Природа. Творчество. Красота
|
Разработала: Клепикова Ольга Алексеевна Монтессори-педагог высшей квалификационной категории г. Оленегорск |
Цели::
-
Развитие эстетического восприятия, художественного вкуса, приобщение детей к миру художественного изобретательства, творческого воображения и фантазии.
-
Знакомство с изобразительным искусством. Воспитание эмоциональной отзывчивости, потребности в прекрасном.
-
Поощрение детского коллективного и индивидуального творчества.
Задачи:
-
Учить рисовать по представлению, рассматривать предметы, выделяя основные части, их форму, строение, соотношение частей по величине и цвету.
-
Изображать с натуры цветы, ветки, фрукты, овощи. Подбирать лист бумаги, располагать изображение на нем, подбирать материалы для передачи выразительности образа.
-
Рисовать сюжетные композиции на темы знакомых песен, стихов, отражать впечатления об окружающей природе в разные времена года и дня.
-
Знакомить с цветами спектра: холодными, теплыми, нейтральными и их оттенками. Учить составлять оттенки и новые цвета путем смешения.
-
Упражнять в использовании разных материалов: цветные карандаши, восковые мелки, пастель, уголь, сангина, фломастеры, акварельные и гуашевые краски.
-
Знакомить с разными видами, способами создания коллажей, рисования с использованием матриц (из картофеля, поролона, мятой бумаги, ниток и так далее).
-
Учить находить средства выразительности, материалы, способы выражения, использовать разные материалы, их сочетание для воплощения замысла.
Выставки и конкурсы:
-
«Картофельные фантазии» (поделки с использованием овощей и фруктов).
-
«Лесные причуды» (поделки из природного материала).
-
«Осенний вернисаж» (выставка рисунков и коллажей).
-
Фотомонтаж на тему: «Прогулки. Экскурсии. Походы».
-
«Дремлет лес под сказку сна…» (выставка рисунков и коллажей).
-
«Такие разные деревья» (авторские сказки, рассказы, портреты, макеты).
-
«Снежный городок» (создание ледяных фигур, композиций).
Тематические блоки:
-
«Природа глазами художников, поэтов и композиторов» – занятия по ознакомлению с «творением великих» в разные времена года.
-
Занятия познавательного характера.
-
«Рисуем с натуры».
-
«Рисуем природные явления».
Работа с родителями:
-
Консультации на темы:
-
«Необычное в обычном»
-
«Прогулки как средство эстетического воспитания»
-
-
Заседание семейного клуба:
-
«Прекрасное рядом»
-
«Семейная мастерилка»
-
Блок 1. «Природа глазами художников, поэтов и композиторов»
Темы занятий: «Золотая осень», «Такая разная осень», «Зимние краски леса», «Утро в горах», «Идет-гудет Зеленый Шум».
Блок 2. Занятия познавательного характера
Темы занятий: «Почему снежинки такие разные?» – рисование на зеркале, печатание ладошками, с помощью трафаретов, выкладывание «мозаики» из геометрических фигур, вырезывание из бумаги.
«Такие разные деревья» – по циклу стихов И. Токмаковой «Деревья», моделирование из бумаги, создание коллажей, рисование способом «выдувания» из трубочки, с помощью поролонового тампончика, ниток.
«Путешествие в зимний лес», «Лесная газета» – интегрированные.
Блок 3. Рисуем с натуры
Темы занятий: «Овощи и фрукты» – рисование «по сырому».
«Цветы в вазе», «Ветка вербы» – сочетание восковых мелков и акварельных красок.
«Деревья на участке» – выход на пленер.
Блок 4. Рисуем природные явления
Темы занятий: «Дождик, дождик капелька», «Гроза», ««Ветрено», «Листопад», «Северное сияние», «Пурга».
Занятие «Золотая осень»
Задачи, которые пробуем решать:
Эмоциональные: создание приятного, радостного отношения к художественному изображению осенней природы, развитие способности чувствовать и откликаться на переданное художником, поэтом и композитором настроение.
Интеллектуальные:
3-4 года – знакомство с теплыми оттенками цвета;
5-6 лет – поиск соответствия опыта наблюдений и изображения; осмысление выразительных возможностей теплой гаммы для передачи своего отношения к увиденному.
Практические:
3-4 года – формирование навыков использования инструментов и материалов живописи (как держать кисть, промывать ее, как набирать и класть краску и так далее;
5-6 лет – формирование навыка смешивания цветов и получения большого количества теплых оттенков.
Словарь:
Золотой, багряный, рыжий, лимонный, красно-коричневый, желтовато-зеленый.
