Природа. Творчество. Красота

Рейтинг:
0
  |  
Просмотров: 4229   |  


 

Разработала:

Клепикова Ольга Алексеевна

Монтессори-педагог высшей

квалификационной категории

г. Оленегорск

  

Цели::

  • Развитие эстетического восприятия, художественного вкуса, приобщение детей к миру художественного изобретательства, творческого воображения и фантазии.

  • Знакомство с изобразительным искусством. Воспитание эмоциональной отзывчивости, потребности в прекрасном.

  • Поощрение детского коллективного и индивидуального творчества.

 

Задачи:

  1. Учить рисовать по представлению, рассматривать предметы, выделяя основные части, их форму, строение, соотношение частей по величине и цвету.

  2. Изображать с натуры цветы, ветки, фрукты, овощи. Подбирать лист бумаги, располагать изображение на нем, подбирать материалы для передачи выразительности образа.

  3. Рисовать сюжетные композиции на темы знакомых песен, стихов, отражать впечатления об окружающей природе в разные времена года и дня.

  4. Знакомить с цветами спектра: холодными, теплыми, нейтральными и их оттенками. Учить составлять оттенки и новые цвета путем смешения.

  5. Упражнять в использовании разных материалов: цветные карандаши, восковые мелки, пастель, уголь, сангина, фломастеры, акварельные и гуашевые краски.

  6. Знакомить с разными видами, способами создания коллажей, рисования с использованием матриц (из картофеля, поролона, мятой бумаги, ниток и так далее).

  7. Учить находить средства выразительности, материалы, способы выражения, использовать разные материалы, их сочетание для воплощения замысла.

 

Выставки и конкурсы:

  • «Картофельные фантазии» (поделки с использованием овощей и фруктов).

  • «Лесные причуды» (поделки из природного материала).

  • «Осенний вернисаж» (выставка рисунков и коллажей).

  • Фотомонтаж на тему: «Прогулки. Экскурсии. Походы».

  • «Дремлет лес под сказку сна…» (выставка рисунков и коллажей).

  • «Такие разные деревья» (авторские сказки, рассказы, портреты, макеты).

  • «Снежный городок» (создание ледяных фигур, композиций).

 

Тематические блоки:

  1. «Природа глазами художников, поэтов и композиторов» – занятия по ознакомлению с «творением великих» в разные времена года.

  2. Занятия познавательного характера.

  3. «Рисуем с натуры».

  4. «Рисуем природные явления».

 

Работа с родителями:

  • Консультации на темы:

    • «Необычное в обычном»

    • «Прогулки как средство эстетического воспитания»

  • Заседание семейного клуба:

    • «Прекрасное рядом»

    • «Семейная мастерилка»

 

Блок 1. «Природа глазами художников, поэтов и композиторов»

 

Темы занятий: «Золотая осень», «Такая разная осень», «Зимние краски леса», «Утро в горах», «Идет-гудет Зеленый Шум».

 

Блок 2. Занятия познавательного характера

 

Темы занятий: «Почему снежинки такие разные?» – рисование на зеркале, печатание ладошками, с помощью трафаретов, выкладывание «мозаики» из геометрических фигур, вырезывание из бумаги.

«Такие разные деревья» – по циклу стихов И. Токмаковой «Деревья», моделирование из бумаги, создание коллажей, рисование способом «выдувания» из трубочки, с помощью поролонового тампончика, ниток.

«Путешествие в зимний лес», «Лесная газета» – интегрированные.

 

Блок 3. Рисуем с натуры

 

Темы занятий: «Овощи и фрукты» – рисование «по сырому».

«Цветы в вазе», «Ветка вербы» – сочетание восковых мелков и акварельных красок.

«Деревья на участке» – выход на пленер.

 

Блок 4. Рисуем природные явления

 

Темы занятий: «Дождик, дождик капелька», «Гроза», ««Ветрено», «Листопад», «Северное сияние», «Пурга».

 

Занятие «Золотая осень»

 

Задачи, которые пробуем решать:

 

Эмоциональные: создание приятного, радостного отношения к художественному изображению осенней природы, развитие способности чувствовать и откликаться на переданное художником, поэтом и композитором настроение.

Интеллектуальные:

3-4 года – знакомство с теплыми оттенками цвета;

5-6 лет – поиск соответствия опыта наблюдений и изображения; осмысление выразительных возможностей теплой гаммы для передачи своего отношения к увиденному.

Практические:

3-4 года – формирование навыков использования инструментов и материалов живописи (как держать кисть, промывать ее, как набирать и класть краску и так далее;

5-6 лет – формирование навыка смешивания цветов и получения большого количества теплых оттенков.

Словарь:

Золотой, багряный, рыжий, лимонный, красно-коричневый, желтовато-зеленый.

