Небесные странички

Рейтинг:
0
  |  
Просмотров: 4834   |  

 

Разработали:

Семенова Елена Алексеевна

Монтессори-педагог

высшей квалификационной категории

Еремеева Ирина Анатольевна

Монтессори-педагог

 высшей квалификационной категории

г. .Оленегорск

Цель:

 

  • развивать чувство упорядоченности через формирование в сознании ребенка представления о целостности окружающего мира: о единстве, взаимосвязи и взаимозависимости всего сущего в мире;
  • укреплять здоровье детей средствами игровой профилактики.

 

Программное содержание:

 

Дети 3 – 4 лет:

  1. дать общие понятия о космических телах (Солнце, Земля, Луна, звезды);
  2. воспитывать любознательность, эмоциональную отзывчивость;
  3. знакомить с порядковым счетом до 10;
  4. учить различать геометрические фигуры (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат);
  5. развивать навыки продуктивной деятельности (аппликация, лепка, конструирование);
  6. развивать координацию движения, создавать условия для проявления ловкости и выносливости при выполнении основных видов движения.

 

Дети 5 – 6 лет:

  1. развивать потребность к получению новых знаний и стремление передать их другому;
  2. нацелить на философское понимание природы; учить ориентироваться в окружающей среде, при этом приобретать самостоятельность и независимость;
  3. расширять активный словарь детей за счет названий планет, созвездий, космических явлений;
  4. формировать умение ориентироваться в пространстве;
  5. приобщать к истокам исторической культуры – знакомить с мифами и легендами;
  6. воспитывать чувство сплоченности, ответственности за себя и за товарища;
  7. развивать стремление к сотрудничеству, создавать сообщества детей, детей и воспитателя, детей и родителей;
  8. развивать физические качества: быстроту, ловкость, силу и выносливость.

 

Связь с узкими специалистами:

  1. спортивный праздник «Школа юных космонавтов»;
  2. выставка рисунков, поделок, рукописных книг на тему «Космические сказки»;
  3. музыкальное развлечение «Парад планет».

 

Мероприятия:

  1. КВН «Небесные странички»;
  2. экскурсия «Сколько звезд на небе» (наблюдение за вечерним небом);
  3. консультация для родителей «Звезды говорят».

 

Занятие 1. «Адрес Земли»

 

– Ребята, вы, конечно же, знаете свой адрес, можете сказать, где живет, назвать свою улицу, дом, квартиру?

– А кто может сказать адрес Земли? Где живет Земля? Не знаете?

– А давайте спросим у самой Земли! (Появляется глобус на оси). Воспитатель крутит его и говорит:

– Земля, Земля! Скажи нам свой адрес, пожалуйста!

– Слышу... Слышу. Отвечу. Хоть и некогда мне разговаривать, все кручусь, верчусь, без остановки: день и ночь! Мой родной район – Солнечная система. Свое имя он получил в честь щедрого светила – Солнца, которое сияет в самом центре. Солнце одаривает теплом и светом всех, кто живет в его районе. Это 9 планет. (Демонстрируем модель Солнечной системы, изготовленную по книге из серии «Природоведение»).

– На первой Кольцевой улице живет Меркурий.

– На второй – Венера, на третьей – живу я, Земля! А на последней, девятой улице живет самая маленькая планета – Плутон.

– Все планеты безостановочно вращаются вокруг Солнца по своей улице, которая называется на космическом языке «Орбита». Чем дальше планета от Солнца, тем длиннее ее орбита.

– Как вы думаете, у какой планеты самая короткая орбита? (У Меркурия).

– А самая длинная? (У Плутона).

– Я Земля, пробегаю вокруг Солнца за 1 год!

– А не скучно ли вам, планетам, путешествовать одним вокруг Солнца?

– Мы не одни! У многих планет есть друзья – спутники. У меня, например, Луна.

– А как называется ваш город?

– Галактика!

– А страна какая?

– Вселенная. Она огромная! Нет ей ни конца, ни края, даже мысленно ее не обхватить.

– Спасибо, Земля! Теперь мы знаем свой адрес:

– Страна – Вселенная,

– Город – Галактика,

– Район – Солнечная система,

– Дом – Земля.

– А на планете Земля есть: страна – Россия, город – Оленегорск, улица – Восточная, дом – 4. Это адрес нашего детского сада.

