Четыре стихии

Рейтинг:
0
  |  
Просмотров: 9759   |  


 

Разработала:

Юмашева Екатерина Владимировна

Монтессори-педагог

высшей квалификационной категории

г. Оленегорск

 

Цели:

  • расширять представление о явлениях окружающего мира;
  • рассмотреть четыре природные стихии в многообразии их проявлений и в связи с человеком;
  • развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать;
  • воспитывать уважительное отношение к миру.

 

Занятие I. «Природная стихия – вода. Свойства воды»

 

Цели:

  • дать основы знаний о природной стихии – воде;
  • расширить представления детей о формах проявления воды в природе;
  • закрепить знания детей об основных свойствах воды опытным путем;
  • воспитывать осознанное, бережное отношение к воде как к важному природному ресурсу.

Развивающая среда:

  • Глобус «Вода – суша»;
  • Иллюстрации с изображением ручья, пруда, реки, моря;
  • Стаканчики с водой и молоком, ложечка (прозрачность);
  • Соломинки для коктейлей (вкус);
  • Сахарный песок (в воде одни вещества растворяются, другие – нет);
  • Кусочки льда, термос с горячей водой (пар);
  • Игрушка Крошка Енот.

Методические приемы:

  • Загадка;
  • Опытническая деятельность;
  • Работа с иллюстрациями;
  • Рефлексивное упражнение «Улыбнись своему отражению в воде».

 

Занятие II. «Вода – наше богатство»

 

Цели:

  • расширить представления детей о том, где используется вода;
  • дать детям представление о роли воды в природе, ее значении в жизни людей, животных и растений;
  • закрепить знания детей о различных состояниях воды (лед, вода, пар);
  • активизировать речь, развивать образное мышление;
  • воспитывать бережное и осознанное отношение к воде, отрицательное отношение к факторам, загрязняющим ее.

Развивающая среда:

  • Лист ватмана (картограф);
  • Предметные картинки с сюжетами использования воды;
  • Карточки в виде капелек воды с загадками;
  • Карточки с рисунками (ответы на загадки);
  • Картинки с растительным и животным миром;
  • Фильтр для очистки воды;
  • Письмо от Нептуна.

Методические приемы:

  • Загадки;
  • Опытническая деятельность;
  • Работа с картографом;
  • Вопросы;
  • Игра «Сохраним чистую воду на планете»;
  • Проблемная ситуация;
  • Сюрпризный момент.

Ход занятия

 

1. Дети по очереди достают из ведерка карточки-капельки с загадками, воспитатель и старшие дети читают их вслух.

Лежало одеяло, мягкое, белое.

Солнце припекло, одеяло потекло.

(Снег)

Люди ждут меня, зовут,

А приду к ним – прочь бегут.

(Дождь)

Мост как синее стекло:

Скользко, весело, светло.

(Лед)

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет –

Гвоздь упадет.

(Сосулька)

Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе.

(Облако)

Течет, течет – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит.

(Речка)

 

Дети прикрепляют на картограф карточки с рисунками-ответами на загадки.

Воспитатель:

– Что объединяет все наши отгадки? О чем мы сегодня будем говорить?

Дети:

– О воде!

2. Воспитатель:

– Как вы думаете, для чего людям вода?

Ответы детей.

– Правильно. Вода – очень ценный продукт. Люди используют воду для приготовления пищи, питья, мытья рук, тела, вещей, помещения, для стирки белья, для полива растений. Мытье городских улиц и машин тоже требует воды. Огромное количество воды требуется фабрикам и заводам. Например, для того чтобы получить одну тонну бумаги, нужно 250 тонн воды. А еще как человек использует воду?

Раздать картинки с сюжетами использования воды старшим детям. Они рассматривают свои картинки и рассказывают, как человек использует воду.

Для питья человеку пригодна только чистая вода – из родника, колодца, водопровода. Самая чистая – это кипяченая вода. В водопровод вода попадает из реки: ее качают сильные насосы, очищают от грязи, часть воды подогревают, поэтому в кранах течет холодная и горячая вода. Получать чистую воду из реки очень трудно, поэтому ее нужно экономить, беречь, хорошо закрывать кран, чтобы зря не утекала. Загрязненная вода вредна для человека, поэтому грязную воду очищают с помощью фильтров.

Провести эксперимент по фильтрации воды. Засечь время, чтобы узнать, сколько минут потребуется для фильтрации стакана грязной воды и 0,5 банки. А также посчитать, сколько фильтров мы использовали, чтобы получить стакан чистой воды и 0,5 банки чистой воды. Дети с помощью воспитателя делают вывод, что очень много времени и средств приходится людям тратить на очистку воды. Поэтому к воде надо относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны. А теперь послушайте стихотворение:

 

Родник иссяк, ручей ослаб,

А мы из крана кап, кап, кап.

Мелеют реки и моря.

Не тратьте время зря, зря, зря.

А то пройдет немного лет –

И нет водицы – нет, нет, нет.

