Познай себя

Рейтинг:
0
  |  
Просмотров: 1712   |  


 

Разработала:

Картавенко Янна Альбертовна

Монтессори-педагог

высшей квалификационной категории

г. Оленегорск

 

Цели:

  • первоначальное знакомство детей со строением человеческого тела;
  • формирование навыков осознания чувств, ощущений своего тела;
  • расширение словарного запаса детей.

 

Программное содержание:

  • продолжать расширять знания об окружающем;
  • закреплять навыки исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств;
  • совершенствовать восприятие.

 

Занятие I. «Получился человечек»

 

После традиционного приветствия предлагаем вспомнить стихотворение, с помощью которого можно научиться рисовать человечка: «Точка, точка, запятая:». Нарисовать человечка на доске. Рассмотреть и назвать части тела, рассказать, какие функции они выполняют, как помогают человеку. Внести на рабочий коврик куклу, предложить найти на ней те же части тела, что и у нарисованного человечка, затем показать их и у себя.

 

Физкультминутка: Песенка-игра «Пальчик вверх ты подними».

 

Покажите мне, а где у человека голова? Отметить - голова - часть тела. Рассмотреть голову куклы, назвать, что на ней находится: глаза, уши, лоб, щеки, рот и так далее. Всем этим кукла похожа на человека. А чем же человек отличается от куклы? Что он умеет делать в отличие от куклы? Уточнить и обобщить ответы детей, подвести к выводу: человек умеет говорить, двигаться, слышать, думать, чувствовать.

Внести материал «Строение человека». Раздать детям детали и предложить составить части тела человека по сигналу. Детям старшего возраста дать задание разложить соответствующие таблички с обозначением частей тела.

 

Занятие II. «Встреча с Ушастиком»

 

Предложить поприветствовать друг друга с помощью колокольчика - передавать колокольчик по кругу в полной тишине, тихонько позванивая около ушка сидящего рядом ребенка.

Сказать, что сегодня мы отправимся в путешествие к домику Веселых человечков. Для этого надо закрыть глаза и представить, как мы идем по волшебному лесу, звучит музыка из серии «Волшебство природы». Предложить открыть глаза и посмотреть, к какому чудесному домику мы подошли, постучаться в него.

Внести нарисованную фигурку человечка с большими ушами. Обратить внимание детей на эту отличительную особенность человечка. На что по форме похожи его уши? Уточнить, что самая большая видимая часть уха человека называется ушной раковиной, а кончик ушной раковины - мочкой. Какое имя можно дать этому человечку? Выберем ему имя Ушастик. Для чего человеку нужны уши? (Вопрос Ушастика.)

 

Дидактическое упражнение «Что слышно в тишине».

 

Предложить послушать звуки вокруг нас в тишине с закрытыми глазами. Дети рассказывают о том, что они слышали.

Ушастик учит детей, как сделать массаж ушек. Это необходимо для того, чтоб лучше слышать: потрем ушные раковины, пощиплем верхний край ушей, потрем слегка за мочку и так далее. Теперь снова послушаем тишину. Помог ли массаж? Стали лучше слышать?

Ушастик приносит на рабочий коврик корзинку с шумом - музыкальные инструменты.

 

Дидактическое упражнение «Что звучит».

 

Дети отворачиваются и угадывают на слух, какой инструмент звучит.

Отгаданный инструмент выкладывается на ковер.

В заключение раздать детям инструменты и предложить всем сразу поиграть на них. Обратить внимание на то, что стало очень шумно и трудно различать звуки инструментов. Инструменты сложить в корзину, поблагодарить Ушастика и попрощаться с ним.

 

Занятие III. «В гости к Глазастику»

 

Приветствие «Блик-контакт»: в полной тишине выразительно посмотреть в глаза сидящему рядом ребенку, улыбнуться ему, кивнуть головой. Ребенок обращает свой взгляд на соседнего ребенка, кивает ему, улыбается и так далее. Все дети по очереди встречаются взглядами. Предложить вспомнить, с кем встретились на прошлом занятии (с Ушастиком). Внести его на рабочий коврик. Повторить путешествие с предыдущего занятия теперь уже вместе с Ушастиком.

