С чего начинается Родина?

Рейтинг:
0
  |  
Просмотров: 2188   |  


 

Разработала:

Видяева Алла Александровна

Монтессори-педагог

 I квалификационной категории

г.Оленегорск

 

«…Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан»

Н. Некрасов

 

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатства своей страны.

Работу по патриотическому воспитанию в нашем детском саду «Олененок» мы  осуществляем тематически,  в рамках системы образовательных проектов. Этот целостный курс занятий имеет особенность - он легко интегрируется в другие образовательные проекты. Например, в рамках проекта «О здоровье всерьез» нами запланировано и проведено занятие «Русский человек здоровьем славится».

Дошкольное детство – яркий период жизни человека. Что вынесет из него ребенок? Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага, памятные места своего города, прекрасные картины природы родного края. Но есть еще и историческая память поколений. Задача педагогов – передать ее детям, наполнив их сердце негаснущим светом народной культуры, знанием традиций и истории своего города и страны, в которой всегда были достойные примеры самоотверженного труда, преданности, самопожертвования и героизма во благо процветания Отечества.

 

Основные тематические блоки проекта

 

  1. «Россия – наш дом родной»

    • Формировать понятие родины как места, где человек родился (город, село), и страны, где он живет, славу и богатство которой должен беречь и приумножать.

    • Знакомить с географическим расположением России, ее климатическими поясами, природными ресурсами.

    • Воспитывать уважение к людям разных национальностей, проживающих на территории России.

    • Расширять кругозор детей на основе материала, доступного их пониманию: былин, сказок, рассказов об исторических событиях нашей страны.

    • Дать представление о старинных русских городах (города – музеи, города – столицы), их достопримечательностях.

    • Познакомить детей с лучшими традициями и промыслами русского народа.

  2. Флаг России

    • Воспитание уважения к символам страны. Закрепить знания о Российском флаге;

    • формирование элементарных представлений о происхождении знамен;

    • Воспитание эстетического отношения к цветам российского флага и знакомство с их символическим значением.

    • Обогащение словарного запаса детей (стяг, знамя, древко, полотнище).

  3. Герб России

    • Закрепить знания о Российском гербе;

    • Формирование элементарных представлений о функциональном назначении герба, о символическом значении образов (орел, всадник);

    • Обогащение словарного запаса детей (скипетр, держава).

  4. Гимн России

    • Закрепить знания о Российском гимне;

    • Обогащение словарного запаса детей (величественная, торжественная, держава).

  5. «Мой край»

    • Вдоступной форме знакомить детей с историческим прошлым и настоящим Мурманской области;

    • Дать представление о географическом расположении, природных ресурсах области;

    • Рассказать о климатических условиях как факторе, определяющем экономическое развитие. Знакомить с городами, их достопримечательностями;

    • Рассказать об истории развития Мурманской области, традициях ее коренных жителей – саамов;

    • Знакомить с культурным наследием (с произведениями поэтов, художников, музыкантов).

  6. Город-герой Мурманск

    • Дать представление о географическом расположении города Мурманск (за Полярным кругом);

    • Мурманск – город-порт;

    • Мурманск – город-герой.

  7. «Мы – Оленегорцы»

    • Расширять представления детей о Родине на основе знакомства с городом, где они живут;

    • Знакомить с географическим расположением города, его экономическим значением, социальной сферой, достопримечательностями;

    • Знакомить с историческим прошлым родного города – на материале легенд, рассказов старожилов, печатных материалов, экспонатов музея;

    • Воспитывать желание быть полезными своему городу: сохранять чистоту, порядок в нем;

    • Закреплять знания о гербе города Оленегорск.

  8. «Защитники нашей Родины»

    • Знакомить детей с историей великих сражений, с подвигами российских солдат и полководцев;

    • Закрепить понятие «защитник Отечества»;

    • Воспитывать уважительное отношение к защитникам Отечества;

    • Расширить кругозор, пополнить активный словарь (Отечество, полководец, патриот, подвиг).