– Сейчас, ребята, мы с вами сами превратимся в жителей Солнечной системы. (Проводится игра – моделирование «Солнечная система» по кн. «Мир вокруг нас, сопровождаемая космической сказкой № 2). Дети изображают движение планет вокруг Солнца. На головах у них шапочки с надписями: «Земля», «Солнце», «Луна» и т.д. Они держатся за те планеты, которые изображают. Планеты закреплены на различном расстоянии от центра (привязаны нитями к обручу), внутри которого стоит ребенок – «Солнце».

Таким образом, дети закрепляют название планет и их расположение. По окончании круга старшие дети записали космический адрес Земли на большом листе и повесили его на стену, рядом с моделью Солнечной системы.

 

Занятие 2. «Солнце» (часть 1)

 

На круг принесли небольшой глобус без подставки (как шар). Здороваясь, передавали его по кругу:

– Вчера, ребята, мы узнали адрес нашей планеты. Давайте, вспомним его!

– А какие планеты еще живут в Солнечной системе? Молодцы!

– А вы помните, что каждая планета бежит по своей дорожке? Как она называется? (Орбита).

– А вокруг чего движутся все планеты?

– Как вы думаете, откуда появилось Солнце? Сейчас вы увидите схему, и вам станет все понятно.

– А как мы называем Солнце, какое оно? Почему мы ласково говорим – солнышко? Какую пользу людям приносит солнце? Всегда ли Солнце такое хорошее? А можно ли смотреть на солнце незащищенными глазами? Проводим эксперимент: включаем яркую лампу, детям раздаем очки. Они убеждаются, что только в защитных очках можно спокойно смотреть на лампу. (В дальнейшем эта лампа всегда будет заменять нам Солнце).

– Солнце скрылось. А где же ночует наше солнышко? Воспитатель рассказывает детям о том, что на самом деле Солнце остается на месте, а движется Земля. И там, на Земле, куда светит Солнце – день, а там, куда солнечные лучи не попадают – ночь. (Демонстрируем опыт с помощью лампы и глобуса).

– Давайте, поиграем с вами в игру: «День и ночь».

 

Занятие 3. «Солнце» (часть 2)

 

В начале круга, после традиционного приветствия, снова на центр ставим лампу. Дети надевают очки. Вспоминаем все, что мы узнали о Солнце.

– А сегодня я расскажу вам сказку о солнечном лучике. (См. книгу «Мир вокруг нас», с. 25).

– Вот и лучик от нашего солнышка. Вы можете снять очки, потому что лучик не такой яркий и не такой жаркий, как Солнце. Ведь он пролетел огромное расстояние и успел немного остыть и потускнеть. (В руках воспитателя – фонарик).

– Помните, мы с вами превращались в планеты? Какая планета находится ближе всех к Солнцу? Правильно, Меркурий!

– А самая далекая? Верно, Плутон!

– Представьте, что Никита у нас Меркурий, а Данилка – Плутон. Никита рядом с Солнцем. А Данилка? – Далеко. Лучик долетел до Меркурия, не успел остыть, ярко его освещает, поэтому Меркурию жарко. Чувствуешь тепло, Никитка?

– А теперь лучик светит на Плутон. Посмотрите, как слабо луч освещает планету. Чувствуешь ли ты тепло, Данилка? Нет.

Чем дальше планета от Солнца, тем она холоднее. Даю возможность каждому почувствовать тепло от фонарика, поднося ладошку к нему.

– А можно эти побывать на Солнце? Почему? Конечно, нет, потому что Солнце – огромный раскаленный огненный шар.

– Совсем скоро мы отправимся в путешествие по планетам, но мы всегда должны знать, куда возвращаться. Помните адрес Земли? Давайте повторим его и, заодно, вспомним на каких улицах живут другие планеты.

В конце круга каждому написала номер улицы, на котором находится их дом планета. Затем называю планету, у кого нужная цифра – тот выходит в класс.

 

Занятие 4. «Подготовка к полету» (часть 1)

 

– Дорогие ребята, совсем немного времени осталось до начала наших полетов. Но помните ли вы, о чем мы с вами говорили, начиная наш проект? Нам нужно подготовиться к нашим полетам!