Снова оказались перед домиком в волшебном лесу. Внести человечка с очень большими глазами. Рассмотреть, выбрать ему имя. Глазастик уже принес с собой по зеркальцу каждому ребенку для того, чтобы они могли внимательно рассмотреть свои глаза. Назвать, из каких частей состоит глаз: веки, ресницы, зрачок, радужная оболочка. У каждого радужная оболочка разного цвета. У меня радужная оболочка серого цвета, значит, я - сероглазая. Спросить у детей друг про друга (пока не будут названы все дети). Глазастик предлагает сделать гимнастику для глаз: закроем правый глаз, левый глаз; откроем правый глаз, левый глаз; закроем оба глаза, откроем оба; моргнем три раза; крепко зажмуримся, откроем глаза. Следим глазками за игрушкой в моей руке. Положим теплые ладошки на глаза - пусть согреются и отдохнут после гимнастики. Предложить потренировать глаза.

Дидактические упражнения «Кто во что одет», «Расскажи, что видишь», «Что спрятано».

Глазастик предупреждает о том, что надо беречь глаза, дети дают ответы на вопросы о том, что надо и что не надо делать для того, чтобы зрение всегда было хорошим. Раздать листочки с рисунком глаза, предложить раскрасить их таким цветом, какого цвета глаза у детей.

 

Занятие IV. «Чем пахнет у Нюх-Нюха»

 

Приветствие с использованием цветка, например, розы: передавать друг другу по кругу, вдыхая аромат розы, приветствовать друг друга приятными словами. Напомнить детям, с кем они встречались на прошлом занятии. Предложить сегодня отправиться туда уже вместе со знакомыми человечками - Глазастиком и Ушастиком. Внести человечка с большим носом. Как вы думаете, почему у него такой большой нос? Для чего? Выберем ему имя Нюх-Нюх. С помощью зеркала посмотреть и назвать части носа: правая и левая ноздри, переносица, кончик носа. Предложить сделать массаж, а затем дыхательную гимнастику. Обратить внимание детей на то, что при вдохе ноздри поднимаются, а при выдохе - опускаются.

Внести коробочки с предметами, выложить на рабочий коврик, читающим детям раздать таблички с названиями. Обследовать, определить название, составить пару, добавить таблички с названиями.

Упражнение на релаксацию «Запахи в волшебном лесу» под медитативную музыку.

 

Занятие V. «Что вкусненького у Вкусика»

 

Выложить на рабочий коврик человечков, с которыми дети познакомились на предыдущих занятиях, назвать их, вспомнить, чему научили они детей. Предложить повторить путешествие в волшебный лес к домику Веселых человечков. Сегодня их ждет там еще один житель. Внести на коврик человечка с большим языком. Наверное, он нас дразнит. Человечек говорит о том, что он никого не дразнит, а язык у него такой потому, что он любит все пробовать и определять, какой у чего вкус. Дети подбирают ему имя Вкусик. Вкусик предлагает ответить, какое на вкус то, что он назовет: мороженое сладкое, а лимон – … и т. д. Что помогает чувствовать нам вкус продуктов? Язык, на нем есть специальные вкусовые сосочки, которые и определяют вкус того, что опадает к нам в рот. Сладкое лучше всего чувствует кончик языка, края языка помогают нам почувствовать кислое, а основание языка – горькое.

Вкусик предлагает сделать гимнастику для языка для того, чтобы подготовить его к дидактическому упражнению «Узнай по вкусу» – дети с закрытыми глазами определяют вкус фруктов и овощей.

Предложить детям навести порядок у Вкусика в холодильнике – разобрать, что какое на вкус – на рабочий коврик выложить карточки с подписями «горький», «кислый», «сладкий», «соленый». Раздать детям муляжи продуктов питания, овощей, фруктов, соотнести муляжи с соответствующими табличками.

 

Занятие VI. «Чувствитик – кто это?»

 

Предложить вспомнить, как дети приветствовали друг друга раньше – глазками, слушая колокольчик, вдыхая аромат розы. Предложить поприветствовать сегодня друг друга новым способом. Для этого надо потереть свою ладонь о ладонь соседа слева. Затем соприкоснемся и поздороваемся коленями, плечами, ступнями, лбами. Отметить, что у детей поднялось настроение, это говорит о том, что они уже готовы повторить путешествие в волшебный лес. Когда дети откроют глаза, внести еще одного человечка, который говорит о себе, что у него во внешнем виде нет ничего особенного: ни больших ушей, ни языка, ни глаз больших, ни носа. Зато кожа его очень чувствительная и много о чем может рассказать: холодный, теплый или горячий утюг, мягкий или твердый, гладкий или шершавый, а, может быть, он колючий? А так же с закрытыми глазами можно определить, из чего сделан предмет? Человечек просит подобрать и ему имя – Чувствитик. За это он предлагает детям игру, которая упражняет кожу всего тела: потереть ладошки друг о друга, согреть, положить их на лицо, погладить его сверху вниз и снизу вверх, побарабаним по нему кончиками пальцев, пощиплем его легонько. Затем те же действия с руками, плечами, ногами. Затем предложить детям встать по кругу и погладить спинки своих соседей. Понравилась вам такая игра? Что вы чувствовали? Предложить игру «Бирюльки». Доставать из мешочка мелкие предметы и складывать их в мисочку, накрыть их платком и предложить детям, не глядя, ощупывать, брать любой предмет и постараться назвать его. Когда ничего не останется, сложить все обратно в мешочек.