 

При реализации проектов по гражданско-патриотическому воспитанию мы используем такие формы работы, как экскурсии, беседы, занятия по изобразительной деятельности и ознакомлению с окружающим.

В космической зоне каждой из Монтессори групп собран материал, связанный с родным краем. Это карты Кольского полуострова; план-схема, открытки и фотографии города Оленегорск; минералы, добываемые на Горно-обогатительном комбинате; дидактические игры «Животные Севера», «Растения Севера». Оформлены уголки патриотического воспитания с Российской символикой, с символикой родного города.

На занятиях по изобразительной деятельности юные оленегорцы рисуют свой дом и портреты своих родных, составляют рассказы о доме, в котором живут и в котором хотели бы жить, когда будут взрослыми, о своих друзьях и своих домашних животных.

Узнавая о народном творчестве, дети приобщаются к чистому и вечному источнику народной культуры. Так же на занятиях дети рассматривают репродукции картин П. Корина «Александр Невский», В.М. Васнецова «Богатыри».

На музыкальных занятиях через музыкальные образы педагог старается привить любовь и восхищение детей родной природой (П. И. Чайковский «Времена года»).

Музыкальный руководитель так же рассказывает детям о защитниках Отечества: Александре Невском, Иване Сусанине, о современных Вооруженных Силах. Дети слушают отрывки из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки, поют песни «Моя Россия» (муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой»). Отдельное занятие было посвящено Гимну России, как одному из символов страны.

Дети нашего сада являются постоянными, активными участниками всех городских праздников: «День металлурга», «День шахтера», «День города».

Народные праздники – неиссякаемый источник не только знакомства с традициями и обрядами, но и жизненного оптимизма. Пример тому – фольклорные праздники: «Осенины», «Масленица», которые включают в себя народные песни, танцы, детский игровой фольклор. Эти праздники все ждут с нетерпением. Детей радуют красивые русские костюмы, оформленный в русском стиле музыкальный зал, самовар, пироги, блины с маслом.

Очень приятно, что нашими единомышленниками стали родители наших воспитанников, которые готовы продолжать работу детского сада по гражданско-патриотическому воспитанию в домашних условиях. Для знакомства с историей родного города мы устраиваем встречи с пожилыми людьми (бабушки и дедушки детей), рассматриваем семейные альбомы воспитанников, оформляем различные фоторепортажи: «Моя дружная семья», «Как я провел лето», «Все работы хороши». Большое впечатление производят на детей экскурсии на один из рудников горно-обогатительного комбината, где работает большая часть из родителей наших воспитанников. Ребята знакомятся с различными горняцкими профессиями (шахтер, экскаваторщик), видят реальные условия работы своих родителей, их восхищает мощь огромного предприятия, и они гордятся своими самыми близкими людьми.

Уже традиционными в нашем детском саду стали поездки в Лапландский Биосферный заповедник, Мурманский Арктический Океанариум. Здесь ребята обогащают свои знания о северных животных и растениях.

В Областном Краеведческом музее дети знакомятся с историческим прошлым Кольской земли, с предметами быта коренного народа – саамов. С героическим подвигом мурманчан и защитников Заполярья в годы Великой Отечественной войны.

 

Флаг России

Цель:

  • Воспитание патриотических чувств – любви к Родине, уважение к символам страны. Закрепление знаний о Российском флаге.

  • Формирование элементарных представлений о происхождении флагов.

  • Воспитание эстетического отношения к цветам российского флага и знакомство с их символическим значением.

  • Обогащение словарного запаса детей (стяг, знамя, древко, полотнище).

Материал:

  • Карта России;

  • Изображение государственного флага, иллюстрации с изображением флага России;

  • Макеты флагов Югославии, Франции, Нидерландов, России;

  • По количеству детей – полоски бумаги красного, синего, белого цвета.

 

Ход занятия

 

Воспитатель. Вы уже знаете, что на земле существует много разных стран, больших и маленьких.

Какие страны мира вы знаете, в каких бывали? (ответы детей)

А кто знает, какая страна в мире самая большая? (предположения детей).