– Давайте, подумаем, каким должен быть настоящий космонавт? Верно, умный, и сильный, и смелый... А еще выносливый. Представьте, что вы оказались на планете, где нет воздуха, нечем дышать. Нужно уметь задерживать дыхание. Для этого необходимо набрать в легкие как можно больше воздуха и не выдыхать его как можно дольше. – Попробуем? (С помощью секундомера определяем самых выносливых детей).

– А теперь представьте себе, что мы на чужой планете, нам нужно возвращаться домой. Как узнать, все ли мы собрались? Правильно, давайте посчитаем всех членов экипажа! Кто сможет?

– А как можно посчитать быстрее? (парами, пятерками).

– Кто попробует? А вдруг когото не хватает? Надо быть очень внимательным и быстро определить, кто потерялся. Закройте глаза. (Одного ребенка прячем). Откройте! Кто потерялся? Повторяем игру несколько раз с большим количеством потерявшихся космонавтов. Неплохо!

– А сейчас нас ждет следующее задание! Космический робот прислал нам свою фотографию и попросил помочь ему узнать, из каких фигур он состоит, и сколько их использовали для изготовления робота? Малыши считают, старшие записывают результат, средние проверяют: кругов – 5, треугольников – 15, квадратов – 4, прямоугольников –9.

– Малыши могут сами собрать робота, сделать его фотографию, а старших ждет еще одно задание. (Младшие дети выполняют аппликацию из готовых геометрических фигур).

– Да, ребята, космонавты должны быть еще и грамотные, очень много знать и уметь читать и писать. Нам прислали письмо – кроссворд с заданием: придумать слова и дать их описание так, чтобы другие могли догадаться, что за слово вы задумали? Каждый из ребят подбирает слово, воспитатель записывает описание. Самые удачные слова вносим в кроссворд. В результате получаем слово: Земля. Молодцы! Завтра мы продолжим подготовку. До встречи!

 

Занятие 5. «Подготовка к полету» (часть 2)

 

– Сегодня у нас последний день подготовки к полету. Для начала давайте повторим названия всех планет и вспомним, на каких улицах они живут? (Планеты расположены от Солнца на расстоянии длины штанг).

– Расстояние от солнца до какой планеты самое короткое? Самое длинное?

– Внимание! Планеты вдруг слетели со своих орбит и не могут найти свои улицы! Помогите им. (Воспитатель собрал все планеты и разложил их на одном расстоянии от Солнца). Дети по очереди берут планету, место которой запомнили. Восстанавливаем порядок в Солнечной системе, проверяем адреса.

– Сейчас мы потренируемся двигаться в наших шлемах. Найдите каждый свой шлем и слушайте команду: – Надеть шлем! Встать справа от стула! Сделать три шага назад, 1 шаг влево, 4 шага вперед, 1 шаг вправо. Если сзади вас стоит стул, значит, вы выполнили все команды правильно. Теперь переверните шлем задом наперед.

Вы оказались в полной темноте. Попробуйте обойти вокруг своего стула и сесть на него. Трудно? Снять шлемы, поставить их за стулом!

– Следующее испытание. Большую роль играет всегда напарник, тот человек, с которым вы вместе отправляетесь в полет. Каким он должен быть? Верным, смелым, надежным, умным. Нина, с кем бы ты хотела отправиться в полет? (Нина выбирает себе пару). Сейчас Нина наденет свой шлем так, чтобы ей ничего не было видно, а Данилка должен провести ее через улицы так, чтобы не задеть ни одну из них. (Напарник ведет Нину через штанги, давая ей необходимые команды: сколько шагов нужно сделать, где перешагнуть, в какую сторону повернуться). Повторяем задание с несколькими парами.

– Если на планете плохая видимость, вы должны научиться узнавать друг друга по голосу. Игра: «Узнай по голосу».

– Сейчас внимание! Всем надеть шлемы! Повернуть его вокруг головы. Кто услышит свое имя, осторожно движется до класса, где снимает шлем и приступает к свободной работе.

 

Занятие 6. «Полет на Меркурий и Венеру»

 

Накануне двоим детям, дали задание – подготовить рассказ о планетах. Полине – о Меркурии, Нине – о Венере. Они будут разведчиками в первом полете.

– Построим космический корабль из стульчиков!

