Что и как я чувствую («Внутри я гораздо больше, чем выгляжу снаружи»)

Рейтинг:
0
  |  
Просмотров: 1483   |  


 

Разработала:

Тютюнник Галина Викторовна

педагог-психолог

высшей квалификационной категории

г. Оленегорск

 


Цели:

  • Формирование у детей позитивного отношения к своим эмоциям и чувствам и их гуманного выражения.
  • Развитие умения распознавания настроения окружающих.
  • Психологическое просвещение родителей в плане гармоничного эмоционального развития ребенка.

 

Занятие 1

 

I. Удивление «Вожатый удивился»

Педагог читает отрывок из стихотворения «Рассеянный с улицы Бассейной»

 

Однажды на трамвае

Он ехал на вокзал

И, двери открывая,

Вожатому сказал:

– Глубокоуважаемый

Ваганоуважатый!

Вагоноуважаемый

Глубокоуважатый!

Во что бы то ни стало

Мне надо выходить.

Нельзя ли у трамвала

Вокзай остановить?

Вожатый удивился –

Вагон остановился.

Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной!

 

Затем выбирают ребенка на роль «Вагоновожатого» К нему со странной просьбой обратился Человек рассеянный:

Выразительное движение-поза: Ребенок: смотрит на говорящего, руки бессильно падают вниз или одна рука прикрывает рот, как бы с целью сдержать восклицание.

Мимика: Брови и верхние веки приподнимаются. Сложить пиктограмму удивленного лица.

 

II. Игра «Что слышно?»

По сигналу педагога внимание детей обращается с двери на окно, с окна на дверь. Затем ребенок должен рассказать, что за ними происходит.

 

Игра «Повтори за мной!»

Дети сидят полукругом перед педагогом. Педагог предлагает одному ребенку прохлопать все, что он простучит карандашом. Остальные дети внимательно слушают и оценивают исполнение движениями: поднимают вверх большой палац, если хлопки правильные и опускают его вниз, если неправильные.

Ритмические фразы должны быть короткими и ясными по своей структуре.

 

III. Этюд «Каждый спит»

В помещение входит ведущий и видит:

 

На дворе встречает он

Тьму людей и каждый спит,

Тот как вкопанный сидит,

Тот, не двигаясь, идет,

Тот стоит, раскрывши рот.

/Жуковский В. А./

 

Ведущий подходит к фигурам детей, «застывших» в различных позах. Он пытается их разбудить, взяв за руки. Он поднимает чью-нибудь руку, но рука опускается.

Набор стимульных и дидактических материалов № 1:

  1. Иллюстрированное издание С. Я. Маршака.

  2. Пиктограмма лица

 

Занятие 2

 

I. Удовольствие и радость. «Жар-птица»

В царском саду росла яблоня с золотыми яблочками. Стала на эту яблоню прилетать Жар-птица и клевать эти золотые яблочки. Царь приказал своим сыновьям сторожить яблоню. На третью ночь выпало караулить Ивану-царевичу. Вот притаился он под яблоней и стал ждать… В полночь прилетела Жар-птица и села на яблоню. Дивится Иван-царевич на Жар-птицу. Вся-то она из золота, глаза у нее хрустальные, и сияют ее перышки так, что в саду стало светло как днем. Выпрямился Иван-царевич и схватил Жар-птицу за хвост, но вырвалась Жар-птица из его рук и улетела. А в руках Ивана-царевича осталось всего одно перо из ее хвоста. Поднял он руку с пером Жар-птицы, засияло, засветилось все вокруг, и пошел Иван-царевич во дворец. Все, кто встречался ему на пути, останавливались и изумлялись дивному свету от золотого пера Жар-птицы.

Выразительное движение-поза : Вытянутая гордо вперед рука, откинутая голова, подбородок – вверх. Вес тела переносится на ногу, стоящую впереди, руки тянутся к предмету восхищения.

Мимика : Брови несколько приподняты, широкая улыбка.

Сложить пиктограмму радостного лица.

 

II. Игра «Запомни движения»

Дети повторяют движения рук и ног за ведущим. Когда они запоминают очередность движений, повторяют их в обратном порядке.

 

Игра «Что слышно?» (Занятие № 1).

Игра «Будь внимателен».

Дети шагают под марш. На слово «зайчик» дети должны начать прыгать, на слово «лошадка» – «ударять копытом», «медведь» – косолапо переваливаться, «птицы» – раскинув руки, «летать», «цапля» – стоять на одной ноге.