Самая большая страна в мире – наша родина, Россия. Посмотрите, какую огромную территорию она занимает. (Показывает границы России, читает стихотворение Н. Забила «Наша Родина»)

Как велика моя земля!

Как широки просторы!

Озера, реки и поля,

Леса, и степь и горы!

Раскинулась моя земля

От севера до юга.

Когда в одном краю весна –

В другом – снега и вьюга…

И поезд по стране моей

К границе от границы

Не меньше чем за десять дней –

И то едва домчится…

(Воспитатель предлагает нескольким детям показать на карте границы России).

У каждой страны есть отличительные знаки – государственные символы: флаг, герб, и гимн. Есть они и у России. Сегодня мы поговорим о российском флаге. (Показывает изображение флага).

Флаг нашей страны имеет свою историю. Много веков тому назад люди вместо флага использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы, веток или конский хвост, окрашенный яркой краской. Называлось это стягом. Главным назначением стяга было собрать «стянуть к себе» воинов для защиты своей земли,села или города. Потом стяги стали делать из ткани обычно красного цвета. Стяг взметался ветром, придавая уверенность и мужество ратникам (то есть воинам, защитникам).

Постепенно размеры полотнища увеличивались, на них вышивали или рисовали изображения святых – «знамения» («священные знаки»). Так появилось слово «знамя».

Из каких частей состоит флаг? Из древка и полотнища. Руководители всех государств договорились о размерах своих флагов. Флаги разных стран отличаются: на одних полотнищах изображены разноцветные полосы (вертикальные, горизонтальные), на других – звезды, различные орнаменты, на третьих – и то, и другое, но обязательно особым образом.

Какие цвета мы видим на полотнище российского флага? (горизонтальные полосы: белый, синий, красный.)

Что вам напоминает белая полоса? (Белоствольные березы, снег, ромашки, облака.)

Синяя полоса? (Небо, реки, моря, озера)

Красная полоса? (Цвет солнца, огня, тепла).

Цвету на флаге придается особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий – верность и правду, красный  – отвагу.

Белый, синий и красный – цвета, которые издревле почитались на Руси. Мы говорим «сине море», «белый свет», «весна красна», «красна-девица».

Белый, синий, красный – цвета, которые отвечали народным представлениям о красоте окружающего мира, добре и справедливости. Видимо, не случайно стали они цветами государственного флага России.

Флаг является знаком власти. Есть он и у главы государства и называется Штандартом Президента Российской Федерации. Это флаг квадратной формы; на фоне белой, синей и красной полос в центре расположен герб России. Края Штандарта украшает золотая бахрома.

Задание 1: Выложить из полосок бумаги государственный флаг России.

Задание 2: Найти флаг России среди четырех предложенных флагов. (Флаги России, Нидерландов, Югославии, Франции).

Задание 3: Где встречался вам флаг России? (На олимпийских играх, над зданием городской администрации, на автомобильных номерах, на кораблях российского флота…)

О флажном этикете (примечание для педагогов)

  • В законе размеры Государственного флага не устанавливаются. Строго необходимо соблюдать соотношение ширины и длины флага, оно всегда должно быть 2:3.

  • Флаг города не может быть больше, чем флаг государства.

  • Наиболее почетными местами в ряду вывешенных флагов считается центр или левая от зрителя сторона. Если в страну приезжает важный иностранный гость, то его флаг вывешивают рядом с флагом принимающего государства, левее от зрителя. Если гостей несколько, то их флаги располагаются в ряд по латинскому алфавиту.

  • Каждый гражданин России, устраивая какое-либо торжество, имеет право вывесить Государственный флаг.

 

Российский герб

 

Цель:

  • Воспитание патриотических чувств – любви к Родине, уважение к символам страны. Закрепить знания о Российском гербе;

  • Формирование элементарных представлений о функциональном назначении герба, о символическом значении образов (орел, всадник);

  • Обогащение словарного запаса детей (скипетр, держава).

Материал:

  • Плакат с изображение герба России;

  • Монеты разных государств, документы с изображением герба России.