– Вспомним космический адрес Земли!

– Выбрали командира корабля – того, кто лучше всех знает адрес Земли. Сегодня это дюны.

– Командир посчитал места в корабле и космонавтов, чтобы всем хватило мест, раздал скафандры.

– Космонавты заняли места, надели скафандры и приготовились к полету. Взяли с собой фотоаппарат. (Свет приглушен. Горит яркая лампа – Солнце. Звучит музыка «Зодиак»).

– Имитация полета. Приземлились на планету Меркурий. Выпустили сначала разведчика – Поляну. От нее узнали, что на планете нет воздуха, планета покрыта камнями, что днем там очень жарко (+427 градусов), а ночью очень холодно (– 183 градуса).

– Внимание! Находиться на планете можно ровно столько, насколько у вас хватит запаса воздуха, но необходимо быть осторожным, чтобы не задеть камни, не попасть в ямы – кратеры, не сгореть от действующих вулканов. (На полу расположены к обручи, стоят вулканы – свечи. Все это надо обойти). Чтобы покинуть корабль, наберите в легкие как можно больше воздуха и задержите дыхание. Если не хотите задохнуться, возвращайтесь на корабль сразу, как только у вас закончится воздух. Разрешаю покинуть корабль (дети очень быстро вернулись обратно. Некоторые даже побоялись выйти из корабля, чтобы не задохнуться).

– Командир, проверьте, все ли члены экипажа на борту? К полету готовы? Продолжаем полет. Курс – на Венеру! (Звучит музыка).

– Приземлились на Венеру. Выпустили разведчика – Нину. Она быстро вернулась обратно. Рассказала, что на планете находиться невозможно, т.к. там углекислый дождь и очень жарко. А еще Венера вращается вокруг своей оси в другую сторону и сутки на ней длиннее года. Космонавты из иллюминаторов наблюдали планету, видели действующие вулканы, пытались потушить их (задуть с места).

– Командир, курс на Землю! Всем спасибо! Особая благодарность командиру и разведчикам. Посмотрите в иллюминаторы, кажется, нас встречает корреспондент. Наверное, он хочет взять у нас интервью?

Корреспондент приветствует детей – космонавтов, записывает как магнитофон их впечатления, предлагает желающим помочь «проявить» фотографии, нарисовав то, что видели в космосе.

 

Занятие 7. «Полет на Сатурн, Юпитер и Марс»

 

Разведчики, подготовленные заранее, Данил (Сатурн), Юля (Юпитер), Влада (Марс). Начало то же, что и в первом полете. Командир – Юля.

– Подлетели к Сатурну, но приземлиться не смогли. Разведчик Данил объяснил причину: Сатурн – гигантский газовый шар, очень холодный (-180 градусов), легкий. К тому же, он окружен множеством колец, состоящих из кусков льда и пыли. Пришлось облететь его и возвращаться к Юпитеру.

– Приземляться на Юпитере тоже не смогли. Из иллюминаторов наблюдали большое красное пятно (красный фонарь) и вихри (вентиляторы). Разведчик Юля рассказала, что Юпитер самая огромная планета, состоящая также из жидкости и газов; он похож на солнце, только холодное (– 150 градусов). В его атмосфере бушуют бури и вихрем проносятся ярко окрашенные облака, так образуется большое красное пятно.

– Держим курс на Марс. Ура! Приземлились! Выпустили разведчика Владу. Она рассказала, что Марс чемто похож на Землю, но вдвое меньше ее. В атмосфере в основном, углекислый газ. Большая часть Марса покрыта красными камнями и пылью, там есть кратеры и огромные потухшие вулканы. А температура на Марсе как у нас зимой (-30). Люди считают, что там может быть жизнь, и изучают эту планету. Мы все вышли из корабля и, о, чудо! – встретили марсианина (взрослый, в блестящем костюме и с металлическим голосом). Приветствовали его, расспросили о планете, рассказали о своей Земле – голубой планете. И вдруг... начался метеоритный дождь (два воспитателя бросают в детей маленькими мячами). Дети побежали на корабль, но забыли попрощаться с марсианином, вернулись и опять попали под метеоритный дождь.