 

III. Этюд «Штанга»

Ребенок поднимает «тяжелую штангу», потом бросает ее, отдыхает. Остальные дети оценивают этюд положением больших пальцев правых рук.

Набор стимульных и дидактических материалов № 2:

  1. Иллюстрированное издание русских народных сказок

  2. Пиктограмма лица

 

Занятие 3

 

I. Страдание и печаль. «Стрекоза замерзла»

Пришла зима, а Стрекоза не приготовила себе домик, не запасла еды впрок. Стрекоза дрожит от холода:

 

Холодно, холодно,

Ой-ой-ой-ой!

Голодно, голодно,

Жутко зимой!

Мне некуда деться,

Сугробов не счесть,

Пустите погреться

И дайте поесть!

 

Выразительное движение-поза : Втянутая в плечи шея, дрожание всего тела, ладони рук – растирают плечи, ноги согнуты в коленях.

Мимика : Брови жалобно приподняты «домиком», уголки рта опущены, зубы стучат. Сложить пиктограмму печального лица.

 

II. Игра «Запретный номер»

Играющие стоят в кругу. Выбирается цифра, которую нельзя произносить. Вместо ее произнесения играющие хлопают в ладоши. Например: запретный номер – 5. Начинается игра: когда первый ребенок скажет: «Один», следующие продолжают счет, пятый ребенок молча хлопает в ладоши пять раз, следующий говорит: «Шесть» и так далее.

 

Игра «Запомни движения» (Занятие № 2)

III. Этюд «Шалтай-Болтай»

 

Шалтай-Болтай сидел на стене,

Шалтай-Болтай свалился во сне.

Вся королевская конница,

Вся королевская рать

Не может Шалтая, не может Болтая,

Шалтая-Болтая, Болтая-Шалтая,

Шалтая-Болтая поднять…

 

Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно «болтаются», как у тряпичной куклы. На слова «Свалился во сне» резко наклонить корпус тела вниз, руки продолжают «болтаться» из стороны в сторону.

Набор стимульных и дидактических материалов № 3:

  1. Иллюстрированное издание басни И. Крылова «Стрекоза и Муравей»

  2. Иллюстрированное издание С. Я. Маршака (перевод английских песенок)

  3. Пиктограмма лица

 

Занятие 4

 

I. Отвращение, презрение. «Соленый чай»

Бабушка потеряла очки и поэтому она не заметила, что в сахарницу вместо сахарного песку насыпала мелкую соль.

Внук захотел пить. Он налил чашку горячего чая, и не глядя, положил в него две ложечки сахарного песку, перемешал и сделал глоток. До чего же противно стало у него во рту!

Выразительное движение-поза : Голова наклонена назад, ребенок выглядит так, словно он подавился и сплевывает.

Мимика : Брови сведены, глаза сощурены, верхняя губа подтягивается к носу, нос сморщен.

 

II. Игра «Слушай звуки»

Ведущий договаривается с детьми о том, что, когда он нажмет клавишу нижнего регистра, они должны встать в позу «плакучей ивы», когда верхнего – в позу «тополя». Затем начинают игру – дети идут по кругу. Звучит нота нижнего регистра – дети становятся в позу «плакучей ивы» (ноги на ширину плеч, руки слегка развернуты в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу). На звук, взятый в верхнем регистре, становятся в позу «тополя» (пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев).

 

Игра «Запомни свое место»

Дети стоят в кругу или в разных углах помещения, каждый должен запомнить свое место. Под музыку Дунаевского «Галоп» дети разбегаются, а с окончанием музыки должны вернуться на свои места.

 

III. Этюд «Насос и мяч»

Играют двое. Один – большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки и шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движения рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после третьего – у мяча поднимается голова, после четвертого – надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать воздух. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса...

Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение.

Играющие меняются ролями.

Набор стимульных и дидактических материалов № 4:

  1. Картинки с эмоциями отвращения

  2. Картинки «Плакучая ива», «Тополь»

 

Занятие 5

 

I. Гнев. «Хмурый орел»

 

 

Вот за решеткой хмур и зол

Сидит орел.

Могучих крыльев гордый взмах

Внушает страх.

Давно ль громады грозных скал

Он облетал.

И камнем падал на врага

Он свысока.

Он был свободный властелин

Седых вершин.

Теперь в неволе хмур и зол

Сидит орел.

 

 

Ребенок изображает орла, который, медленно взмахивая крыльями, взбирается на камень (стул) и хмуро разглядывает детей из-за решётка (из-за стульев).