  •  

Ход занятия

 

Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с гербом нашей страны. (Показывает изображение герба.) На щите красного цвета изображен двуглавый орел. Это символ государства. Посмотрите внимательно на крылья орла – они похожи на солнечные лучи. Как солнце своими лучами проникает всюду, так и государство должно на своей территории все знать. На груди орла помещен красный щит с изображением всадника – это святой Георгий Победоносец. Он на серебряном коне, за плечами развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которым он убивает дракона. Дракон – это символ зла. Изображение всадника, убивающего дракона, означает победу добра над злом. А от слова «копье» произошло слово «копейка», так как изображение Георгия с копьем издавна чеканили на мелких монетах. В правой лапе у орла – скипетр, в левой – держава (воспитатель показывает крупно нарисованные на альбомных листах державу и скипетр.) Это символы власти, управления государством. Скипетр, жезл – короткая палка, украшенная резьбой, золотом и драгоценными камнями. Он «указывает», «показывает», что нужно делать, чтобы государство было сильным и богатым. Покажите на гербе скипетр. (Дети показывают.) Держава – позолоченный шар с крестом наверху. Тот, кто управляет государством, должен охранять, «держать» его.

Задание 1: Где можно увидеть государственный герб? (На пограничных столбах, которые устанавливаются на границах России с другими странами; на важных документах; на деньгах; на нашивках военных). Воспитатель показывает иллюстрации, документы, деньги с изображением герба.

Задание 2: Найти и отобрать среди монет разных государств российские. Что изображено на гербах других государств?

 

Российский гимн

 

Цель:

  • Воспитание патриотических чувств – любви к Родине, уважение к символам страны. Закрепить знания о Российском гимне;

  • Обогащение словарного запаса детей (величественная, торжественная, держава).

Материал:

  • аудиозапись гимна России (со словами и без слов);

  • аудиозапись колыбельной, плясовой, марша;

  • фотографии с изображением награждения спортсменов.

 

Ход занятия

 

Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с третьим отличительным символом – гимном нашей страны. Гимн – это торжественная, величественная песня нашей страны.

Прослушайте знакомые для нас мелодии. Что хочется делать под эти мелодии? (Воспитатель включает запись колыбельной, плясовой и марша). Первая мелодия спокойная и нежная, под нее хочется расслабиться и заснуть; вторая – задорная и веселая, зовет танцевать, третья – торжественная и стремительная – под нее хочется идти на параде красивым шагом. Теперь, прослушайте еще одну мелодию. (Включает запись гимна России без слов).

Эта мелодия не похожа на предыдущие. Она торжественна, но под нее не хочется маршировать, а хочется стоять смирно и слушать о величие и мощи нашей страны. Сейчас мы прослушаем гимн – торжественную, величественную песню нашей страны. Ее граждане встают, когда звучит гимн, и слушают его стоя. Пожалуйста, внимательно прослушайте слова этой песни. (Включает запись гимна России со словами).

Какие знакомые слова вы услышали, прослушав гимн? (Ответы детей: Могучая держава, священная, великая страна, Россия)

Задание 1: Когда можно услышать государственный гимн? (На парадах, когда приезжают иностранные гости; во время награждения спортсменов на различных соревнованиях). Воспитатель показывает иллюстрации и фотографии с изображением награждения спортсменов.

Задание 2: Прослушать несколько музыкальных произведений и узнать среди них гимн России.

 

 

***

С чего начинается Родина?

Мне задали сегодня вопрос.

С чего начинается Родина?

С городка, где родился и рос…

С чего начинается город?

Вот это вопрос не простой…

Я знаю, когда-то геологи

Пришли к нам сюда за рудой.

Тогда они точно не знали,

Что в Северных недрах найдут.

В те годы никто и не думал,

Что город наш вырастет тут.

Нашли здесь железо ребята

И прям у Оленьей горы…

Но только им помешали

Долгие годы войны.

В августе сорок девятого,

В летний погожий денек.

Здесь заработал рудник,

Заложен был тут городок.

Оленегорском наш город назвали

В честь горы, где железо нашли.