– Курс – домой, на Землю! Полет завершился успешно. Спасибо командиру и разведчикам. О, а нас опять встречает наш знакомый корреспондент. Думаю, вам есть о чем рассказать ему. А я буду ждать вас в классе.

 

Занятие 8. «Полет на Уран, Нептун, Плутон»

 

">Традиционное начало. В помещении для полета (игровая комната) открыли все окна, убрали лампу, а с помощью диапроектора создавали разные тени для изображения планет в ходе полета. Дети тепло оделись (кофты, колготки, теплые носки). Сегодня разведчики – Соня (Уран), Рома (Нептун), Никита (Плутон), командир корабля: Влада.

– Приземлились на Уране. Разведчик Соня рассказала, что Уран – это газовый шар, но газы замерзли, потому, что он очень далеко от Солнца. По своей орбите вокруг Солнца Уран движется 84 года. А еще Уран по орбите катится на боку, словно бочка. Возможно, Уран когдато столкнулся с другой гигантской кометой и опрокинулся на бок. У планеты есть кольца и ледяные спутники. Космонавты вышли из корабля и показали, как вращается планета (боком).

– Отправляемся на Нептун. Там было очень холодно. Разведчик Рома вышел первый. Он рассказал, что Нептун похож на Уран, но поверхность его покрыта дымкой из голубых облаков. Как и у Юпитера, здесь есть большое вихревое облако, которое называется Большое темное пятно. Оно быстро носится над поверхностью планеты и называется Скуттер. Все вышли из корабля. На планете был сильный вихрь (дул пылесос) и носилось большое белое облако (в белой простыне воспитатель). Все испугались и кинулись бегом на корабль.

– Перевели дыхание и полетели на Плутон. Там было еще холоднее. Разведчик Никита рассказал, что это – самая маленькая и самая далекая планета Солнечной системы, но не всегда. Оказывается, орбита Плутона пересекает орбиту Нептуна, и несколько лет Нептун был самой далекой планетой. На Плутоне –220 градусов. Поверхность его покрыта тонким слоем льда, поэтому там очень скользко. Все вышли покататься, но очень замерзли и вернулись на корабль.

По пути на землю в честь удачно завершившегося полета решили полакомиться конфетами с космическим названием «Полет»: ловили их в невесомости, пытались съесть их. У детей сначала было чувство недоумения: – почему не получается? А когда поняли причину, от души веселились.

После удачного приземления снова поделились впечатлениями с корреспондентом и друг с другом и искре порадовались, что все закончилось хорошо.

 

Задание 9. «Метеориты и кометы»

 

Сегодня я хочу напомнить вам одно из наших приключений в космосе – когда мы попали под метеоритный дождь.

– На какой планете это произошло? (Марс).

– А что же такое – метеориты?

– Оказывается, это куски камней и железа из космического пространства, которые иногда падают и на поверхность Земли Они бывают разных размеров. Маленькие метеориты сгорают, не долетев до Земли. А вот большие не успевают полностью сгореть и оставляют на поверхности большие ямы, которые называются кратерами. Давайте, ребята, отдохнем. Выйдем из круга и пройдемся. Неожиданно на детей снова обрушился метеоритный дождь. Дети убегают в круг. И на Земле бывают приключения.

– Метеориты напоминают падающие на планету звезды. А есть другие тела, похожие на огромные грязные снежки. Они движутся по направлению к Солнцу. С Земли они выглядят, как маленькие, тускло светящиеся пятнышки. Это – кометы. Центр, или ядро кометы, состоит из льда, замерзших газов, камней и пыли. Когда комета приближается к Солнцу, вокруг льда образуется газовое облако. (Никита: – А хвост? У кометы же есть хвост?).

– Приближаясь к Солнцу, комета тает, при этом газ и пыль выбрасываются в космическое пространство, образуя облако, а поток солнечных частиц (солнечный ветер) сдувает его назад. Так образуется знаменитый хвост кометы. Чем ближе комета к Солнцу, тем хвост больше и светится ярче. Обычно кометы называют именами тех людей, которые их наблюдали первыми. Самая знаменитая комета Галлея (демонстрируем фото английского астронома и его комету).

– А сейчас мы проверим, как вы запомнили те тела, которые встречались нам в космосе. (Изображаем жестами).

– Ракета: руки, согнутые в локтях, держим параллельно, прямые кисти, под острым углом кончики средних пальцев.