Сложить пиктограмму гневного лица.

 

II. Игра «Запомни свое место» (Занятие № 4).

Игра. «Слушай хлопки»

Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «цапли» или «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть – пятки вместе, носки врозь, колени в стороны, руки между ногами на полу. На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

Игра «Слушай звуки» (Занятие № 4).

 

III. Этюд «Качели»

Ребенок, стоя, качается на качелях.

Выразительное движение-поза : Ноги слегка расставлены, обе ступни касаются пола, но вес тела перенесен на одну из ног. Переносить тяжесть тела с одной ноги на другую. Выдвинуть одну ногу вперед, перенести на нее тяжесть тела, покачиваться вперед – назад. Для большей экспрессии сгибать и выпрямлять колени.

Мимика : Брови несколько приподняты, широкая улыбка.

Набор стимульных и дидактических материалов № 5:

  1. Картинка «Хмурый орел»

  2. Пиктограмма лица

 

Занятие 6

 

I. Страх. «Ночные звуки»

Утенок убежал с птичьего двора. Ночь застала его в лесу. К тому же испортилась погода. Пошел дождь. Поднялся ветер. Деревья громко скрипели и гнули ветви под напором ветра почти до земли, а утенку казалось, что его хватают большие темные и мокрые лапы. Перекликались филины, а утенок думал, что это кто-то кричит от боли. Долго утенок скитался по лесу, пока нашел себе местечко, где можно было спрятаться.

В помещении притемняется свет. Все дети, кроме ребенка-утенка, изображают деревья, коряги и пеньки. Из стульев можно сделать бурелом. Дети, не сходя со своих мест, принимают угрожающие позы и издают громкие пугающие звуки, завывают, ухают и тому подобное.

Утенок прячется в маленькой норке v под столом. Он собирается в комочек и дрожит.

Включается свет, этюд закончен. Все дети подходят к ребенку, изображавшею утенка, и по очереди слушают, как сильно к гулко бьется у его сердце.

Сложить пиктограмму испуганного лица.

 

II. Игра «Запретный номер» (Занятие № 3)

Игра «Пожалуйста!»

Вое участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны повторить их лишь в том случае, если он к показу добавит слово «пожалуйста». Кто ошибется – выбывает из игры.

 

III. Этюд «Спать хочется»

Мальчик попросил родителей, чтобы ему разрешили вместе со всеми взрослыми встретить Новый год. Ему разрешили, но чем ближе к ночи, тем больше ему хочется спать». Он долго борется со сном, но в конце концов засыпает.

Этюд сопровождается музыкой В. Дублинского «Тихая ночь»

Выразительное движение-поза : Ноги и руки расслаблены, голова не удерживается.

Мимика : Зевота, верхние веки опущены.

Набор стимульных и дидактических материалов № 6:

  1. Иллюстрированное издание сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий Утенок»

  2. Пиктограмма лица

  3. Запись музыки В. Дублянского «Тихая ночь» или другой тихой и плавной музыки

 

Занятие 7

 

I. Вина и стыд. «Ваське стыдно»

Жила-была девочка Галя. У нее была кукла Таня. Галя играла с куклой, кормила ее, спать укладывала. Один раз положила свою куклу спать на кроватку. Забрался туда кот Васька и уронил куклу на пол.

Пришла Галя домой, увидела, что ее кукла лежит на полу, подняла куклу и стала ругать Ваську: «Зачем ты, Васька, мою куклу уронил! А Васька стоит, голову опустил: стыдно ему. Прослушав рассказ, дети по очереди показывают, как стыдно было коту Ваське.

 

II. Игра «Пишущая машинка»

Каждому играющему присваивается название буквы алфавита. Затем придумывается слово или фраза из 2-3 слов. По сигналу дети начинают прыгать, первая буква хлопает в ладоши, затем вторая и так далее. Когда слово напечатано, все дети хлопают в ладоши.

 

Игра «Запомни свою позу»

Дети стоят в кругу или в разных углах помещения. Каждый ребенок должен принять какую-нибудь позу и запомнить ее. Когда зазвучит музыка, все дети разбегаются, а с ее окончанием они должны вернуться на свои места в свои позы.

