Метод проектов и развитие личности ребенка

Рейтинг:
0
  |  
Просмотров: 3058   |  


 

Ромашкина Александра Игоревна

Монтессори-педагог

высшей квалификационной категории

г. Оленегорск

 

 

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Всем хорошо известно, что дошколят называют «почемучками». Но самостоятельно ребенок еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги и родители. Во всех дошкольных учреждениях, наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения, воспитатели и педагоги дополнительного образования используют методы проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательскую деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и так далее. Однако такой подход носит фрагментарный, эпизодический характер: логические задания практикуются лишь на отдельных занятиях по математике, ознакомлению с окружающим, развитию речи или конструированию.

Интегрированный метод обучения является для дошкольных учреждений инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников-иллюстраторов.

Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.

 

Вариативность использования интегрированного метода обучения

 

    • Полная интеграция (один из приоритетных разделов интегрируется со всеми другими разделами программы)
    • Частичная интеграция (одно из направлений интегрируется в другое)
    • Интеграция дополнительного образования и воспитательно-образовательного процесса
    • Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема
    • Интеграция разнообразных видов искусства внутри художественно-эстетического направления

Примером полной интеграции является интеграция экологического воспитания с художественной литературой, изобразительной деятельностью, музыкальным воспитанием, физическим развитием.

Пример частичной интеграции – интеграция художественной литературы и изодеятельности. Разнообразные виды искусства внутри художественно-эстетического направления могут быть интегрированы с театрализованной деятельностью в разделе ОБЖ.

Особый интерес представляет собой интеграция по единому проекту, в основе которого лежит определенная проблема.

Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

    • занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и так далее;
    • комплексные блочно-тематические занятия;
    • интеграция:
    • частичная интеграция (одно из направлений программы интегрируется с другим);
    • полная интеграция (один из разделов интегрируется со всеми разделами программы).

 

Цели и задачи

 

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

 

Задачи развития:

    • обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
    • развитие познавательных способностей;
    • развитие творческого воображения;
    • развитие творческого мышления;
    • развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте это:

    • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
    • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
    • формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте это:

    • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
    • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
    • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
    • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

 

План работы воспитателя по подготовке проекта

 

    • Постановка цели проекта.

    • Разработка плана движения к цели (воспитатель, методист обсуждают план с родителями).

    • Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

    • Составление плана-схемы проекта.

    • Сбор, накопление материала.

    • Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

    • Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.

    • Презентация проекта, открытое занятие.

    • Подведение итогов.

Классификация проектов:

 

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.

    • по составу участников;

    • по целевой установке;

    • по тематике;

    • по срокам реализации

По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий – 1-2 недели), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество А.С. Пушкина» – на учебный год).

 

Виды проектов:

 

    • исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна, сборников стихов, рассказов и пр.;

    • ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

    • информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и так далее);

    • творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

Смешанные проекты в предметно-содержательной области являются межпредметными.

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, то есть воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.

Все проекты проводятся внутри детского сада, как правило, - между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном творчестве). Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и тому подобные.

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

    • комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;
    • межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;
    • творческие: «Мои друзья», «У нас в Нескучном саду»;
    • групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Уральские самоцветы», «Подводный мир», «Веселая астрономия»;
    • индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука»;
    • исследовательские: «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

 

Этапы деятельности над проектом

 

Работа над проектом включает совместную деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта:

 

Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей

I этап

    • Формулирует проблему (цель)
      (При постановке цели определяется и продукт проекта)
    • Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию
    • Формулирует задачу (не жестко)
    • Вхождение в проблему.
    • Вживание в игровую ситуацию
    • Принятие задачи
    • Дополнение задач проекта

II этап

    • Помогает в решении задачи
    • Помогает спланировать деятельность
    • Организует деятельность
    • Объединение детей в рабочие группы
    • Распределение амплуа

III этап

    • Оказывает практическую помощь (по необходимости)
    • Направляет и контролирует осуществление проекта
    • Формирование специфических знаний, умений, навыков

IV этап

    • Подготавливает презентацию. Проводит презентацию
    • Продукт деятельности готовят к презентации
    • Представляют зрителям или экспертам продукт деятельности

 

Завершается проект подведением итогов.

Комментарии
На эту публикацию было отставленно 0 комментариев:

Нет комментариев. Ваш будет первым!