 

Материалы и оборудование:

Репродукции картин И. Левитана и И.Остроухова «Золотая осень»;

Фонограммы – П. Чайковского «Сентябрь» из альбома «Времена года», А. Вивальди «Осень» – «Четыре времени года»;

Ватман, гуашь, кисти разных номеров, палитры.

Художественное слово:

А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!»; Э. Федоровская «Осень»;

 

Предварительная работа:

Наблюдения за осенними проявлениями в природе на прогулках, экскурсиях в парки, походах в лес. Сбор осенних листьев с разных деревьев. Разучивание стихов, чтение рассказов, пение песен об осени.

 

Ход занятия

 

1 часть (дети всех возрастов)

Дети рассаживаются «кружком» на ковре.

– «Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса,

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…»

– Как вы думаете, какому времени года поэт А.С. Пушкин посвятил это стихотворение?

– А вы хотели бы прогуляться по осеннему парку?

 

Воспитатель предлагает детям закрыть глаза. Звучит пьеса А. Вивальди «Осень».

 

– Представьте себе, что вы идете по лесной тропинке.

– Что вы видите? (Деревья, кусты, пеньки и так далее)

– Как осень перекрасила природу вокруг? Какие цвета преобладают? Вспомните, как А.С. Пушкин говорит о «наряде леса»? Какой он?

– А что вы слышите? (Голоса улетающих птиц, шум ветра, шорох опавших листьев и т. д.)

– Чем пахнет в лесу осенью? (Опавшей листвой, сухой травой, грибами, ягодами).

– А я слышу, как где-то шумит вода. Что это может быть? Как вы думаете?

– Откройте глаза (перед детьми на мольберте репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень»).

– А теперь мы посмотрим, как художники в своих картинах передают красоту осеннего леса. Перед нами «Золотая осень» русского художника И. Левитана (дать возможность посмотреть, полюбоваться).

– Какое настроение возникает у вас? Почему?

– Что вы видите на картине?

– Какая же осень здесь нарисована? Какие цвета использовал художник? А как их можно назвать еще? (Теплые, яркие, золотые и так далее)

– Да, эти теплые краски создают у нас радостное, веселое настроение. Здесь все красиво: и небольшая речка, и тоненькие «золотые» березки. Но он использовал и холодные тона, их меньше. Поэтому, глядя на картину, мы чувствуем радость, удовольствие от пышной красоты природы, но и в тоже время и легкую грусть прощания с летом, с осыпающейся листвой деревьев, увядающей травой, с теплым солнцем.

 

Воспитатель привлекает внимание детей к «пустой поляне» (ватман, прикрепленный на мольберт), предлагает им нарисовать тоже картину про «Золотую осень».

 

Дети 3-4 лет рисуют опавшие листья на «пригорке», используя подходящие цвета красок, способом «примакивания».

Налетевший ветерок сорвал с деревьев разноцветные листья и опустил их на землю. Листья падают и падают, укрывая землю разноцветным ковром, и мы нарисуем их мягкими, ласковыми мазками.

Дети 5-6 лет выполняют под музыку пластический этюд «Осенний хоровод».

– Представьте себе, что вы – осенние листочки. Ветер сорвал вас с веток деревьев, и, прежде чем упасть на землю, вы затеяли танец.

 

2 часть (дети старшей подгруппы)

 

– А сейчас посмотрите на эту картину.

 

Воспитатель открывает репродукцию картины И. Остроухова.

 

– Она тоже называется «Золотая осень», написал ее другой художник – И. Остроухов.

– Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осинки, только дуб зеленый.

Утешает осень: – Не жалейте лета!

Посмотрите – роща золотом одета»

– А так рассказала про осень поэтесса Э. Федоровская.

– Как вы думаете, подходит это стихотворение к картине художника? Почему?

– Что мы видим на переднем плане? (земля усыпана опавшими листьями, два старых клена с поникшими ветвями и несколько тоненьких молодых кленов).

– А на заднем плане? (корявые стволы старых деревьев, а еще дальше – сплошное яркое золото осенней листвы).

– Что еще заметил наблюдательный глаз художника? (две сороки, скачущие по тропинке).

– Какие краски помогли И. Остроухову передать осеннее настроение? Отличается ли по цвету эта картина? Чем? (ее краски более темные, желтые и оранжевые краски имеют холодный, лимонный оттенок, много красно-коричневого, темно-зеленого).

– Давайте возьмем палитры и попробуем подобрать необходимые цвета и оттенки для этой картины.

– А теперь нарисуем получившимися красками свою картину об этом времени года.

Звучит фонограмма пьесы П.И. Чайковского «Сентябрь».

 

Занятие «Лесная газета»

 

Задачи, которые пробуем решать:

 

Эмоциональные: создание атмосферы эмоционального подъема, сотрудничества.