Материалы и оборудование:
Репродукции картин И. Левитана и И.Остроухова «Золотая осень»;
Фонограммы – П. Чайковского «Сентябрь» из альбома «Времена года», А. Вивальди «Осень» – «Четыре времени года»;
Ватман, гуашь, кисти разных номеров, палитры.
Художественное слово:
А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!»; Э. Федоровская «Осень»;
Предварительная работа:
Наблюдения за осенними проявлениями в природе на прогулках, экскурсиях в парки, походах в лес. Сбор осенних листьев с разных деревьев. Разучивание стихов, чтение рассказов, пение песен об осени.
Ход занятия
1 часть (дети всех возрастов)
Дети рассаживаются «кружком» на ковре.
– «Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса,
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…»
– Как вы думаете, какому времени года поэт А.С. Пушкин посвятил это стихотворение?
– А вы хотели бы прогуляться по осеннему парку?
Воспитатель предлагает детям закрыть глаза. Звучит пьеса А. Вивальди «Осень».
– Представьте себе, что вы идете по лесной тропинке.
– Что вы видите? (Деревья, кусты, пеньки и так далее)
– Как осень перекрасила природу вокруг? Какие цвета преобладают? Вспомните, как А.С. Пушкин говорит о «наряде леса»? Какой он?
– А что вы слышите? (Голоса улетающих птиц, шум ветра, шорох опавших листьев и т. д.)
– Чем пахнет в лесу осенью? (Опавшей листвой, сухой травой, грибами, ягодами).
– А я слышу, как где-то шумит вода. Что это может быть? Как вы думаете?
– Откройте глаза (перед детьми на мольберте репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень»).
– А теперь мы посмотрим, как художники в своих картинах передают красоту осеннего леса. Перед нами «Золотая осень» русского художника И. Левитана (дать возможность посмотреть, полюбоваться).
– Какое настроение возникает у вас? Почему?
– Что вы видите на картине?
– Какая же осень здесь нарисована? Какие цвета использовал художник? А как их можно назвать еще? (Теплые, яркие, золотые и так далее)
– Да, эти теплые краски создают у нас радостное, веселое настроение. Здесь все красиво: и небольшая речка, и тоненькие «золотые» березки. Но он использовал и холодные тона, их меньше. Поэтому, глядя на картину, мы чувствуем радость, удовольствие от пышной красоты природы, но и в тоже время и легкую грусть прощания с летом, с осыпающейся листвой деревьев, увядающей травой, с теплым солнцем.
Воспитатель привлекает внимание детей к «пустой поляне» (ватман, прикрепленный на мольберт), предлагает им нарисовать тоже картину про «Золотую осень».
Дети 3-4 лет рисуют опавшие листья на «пригорке», используя подходящие цвета красок, способом «примакивания».
Налетевший ветерок сорвал с деревьев разноцветные листья и опустил их на землю. Листья падают и падают, укрывая землю разноцветным ковром, и мы нарисуем их мягкими, ласковыми мазками.
Дети 5-6 лет выполняют под музыку пластический этюд «Осенний хоровод».
– Представьте себе, что вы – осенние листочки. Ветер сорвал вас с веток деревьев, и, прежде чем упасть на землю, вы затеяли танец.
2 часть (дети старшей подгруппы)
– А сейчас посмотрите на эту картину.
Воспитатель открывает репродукцию картины И. Остроухова.
– Она тоже называется «Золотая осень», написал ее другой художник – И. Остроухов.
– Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Утешает осень: – Не жалейте лета!
Посмотрите – роща золотом одета»
– А так рассказала про осень поэтесса Э. Федоровская.
– Как вы думаете, подходит это стихотворение к картине художника? Почему?
– Что мы видим на переднем плане? (земля усыпана опавшими листьями, два старых клена с поникшими ветвями и несколько тоненьких молодых кленов).
– А на заднем плане? (корявые стволы старых деревьев, а еще дальше – сплошное яркое золото осенней листвы).
– Что еще заметил наблюдательный глаз художника? (две сороки, скачущие по тропинке).
– Какие краски помогли И. Остроухову передать осеннее настроение? Отличается ли по цвету эта картина? Чем? (ее краски более темные, желтые и оранжевые краски имеют холодный, лимонный оттенок, много красно-коричневого, темно-зеленого).
– Давайте возьмем палитры и попробуем подобрать необходимые цвета и оттенки для этой картины.
– А теперь нарисуем получившимися красками свою картину об этом времени года.
Звучит фонограмма пьесы П.И. Чайковского «Сентябрь».
Занятие «Лесная газета»
Задачи, которые пробуем решать:
Эмоциональные: создание атмосферы эмоционального подъема, сотрудничества.