Внести на рабочий коврик парные мешочки с наполнителями и табличками с названиями содержимого мешочков: крупы, фасоли, поролона, ваты, ракушек, небольших веточек деревьев, камешков и так далее. Сначала пропустить по кругу по одному из парных мешочков, называя содержимое, разложить карточки с названиями наполнителей. Затем раздать каждому по мешочку и предложить на ощупь самостоятельно определить содержимое и соотнести с табличкой.

Какой мешочек было приятно ощупывать? Какой хотелось бы потрогать еще раз? Предоставить ребятам возможность потрогать понравившийся мешочек.

Дети прощаются с Чувствитиком.

 

Занятие VII. «Все это – Восприятие»

 

Приветствие с перышком – дети дотрагиваются друг до друга перышком, передают его по кругу, говоря при этом слова приветствия. Напомнить ребятам о путешествии в волшебный лес, о том, с кем они познакомились, предложить позвать их к нам на занятие. Внести, поздороваться, назвать по именам. Сказать о том, что в лесном домике живет еще один житель. Но перед тем как показаться нам, человечек приготовил ребятам испытания. Он написал слово, его нужно отгадать. Это сделать непросто, но у нас есть несколько подсказок от Веселых человечков.

Первая подсказка – блюдце, накрытое салфеткой, под салфеткой – секрет. Нужно, потрогав салфетку пальчиками, определить, что там находится. Дети по очереди дотрагиваются, делают предложения, ответы записываются на отдельном листочке.

Вторая подсказка – пиала, накрытая салфеткой, в которой лежит половинка лимона. Предложить детям определить по запаху, что там находится. Ответы также записываются.

Третья подсказка – волшебный мешочек. Определить на ощупь, что в нем спрятано. Ответы записывать на листочке.

Предложения и ответы детей проверяются – в мешочке лежит лимон, в пиале – половинка лимона, а на блюдце под салфеткой – семечки от лимона. Можно уже угадать, что написано на другой стороне ватмана? Слово «лимон».

Теперь, чтоб хозяин вышел из домика, нам необходимо найти чашечку с лимонной водой. Из разных чашечек набрать в ложечки воды и дать попробовать детям (сначала дать простую воду, потом – соленую, кислую, а затем – с лимоном). После этого появляется хозяин домика. У него одного все те особенности, которые мы отмечали у каждого Веселого человечка: большие глаза, большие уши, большой нос, на языке у него чувствительные сосочки, и кожа его может определять предмет на ощупь. И имя ему придумывать не надо, у него оно есть. Это – Восприятие.

Предложить послушать, что говорит им Восприятие: «Здравствуйте, ребята. Я очень рад, что вы все мои загадки отгадали. И хочу дать вам совет – чтобы жизнь была интересна, будьте любознательными, исследуйте окружающий мир, наблюдайте за тем, что происходит вокруг, а помогут вам ваши органы чувств: уши, глаза, нос, язык и кожа. А еще у меня есть девиз, который может стать вашим: «Потрогай, понюхай, посмотри, послушай, если это можно есть, то, конечно, скушай!»

Человечек предлагает детям изготовить лимонную мозаику – на листе ватмана, где было написано слово «лимон», приклеиваются ответы детей на вопросы, которые им сегодня были заданы (написаны заранее). В центре нарисовать и раскрасить лимон и несколько контуров лимона, которые выполняются аппликацией методом отрывания бумаги. На том же листе приклеить Веселых человечков, работу поместить в информационной зоне для родителей.

 

 

Литература:

  1. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова П. Я хочу! – СПб, 1996.

  2. Крюкова С.В. Здравствуй, я сам! – М., 2002.

  3. Рылеева Е.В. Вместе веселее. – М., 2002.

Комментарии
На эту публикацию было отставленно 0 комментариев:

Нет комментариев. Ваш будет первым!