выполняли задания вместе с героями сказки.

По окончании проекта в течение нескольких недель мы вели записи в «Книге добрых дел», где у каждого была своя страничка. К концу года по результатам этих записей детям вручали медали (из теста) разных размеров: лучшим – «Самому доброму», хорошим – «За доброту», остальным – «Будь добрым». Вручение проходило не одновременно, а по мере достижения положительных результатов, но всегда в торжественной обстановке.

.

Литература:

  1. Шипицына Л.М. и др. Азбука общения. М.: «Педагогика», 1989.

  2. Васильева-Гангнус Л. Азбука вежливости. СПб: Детство-ПРЭСС, 2001.

 

Комментарии
На эту публикацию было отставленно 0 комментариев:

Нет комментариев. Ваш будет первым!