Интеллектуальные:
3-4 года – знакомство с теплыми оттенками цвета;
5-6 лет – поиск соответствия опыта наблюдений и изображения; осмысление выразительных возможностей теплой гаммы для передачи своего отношения к увиденному.
Практические:
3-4 года – формирование навыков использования инструментов и материалов живописи и аппликации.
5-6 лет – формирование навыка работы с палитрой, смешивания цветов и получения большого количества оттенков, развитие творческой фантазии.
Материалы и оборудование:
Мольберт, ватман, с изображением неба и земли.
Гуашь, кисти № 8, 10.
Цветная бумага, готовые силуэты «облаков», клей-карандаш.
Предварительная работа:
Чтение рассказов, стихов, исполнение песен о лете.
Рассматривание репродукций картин художников, иллюстраций в книгах.
Экскурсии в лес, наблюдения за живой и неживой природой.
Ход занятия
1 часть (дети всех возрастов)
Дети сидят на ковре, проговаривают приветствие:
«Здравствуй небо голубое,
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуйте реки и поля,
Здравствуй круглая Земля!»
Перед детьми на мольберте лист ватмана, на котором изображены небо и земля.
– Ребята, какой-то художник-зевака оставил свою картину, да еще и забыл дорисовать. А, может, мы завершим ее?
– Появляется Сорока-Белобока: – «Внимание! Внимание! Лесные жители, свежий номер «Лесной газеты» прочесть, не хотите ли?». Улетает, роняя газету на пол.
– Что это за газета такая? Вы раньше читали ее?
– Я тоже нет. Давайте откроем и посмотрим, что же в ней интересного.
– Смотрите, на первой странице какие-то непонятные фигуры белого цвета (достает силуэты разной формы). Что бы это могло быть? Как вы думаете?
– Конечно же, это облака.
«Облака, облака – кучерявые бока,
Облака кудрявые, целые, дырявые,
Легкие, воздушные – ветерку послушные…»
Дидактическая игра «На что это похоже?» (лошадка, собака, птица, кораблик, рыбка, цветок и так далее).
– А давайте поместим эти облака на небо в картине.
Дети 3-4 лет приклеивают силуэты облаков на ватман.
Дети 5-6 лет выкладывают из отдельных частей целое «облако» (индивидуально для каждого ребенка).
– Следующая страница «Лесной газеты» – музыкальная.
Звучит ритмичная, легкая музыка.
– На что похоже эта мелодия? Чья звучит песня?
– Начинается дождь, бегите ко мне под зонтик.
Слушание музыки. При перемене темпа, характера мелодии дети придумывают название дождю (грибной, моросящий, проливной, грозовой, маленький, ливень).
Звучит радостная, веселая музыка – «выглянуло солнце».
Дети 5-6 лет исполняют песню «Выглянуло солнышко»…, одновременно младшая подгруппа рисует солнце ладошками.
2 часть занятия (дети старшей подгруппы)
– А на этой странице лесные загадки. Попробуйте вы их, друзья, отгадайте.
«На минутку в землю врос
Разноцветный чудо-мост.
Чудо-мастер смастерил
Мост волшебный без перил».
– Правильно, это радуга-дуга.
– Давайте вспомним, сколько цветов в радуге и как они называются?
Подвижная игра «Найди свое место»
– А на нашей картине найдется место для радуги?
Дети рисуют радугу, смешивая краски для составных цветов.
«Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облако ушла –
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла».
– Следующая загадка, на мой взгляд, трудна. Но знаю, вы справитесь с ней без труда:
«Рук много, а нога одна».
Игра «Угадай-ка». Дети изображают под музыку разные деревья, по окончании музыки, угадывают, кто какое дерево загадал.
– Давайте теперь наклеим «дерево дружбы» на нашей веселой «поляне» (коллективная работа из «мятой» цветной бумаги, различных оттенков).
– Появляется Сорока-Белобока: «Внимание! Внимание! Наипоследнейшие лесные новости! У большого дятла прибавление в семействе! Родители счастливы и получают поздравления!».
– Вот видите, ребята, как мы вовремя «посадили» наше дерево.
– А картина у нас получилась замечательная! Веселая, светлая и радостная. Осталось придумать к ней название.
Прослушать варианты детей, выбрать наиболее подходящий.
«Мы на свет родились,
Чтобы радостно жить,
Чтобы вместе играть,
Чтобы крепко дружить,
Чтоб улыбки друг другу
Дарить и цветы,
Чтоб исполнились в жизни
Все наши мечты!»
Нет комментариев. Ваш будет первым!