Интеллектуальные:

3-4 года – знакомство с теплыми оттенками цвета;

5-6 лет – поиск соответствия опыта наблюдений и изображения; осмысление выразительных возможностей теплой гаммы для передачи своего отношения к увиденному.

Практические:

3-4 года – формирование навыков использования инструментов и материалов живописи и аппликации.

5-6 лет – формирование навыка работы с палитрой, смешивания цветов и получения большого количества оттенков, развитие творческой фантазии.

 

Материалы и оборудование:

 

Мольберт, ватман, с изображением неба и земли.

Гуашь, кисти № 8, 10.

Цветная бумага, готовые силуэты «облаков», клей-карандаш.

 

Предварительная работа:

 

Чтение рассказов, стихов, исполнение песен о лете.

Рассматривание репродукций картин художников, иллюстраций в книгах.

Экскурсии в лес, наблюдения за живой и неживой природой.

 

 

Ход занятия

 

1 часть (дети всех возрастов)

 

Дети сидят на ковре, проговаривают приветствие:

 

«Здравствуй небо голубое,

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуйте реки и поля,

Здравствуй круглая Земля!»

 

Перед детьми на мольберте лист ватмана, на котором изображены небо и земля.

 

– Ребята, какой-то художник-зевака оставил свою картину, да еще и забыл дорисовать. А, может, мы завершим ее?

– Появляется Сорока-Белобока: – «Внимание! Внимание! Лесные жители, свежий номер «Лесной газеты» прочесть, не хотите ли?». Улетает, роняя газету на пол.

– Что это за газета такая? Вы раньше читали ее?

– Я тоже нет. Давайте откроем и посмотрим, что же в ней интересного.

– Смотрите, на первой странице какие-то непонятные фигуры белого цвета (достает силуэты разной формы). Что бы это могло быть? Как вы думаете?

– Конечно же, это облака.

«Облака, облака – кучерявые бока,

Облака кудрявые, целые, дырявые,

Легкие, воздушные – ветерку послушные…»

 

Дидактическая игра «На что это похоже?» (лошадка, собака, птица, кораблик, рыбка, цветок и так далее).

 

– А давайте поместим эти облака на небо в картине.

Дети 3-4 лет приклеивают силуэты облаков на ватман.

Дети 5-6 лет выкладывают из отдельных частей целое «облако» (индивидуально для каждого ребенка).

– Следующая страница «Лесной газеты» – музыкальная.

Звучит ритмичная, легкая музыка.

– На что похоже эта мелодия? Чья звучит песня?

– Начинается дождь, бегите ко мне под зонтик.

 

Слушание музыки. При перемене темпа, характера мелодии дети придумывают название дождю (грибной, моросящий, проливной, грозовой, маленький, ливень).

Звучит радостная, веселая музыка – «выглянуло солнце».

Дети 5-6 лет исполняют песню «Выглянуло солнышко»…, одновременно младшая подгруппа рисует солнце ладошками.

 

2 часть занятия (дети старшей подгруппы)

 

– А на этой странице лесные загадки. Попробуйте вы их, друзья, отгадайте.

«На минутку в землю врос

Разноцветный чудо-мост.

Чудо-мастер смастерил

Мост волшебный без перил».

– Правильно, это радуга-дуга.

– Давайте вспомним, сколько цветов в радуге и как они называются?

Подвижная игра «Найди свое место»

– А на нашей картине найдется место для радуги?

 

Дети рисуют радугу, смешивая краски для составных цветов.

 

«Как неожиданно и ярко,

На влажной неба синеве,

Воздушная воздвиглась арка

В своем минутном торжестве!

Один конец в леса вонзила,

Другим за облако ушла –

Она полнеба обхватила

И в высоте изнемогла».

 

– Следующая загадка, на мой взгляд, трудна. Но знаю, вы справитесь с ней без труда:

«Рук много, а нога одна».

 

Игра «Угадай-ка». Дети изображают под музыку разные деревья, по окончании музыки, угадывают, кто какое дерево загадал.

 

– Давайте теперь наклеим «дерево дружбы» на нашей веселой «поляне» (коллективная работа из «мятой» цветной бумаги, различных оттенков).

– Появляется Сорока-Белобока: «Внимание! Внимание! Наипоследнейшие лесные новости! У большого дятла прибавление в семействе! Родители счастливы и получают поздравления!».

– Вот видите, ребята, как мы вовремя «посадили» наше дерево.

– А картина у нас получилась замечательная! Веселая, светлая и радостная. Осталось придумать к ней название.

 

Прослушать варианты детей, выбрать наиболее подходящий.

 

«Мы на свет родились,

Чтобы радостно жить,

Чтобы вместе играть,

Чтобы крепко дружить,

Чтоб улыбки друг другу

Дарить и цветы,

Чтоб исполнились в жизни

Все наши мечты!»

Комментарии
На эту публикацию было отставленно 0 комментариев:

Нет комментариев. Ваш будет первым!