– Звезда: пальцы соединены попарно, разведены в стороны.

– Планета: пальцы также соединены попарно, кисти рук изображают надутый шар.

– Метеорит: пальцы собраны в кулак.

– Комета: кисть под прямым углом к предплечью, пальцы вытянуты.

Задание 1. Воспитатель демонстрирует с помощью жестов космическое тело, а дети узнают и называют его.

Задание 2. Воспитатель называет космическое тело, дети с помощью жестов изображают его.

 

Занятие 10. «Космический блиц-турнир»

 

Младшие дети в этом круге не участвуют. Они создают космические картины с помощью аппликации готовых форм (ракеты, звезды, солнце). Дети, легко владеющие письмом, отвечают на вопросы письменно.

Остальные дети слушают вопрос и поднимают руку. Воспитатель слушает ответ «на ушко». За верные ответы дети получают ракеты, по количеству которых и определяется победитель.

Вопросы

  1. Ближайшая к Солнцу планета? (Меркурий).
  2. На какой планете бывают кислотные дожди? (Венера).
  3. Единственная планета, на которой есть жизнь? (Земля).
  4. Какая планета покрыта красными камнями и пылью? (Марс).
  5. Самая огромная планета? (Юпитер).
  6. Какая планета окружена большим количеством колец? (Сатурн).
  7. Какая планета вращается, лежа на боку? (Уран).
  8. На какой планете есть белое облако, которое быстро носится над ее поверхностью? (Нептун)
  9. Самая маленькая планета? (Плутон).
  10. На какой планете есть воздух, которым можно дышать? (Земля).
  11. Что это за шар, состоящий из раскаленных газов, с температурой на поверхности +6000 градусов? (Солнце).
  12. Как называются куски камней и железа из космического пространства, которые падают на Землю и другие планеты? (Метеориты).
  13. Что это за огромные грязные снежки, которые, подлетая к Солнцу, выпускают хвост из газа и пыли? (Кометы).

 

Занятие 11. «Звезды и созвездия» (часть 1: Большая и Малая Медведицы. Полярная звезда)

 

– Хочу сегодняшний круг начать с загадок.

– Что видно только ночью? (дети перечисляют звезды).

– А теперь о том же: «Вечером рассыпался горох. Утром встали, нет ничего». Верно, звезды.

– Когда вы смотрите на звездное небо, то задумываетесь: что такое звезды и действительно ли они такие маленькие? (Ответы).

– Звезды – это раскаленные громадные газовые шары, как солнце. Ведь Солнце, это тоже звезда, ближайшая к Земле. Другие звезды находятся очень далеко от Земли, поэтому не греют и кажутся очень маленькими. А ведь некоторые из них намного горячее и больше нашего Солнца. Просто солнечный луч летит до нас всего 8 минут, поэтому от него светло и тепло. От самой близкой из других звезд свет летит до Земли 4 года, а от самой дальней – сотни лет.

– Закройте глаза и представьте ночное звездное небо.

«Ночью звезды загораются,

и в созвездья собираются.

А одна сияет днем,

Освещая все кругом».

– Чувствуете, как тепло стало и светло?

Выглянуло солнце, это и есть дневная звезда. Слышите, петушок запел? (Аудиокассета «Волшебство природы»). Открывайте глазки. Вы – петушки. Вместе с солнышком проснулись, встрепенулись и запели. Весь день гуляли важно, а как солнце спряталось, так и петушки вернулись в свой домик и уснули. Эй, где наши дети? Для ребят мы принесли удивительный глобус – карту звездного неба. Здесь миллионы звезд, самых разных, но они не в беспорядке разбросаны по небу, а образуют некие узоры и называются звездными группами. Такие группы являются частями звездных рисунков – созвездий. Всего на небе 88 созвездий. Звездочеты мысленно соединили яркие звезды и получились фигуры, напоминающие зверей, людей, предметы.

– Сегодня мы познакомимся с двумя Медведицами, которые не боятся нашего Севера, и мы почти всегда можем встретиться с ними, стоит только посмотреть на звездное небо. (Передаю по кругу карточку с созвездиями, а сама тем временем рассказываю миф о созвездиях из книги: «Мир вокруг нас»).