 

III. «Фея сна»

Дети сидят на коврике или на стульях в кругу на достаточно большом расстоянии друг от друга. Звучит колыбельная. К детям подходит девочка с тоненькой палочкой в руке – это Фея Сна (или Мальчик-Волшебник). Фея касается плеча одного из играющих палочкой, тот засыпает (наклоняет голову, закрывает глаза). Затем Фея обходит остальных детей, касаясь их волшебной палочкой… Фея смотрит на детей: все спят; улыбается и тихонько уходит.

Набор стимульных и дидактических материалов № 7:

  1. Картинка, изображающая провинившегося, пристыженного кота

  2. Картинка, изображающая пишущую машинку

  3. «Напечатанные» слова

 

Занятие 8

 

I. Внимание, интерес. «Собака принюхивается», «Что там?»

Охотничья собака, увидев дичь, моментально застыла в напряженной позе. Морда у нее вытянулась вперед, уши навострились, глаза неподвижно глядят на добычу, а нос бесшумно втягивает приятный и дразнящий запах.

Мальчики стояли в тесном круге и что-то делали, наклонив головы вниз. В нескольких шагах от них остановилась девочка. «Что там происходит?», – подумала она, но ближе подойти не решилась.

Выразительное движение-поза : Голова поворачивается в сторону происходящего действия, пристальный взгляд .

Мимика : Выдвинуть одну ногу вперед, перенести на нее вес тела, одна рука опущена, другая – приподнята к уху.

 

II. Игра «Слушай и исполняй»

Ведущий называет и повторяет 1-2 раза несколько движений, не показывая их. Дети должны произвести движения в той же последовательности, в какой они были названы ведущим.

Игра «Пишущая машинка» (Занятие № 7)

 

III. Этюд «Пылесос и пылинки»

Пылинки весело танцуют в луче солнца. Заработал пылесос. Пылинки закружились вокруг себя и, кружась все медленнее, оседают на пол. Пылесос собирает пылинки. Кого он коснется, тот встает и уходит.

Когда ребенок-пылинка садится на пол, спина и плечи его расслабляются и сгибаются вперед-вниз, руки опускаются, голова наклоняется, он весь как бы обмякает.

Набор стимульных и дидактических материалов № 8:

  1. Картинка, изображающая охотничью собаку в стойке

  2. «Напечатанные» слова

 

Занятие 9

 

I. Радость. «Карлсон», «Ключ нашелся!»

Ведущий предлагает детям отгадать загадку:

 

Мой дом – у; вас на крыше!

Я каждому знаком

И мой пропеллер слышен

Над вашим чердаком!

 

Затем один ребенок показывает, какое лицо у Карлсона, а другой – какое довольное лицо у Малыша.

Выразительное движение-поза: Выпятить грудь, руки поставить «в бока»

Мимика: Надуть щеки; улыбаться.

Мальчик учится в школе. Он приходит домой раньше своих родителей, потому что у него свой ключ от квартиры. Вот и сейчас он достанет ключ, откроет дверь, войдет в свою комнату, положит портфель, быстро поест и гулять…

Но где же ключ? Мальчик ищет его в портфеле, карманах, вокруг себя на полу… Нет ключа. Мальчик расстроился. Мама и папа придут с работы поздно, да и попадет ему за пропажу ключа! Он пошел на улицу и стал искать там. Искал он долго и увидел ключ под скамейкой (или висящим на веточке куста). Мальчик схватил ключ и от радости даже запрыгал вокруг скамейки, потом вприпрыжку побежал домой.

Сложить пиктограмму радостного лица.

II. Игра «Вот так позы»

Играющие принимают различные позы. Водящий, посмотрев на них, должен запомнить и воспроизвести их, когда дети вернутся в исходное положение.

 

Игра «Пишущая машинка» (Занятие № 7)

III. Этюд «Штанга» (Занятие № 2)

 

 

Литература:

  1. Карабанова О. А. «Игра в коррекции развития ребенка» – М: МГУ, 1997.

  2. Кашапов Р. Р. «Практическая психология для родителей, или педагогика взаимности» – М: «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2003.

  3. Мальханова И. А. «Школа для трудных родителей» – М: ООО «АиФ Принт», 2004.

  4. Фромм А. «Азбука для родителей» – Л: «Лениздат», 1991.

  5. Чистякова М. И. «Психогимнастика» – М: «Владос», 1995.

  6. Шишова Т. Л. «Страхи – это серьезно» – М: ИД «Искатель», 1997.

  7. Шишова Т. Л. «Застенчивый невидимка» – М: ИД «Искатель», 1997.

 

Комментарии
На эту публикацию было отставленно 0 комментариев:

Нет комментариев. Ваш будет первым!