(С. Погорельский)

 

Поэтому воду надо беречь. Как мы с вами можем ее сберечь?

Ответы детей.

 

Физкультминутка.

 

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка-озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла.

Рыбка хвостиком махнула,

Быстро-быстро уплыла.

 

Воспитатель:

– Как вы думаете, кому еще нужна вода, кроме человека? (Показать картинку с изображением растения или животного около водоема. Младшие дети дают названия изображенного, а старшие – рассказывают, в каких целях используется вода).

– Правильно. Всем нужна чистая вода. Но чистой воды становится все меньше и меньше. И виноваты в этом сами люди. В реки и озера сливаются сточные воды фабрик и заводов, а также вода, используемая в быту. От загрязнения воды страдает все живое. В реках и озерах растениям и животным живется не так хорошо, как раньше.

Стук в дверь. Почтальон приносит письмо.

Воспитатель:

– Ребята, это письмо от Нептуна. Он обращается с просьбой о помощи. По морю разлилась нефть в результате аварии танкера. «Все живое гибнет. Требуются срочные меры». Давайте придумаем план действий или изобретем средство, которое помогло бы очистить воду.

Дети предлагают выход из положения, план действий, рассказывают о своих изобретениях. Лучшие предложения предложить послать Нептуну.

Подведение итогов.

Беседа по вопросам:

– Что интересного узнали?

– Что больше всего запомнилось?

– Как мы можем беречь наше богатство – воду?

 

Занятие III. «Профессии, связанные с водной стихией»

 

Цели:

  • обобщить представления и знания детей о службе моряков гражданского флота;
  • познакомить с профессиями: капитан, рулевой;
  • обогатить словарь новыми словами: вахта, иллюминатор, морской узел, рулевой;
  • воспитывать у детей уважение к людям профессий, связанных с водной стихией.

Развивающая среда:

  • Иллюстрации с изображением пассажирского теплохода, морских профессий, морских узлов;
  • Веревка (шнурки) на каждого ребенка;
  • Компас, бинокль, картинка с изображением рынды (морского колокола).
  • Методические приемы:
  • Беседа;
  • Рассматривание иллюстраций;
  • Вопросы;
  • Совместная деятельность педагога с детьми (завязывание узлов);
  • Загадки.

Развитие речи:

  • чтение и разучивание стихов (А.С. Пушкин «Ветер по морю гуляет», И. Токмакова «Дождик», С.Я. Маршак «Кораблик», А. Барто «Любитель-рыболов» и др.);
  • чтение и рассказывание (Б. Житков «Наводнение», А. Толстой «Акула», русские народные сказки «Снегурочка», «Заюшкина избушка» и др.).

Социальное воспитание:

  • гигиена кожи;
  • зачем нужно мыть овощи и фрукты;
  • уход за зубами;
  • поведение на воде, тонком льду;
  • экология водоемов.

Наблюдения:

  • природные явления, связанные с водой (дождь, снег, облака, иней и так далее);
  • природные объекты, связанные с водой (озеро, родник и т.д.).

Связь с узкими специалистами:

  1. Изодеятельность и ручной труд:
    • Рисование воды в природе;
    • Лепка снежных комочков, сосулек, снеговика;
    • Аппликация «Кораблик на море», «Тучи», «Снеговик», «Морские жители»;
    • Вырезание снежинок, изготовление корабликов из разных материалов.
  2. Музыкальные занятия:
    • Слушание, представление и обсуждение звуков природы;
    • Передача в музыкальных зарисовках состояния воды (плавность, ритмичность …);
    • Игра «Послушай и представь музыкальные картинки. Расскажи о характере музыки»;
    • Создание образов в игровых импровизациях под музыку «Музыкальные волны»;
    • Разучивание песен Ю. Слонова «Будем моряками», В. Павленко «Капельки»;
    • Музыкально-двигательные импровизации «Я – снежинка», «Я – тучка», «Я – капелька».

 

Занятие IV. «Стихия – огонь»

 

Цели:

  • дать представление о стихии – огонь, о состоянии предметов, явлений окружающего мира: холодное, теплое, горячее;
  • познакомить детей со свойствами огня;
  • учить передавать в рисунке с помощью оттенков природные явления разного характера (огонь, пожар);
  • развивать познавательные интересы, устойчивое внимание, наблюдательность, активизировать речь.

Развивающая среда:

  • Подсвечник, свеча, коробок спичек;
  • Спиртовка;
  • Предметы из различных материалов;
  • Музыкально-звуковая картинка «Горящая свеча»;
  • Листы бумаги, карандаши.

Методические приемы:

  • Беседа;
  • Вопросы;
  • Загадки;
  • Опытническая деятельность;
  • Слушание музыкально-звуковой картины;
  • Рисование огня и пожара.

 

Занятие V. «Огонь – друг, огонь – враг»

 

Цели:

  • углубить, расширить представления детей о роли огня в жизни человека, о том, каким может быть огонь (ласковый, согревающий, злой, пожирающий);
  • закрепить меры предосторожности при обращении с огнем;
  • учить отгадывать загадки и узнавать по отрывкам литературное произведение;
  • активизировать речь, мышление, воспитывать любознательность и интерес к окружающему.