– Давайте, попробуем выложить из звезд Большую медведицу. (На коврике дети выкладывают Большую медведицу в виде ковша из звездочек, вырезанных из фольги).

– Запомните расположение звезд. А теперь пусть появится и Малая медведица. На что похожи эти созвездия? (На ковшики.)

– Самая большая звезда на конце малого ковша – это звездакомпас, очень яркая, называется она Полярная звезда.

– Почему компас? Она помогает путникам не сбиться с пути и всегда найти дорогу к дому. (Демонстрирую иллюстрацию.)

– Давайте оживим наши созвездия, а сами превратимся в звездочки. (Детизвезды выстраиваются в два созвездия, запоминают свое место, как на рисунке.) Звучит музыка: «Звезды в твоих глазах», дети танцуют. Как только музыка замолкает, дети должны быстро собраться в свои созвездия, найти свое место. Игра повторяется два раза.

На свободной работе дети получают задания: изобразить созвездия Большой и Малой медведицы с помощью аппликации или рисунка.

 

Занятие 12. «Звезды и созвездия» (часть 2: Легенды и мифы)

 

Ребята, помните, о чем мы вели разговор вчера?

– Какие созвездия мы узнали? давайте, найдем их на карте звездного неба. Молодцы!

Но, оказывается, что легенды есть о каждом созвездии, и сегодня мы услышим еще одну чудесную историю. Слушайте! (По ходу рассказывания легенды выкладываю на коврике схемы упоминаемых созвездий.)

– Понравилась легенда? Попробуем вспомнить, какие созвездия в ней упоминались? (Персей, Цефей, Андромеда, Кассиопея).

– А теперь найдите их на карточках!

– В каком созвездии больше звезд?

– В каком меньше?

– На что еще похожи эти созвездия?

– Посмотрите, где находятся эти созвездия на небе? (Рассматриваем глобус звездного неба.)

– Сейчас я каждому из вас скажу «на ушко» название одного из созвездий, запомните его. Кто услышит название «своего» созвездия – молча выходит в класс.

 

Занятие 13. «Звезды и созвездия» (часть 3: Знаки Зодиака)

 

Внесли на круг карту: «Звездный круг Зодиака».

– Сегодня мы говорим с вами о 12 созвездиях, составляющих круг Зодиака. Все они имеют свои названия (перечисляю каждое). Когда человек рождается, на небе сияет какое-то созвездие, и оно определяет дальнейший путь человека. Каждый из вас родился под своим созвездием. (Рассказываю о каждом ребенке, называя созвездие и кратко положительные черты характера каждого знака).

– А сейчас мы выстроим большой круг Зодиака, разложив карточки Зодиака на стульчики по порядку. Постарайтесь называть созвездие. Это – Овен. Даша, положи карточку на стульчик. И т.д. Пока играет музыка, ребята танцуют, когда музыка прекращается, они находят свое созвездие и прячутся за этот стульчик.

– Кого у нас больше? (Козерогов).

А кого нет совсем? (Водолеев и рыб).

– Львенок Алеша, Скорпиончик Ариша и т.д. – выходят в класс.

Со старшими ребятами:

– А кто из вас знает, под какими знаками родились ваши мамы, папы? Предлагаю нарисовать свою звездную семью. Например: Данилка – Лев, его мама – Скорпион, папа – Рыба. Можно выполнить это задание на свободной работе.

 

Занятие 14. «Сколько звезд на небе?» (Заключительный круг о звездах)

 

– Мы с вами много говорили о звездах, о созвездиях. Кто скажет, что представляет собой звезда?

– А созвездие?

– Какие созвездия вы можете вспомнить?

– Помните, мы говорили о звездочетах? Они рассматривали звезды на небе, пытаясь их сосчитать. Насчитали около З тысяч. Так мало? – удивлялись все. – Не может быть! Наши глаза, видимо, недостаточно зорки. И тогда люди изобрели подзорную трубу, а позже телескоп. И звездочетов уже называли астрономами. С помощью созданных человеком «зорких глаз» смогли узнать, что звезд на небе около 200 миллионов. Трудно даже вообразить такое количество!

– Мы с вами тоже рассмотрим карту звездного неба через подзорную трубу, которую каждый сделает сам. (Каждый получает лист плотной бумаги, из которой сворачивает трубку).