И сегодня, на праздник поздравить

Мы всех с юбилеем пришли!

Родина

Если скажут слово «Родина»,

Стразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка-скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики.

Над скакалкой топот ног

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

З. Александрова

Мой любимый город

Я городу этот стишок подарю,

Ведь город свой я всем сердцем люблю.

Хотите узнать, почему

Сложила стишок я ему?

Ответ на вопрос мой очень простой.

Город Оленегорск – мой город родной!

Аня Видяева с мамой

***

Я город свой люблю

И всю любовь ему дарю!

Люблю по улицам гулять,

Прыгать, бегать и скакать!

Наша Родина

Как велика моя земля,

Как широки просторы!

Озера, реки и поля,

Леса, и степь, и горы!

Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

В другом – снега и вьюга.

Когда глухая ночь у нас

Чернеет за оконцем,

Дальневосточный край в тот час

Уже разбужен солнцем.

И поезд по стране моей

К границе от границы

Не меньше, чем за восемь дней –

И то едва домчится…

Живем мы в радостном краю,

И знать его должны мы –

Страну великую свою,

Свой светлый край любимый!

Н. Забила

 

Что такое Родина

 

 

Дима еще спал, когда вернулся из командировки папа. Он работал много месяцев в далекой стране, которая называется Соединенные Штаты Америки. Папа обнял сына и сказал с волнением в голосе:

– Ой, Димка, как же я соскучился по тебе!

– И по маме? – спросил сын.

– И по маме!

– И по бабушке?

– И по бабушке! Знаешь, Димка, я скучал по нашему дому, нашей улице, даже по нашей полянке в лесу. Где мы с тобой летом гуляли.

– Тебе не понравилась Америка?

– Нет. Америка – красивая страна. И работа у меня была очень интересная. Но где бы человек ни находился и как бы ни было ему хорошо в другой стране, он скучает по родным местам, ему снятся березки и он хочет скорее вернуться домой. Другая страна остается для него чужой. Чужбиной. Как говорили в старину.

– Почему? – снова спросил Дима.

– Потому что человек очень любит свою родину, дом, где родился, город, где прошло его детство. Где до сих пор живут его близкие и друзья. Вот когда ты летом отдыхаешь на даче, то скучаешь по городскому дому?

– Да, да, и хочу быстрее вернуться домой!

– А зимой? Все мы скучаем по загородному житью-бытью, по дому, саду, по друзьям, которых там оставили.

Замечательно об этом написала поэтесса Зинаида Александрова. Свое стихотворение она назвала «Родина»: «Родина бывает разная, но у всех она одна!» Наверное, права поэтесса, написавшая эти строки: ведь каждый, слыша слово «родина», представляет что-то свое, самое родное и близкое.

Вот так, как поется в песне:

С чего начинается Родина?

С картинки в родном букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе?

А может. Она начинается

С той песни. Что пела нам мать?..

Родина объединяет всех людей, живущих в одной стране: они говорят на одном языке, имеют одинаковые паспорта, работают, отмечают общие праздники и, если это необходимо, защищают Родину от врагов.

– Дима, а ты знаешь. Как называется твоя Родина?

Наша страна называется Россия. Она очень большая. Когда в одной части страны люди ложатся спать, то в другой только начинается день. В одно и то же время в одной части России может идти снег, а в другой – светить яркое солнце.

Подумай, а ты любишь свою Родину?

(Из книги «Моя страна Россия» Н.Ф. Виноградова, Л.А. Соколова)

***

Родина моя – бескрайняя Россия,

И Сибирь, и Волга, и Урал…

Все места для русского святые,

Где бы ты в России не бывал.

Каждая березка, кустик каждый,

Задремавшие в снегу поля, –

Все напомнит мне о самом важном –

Только здесь родимая земля!

И куда б судьба не заносила,

Не дано забыть нам об одном –

Эта ненаглядная Россия

Есть единственный наш отчий дом!

Комментарии
На эту публикацию было отставленно 0 комментариев:

Нет комментариев. Ваш будет первым!