– Кто что увидел в свою подзорную трубу?

– Найдите созвездие Большой медведицы, Малой медведицы, Андромеды, Льва и т.д. Младшие дети могут закончить конструирование подзорной трубы, склеив ее в классе. А для старших вопрос:

– Есть ли жизнь на звездах? Почему?

– Все ли звезды одинаковы?

– А вы знаете, что звезды бывают разные: красные, желтые, голубые, в зависимости от температуры?

Может быть, кто-нибудь из вас откроет новую звезду, когда вырастет? А пока у вас есть много времени, чтобы познакомиться с теми звездами, которые уже известны.

– Сегодня у вас сложное задание. Каждый получит лист с названием созвездия. Нужно выбрать карточку с изображением этого созвездия и изобразить его на листке с помощью аппликаций. Все, что необходимо для работы, вы найдете в классе, в творческой зоне. Желаю вам счастливой свободной работы!

 

Занятие 15. «Полет на Луну»

 

– Сегодня мы снова отправимся в полет. А куда мы полетим, отгадайте:

Светит, а не греет.

То блин, то полблина.

То та, то эта сторона.

– Это – Луна. А что такое – Луна? (Космическое тело, она круглая, спутник Земли). Верно. Луна гораздо ближе Солнца, а тем более звезд. Солнце освещает Луну, и она как будто светится. Вот на Луну мы и отправимся с вами сегодня.

– Приготовьтесь к полету! (Звучит музыка. Во время полета сначала тяжесть во всем теле: голова, руки, ноги тяжелые, а затем состояние невесомости во всем теле).

– Посмотрите в иллюминаторы. Луна уже видна, а на ней темные пятна, как будто нос, рот, глаза (на стене иллюстрация). Это – моря, но моря без воды. А еще на ее поверхности есть горы, холмы, плоские равнины и кратеры.

– Ой, кажется, мы уже прилунились! Будьте внимательны на Луне, далеко не уходите! Ведь Луна очень большая, больше Плутона и чуть меньше Меркурия. Наденьте скафандры, не забудьте о запасе воздуха, ведь на Луне нет ни воды, ни воздуха.

– Разрешаю покинуть корабль! (На планете перепрыгивали через «кратеры» – обручи, через огромный кратер прошли по мостику из кирпичей, перебрались через перевал – веревку, чтобы не попасть в море Бурь; прошли мимо морей Москва и Изобилие).

– Ребята, кого-то не хватает! Где командир? Он, наверное, уснул в море Сновидений? Что же нам делать?

– (Голос). Чтобы разбудить командира, вы должны разгадать загадки Космоса!

– Звезда – компас? (Полярная звезда)

– Золотое яблоко по небу катится? (Солнце).

– Хвостатая звезда по небу летает? (Комета)

– Осторожно, комета!

Воспитатель: Срочно пригнитесь! (Все присели, а когда поднялись – командир был со всеми).

– А вот и наш командир вернулся! Дальше будь внимательней!

– Посмотрите, ребята, с Луны видна Земля! (Глобус).

– Какая она? (Голубая)

– А почему? (Покрыта атмосферным слоем).

Воздух и вода – два важнейших условия, благодаря которым на Земле есть жизнь.

– Что-то скучно на Луне, так хочется обратно на Землю! Как вы считаете? Тогда возвращаемся на корабль. (Обходим препятствия).

– К полету готовы? Командир, держите курс на Землю! (Музыка, медитация).

– Вот и закончились наши космические путешествия! Давайте по этому поводу выпустим газету и поместим в ней все наши репортажи и работы. Молодцы!

 

 

Литература:

  1. Латынова Н. Сказки Земли.

  2. Майорова Г. Игры и рассказы о космосе. М.: «Лист», 1999.

  3. Поглазова О.Т. Окружающий мир. М.: ИНПРО-РЕС.

  4. Попова Т.И. Мир вокруг нас. М.: LINKA-PRESS, 1998.

  5. Синицына Е. Сказочная географическая азбука. М.: «Лист», 1999.

  6. Стюарт Аткинсон. Астрономия. Энциклопедия окружающего мира. М.: «РОСМЭН», 1997.

 

Комментарии
На эту публикацию было отставленно 0 комментариев:

Нет комментариев. Ваш будет первым!