Развивающая среда:

  • Иллюстрации с изображением огня в разных ситуациях, бедствий, которые возникают в результате неумелого обращения с огнем;
  • Пожароопасные предметы;
  • Игрушка «Огневушка-Поскакушка».

Методические приемы:

  • Беседа;
  • Рассматривание иллюстраций;
  • Сюрпризный момент;
  • Игры «Костер», «Доскажи словечко»;
  • Разноцветные ленты

 

Круг VI. «Профессия – пожарный»

 

Цели:

  • расширить и углубить представления детей о профессии пожарного;
  • закрепить знания пожарной безопасности;
  • дать представление о пожаре и его последствиях, формировать навыки осторожного обращения с огнем;
  • развивать и обогащать словарный запас;
  • воспитывать у детей уважение к нелегкому труду пожарных.

Развивающая среда:

  • Предметы для тушения пожара (песок, огнетушитель и т.д.);
  • Иллюстрации с изображением электрических и газовых приборов, одежды пожарных, предметов для тушения пожаров, пожарных машин;
  • Коллаж «От чего может произойти пожар»;
  • Листы для раскрашивания.

Методические приемы:

  • Беседа;
  • Дидактическая игра «Слушай внимательно»;
  • Игрушка «Огневушка-Поскакушка»;
  • Заучивание правил наизусть;
  • Раскрашивание номера телефона пожарной службы.

Развитие речи:

  • чтение и разучивание стихов (С.Я. Маршак «Кошкин дом», потешка «Кошкин дом»);
  • чтение и пересказывание (Л.Н. Толстой «Пожарные собаки», детское справочное издание «Почемучка»).

Социальное воспитание:

  • обращение со спичками, с газовой плитой;
  • правила пользования электроприборами;
  • как вызывать пожарную охрану;
  • разведение костров и меры предосторожности.

Наблюдения:

  • за горящей спичкой, свечой, костром;
  • за лампой, фонариком;
  • за солнцем, молнией.

Связь с узкими специалистами:

  1. Изодеятельность и ручной труд:
    • Рисование пожара, костра, свечи, солнца, вулкана;
    • Лепка пожарной машины, свечи;
    • Аппликация горящего костра, свечи, пожара, пожарной машины.
  2. Музыкальные занятия:
    • Слушание, представление и обсуждение звуков стихии огня (треск огня в костре, пламя огня в печи);
    • Игра «Гори, гори ясно…»;
    • Создание образов в движении под музыку «Танец огня в свече, в печи», «Разгорающийся и затухающий костер»;
    • Разучивание «Песни о пожарных» (муз. В. Витлина).

 

Занятие VII. «Подземные кладовые»

 

Цели:

  • дать представление о полезных ископаемых: уголь, глина, нефть, железная руда;
  • закрепить знания детей о свойствах и применении полезных ископаемых и природного материала (камни, песок, глина);
  • познакомить детей с профессиями шахтера, геолога;
  • развивать тактильные ощущения, воображение, память, речь;
  • воспитывать уважительное отношение к людям профессии шахтер, геолог, бережное отношение к природным богатствам.

Развивающая среда:

  • Игрушка Данила-мастер;
  • Коллекция минералов и полезных ископаемых;
  • Природный материал (камни, песок, глина);
  • Драгоценные и полудрагоценные камни в украшениях;
  • Иллюстрации с изображением шахты, гор, шахтеров и геологов;
  • Подносы.

Методические приемы:

  • Беседа;
  • Рассказывание сказки;
  • Дидактическая игра «Мы – геологи»;
  • Моделирование: голосом моделируем эхо
  • Загадки.

 

Занятие VIII. «Почва – живая земля»

 

Цели:

 

  • расширить и углубить представления детей о почве как о поверхностном плодородном слое земли;
  • обобщить знания детей о значении почвы для ее обитателей, растений, человека;
  • активизировать речь, воображение, память;
  • воспитывать бережное и осознанное отношение к земле, отрицательное отношение к факторам, загрязняющим окружающую среду.

Развивающая среда:

  • Игрушка Крот;
  • Почва в прозрачной банке;
  • Иллюстрация почвы в разрезе с изображением дождевого червя, крота;
  • Иллюстрации с изображением растений, плодородных культур.

Методические приемы:

  • Драматизация стихотворения «Огород»;
  • Рассматривание иллюстраций;
  • Проблемная ситуация;
  • Сюрпризный момент;
  • Дидактическая игра «Вершки-корешки».

Социальное воспитание:

  • знакомство с профессиями земледелия и геологами;
  • экология почвы.

Наблюдения:

  • виды почв на участке детского сада, почва на клумбах;
  • эксперименты по посадке растений в различные почвы.

Связь с узкими специалистами:

  1. Изодеятельность и ручной труд:
    • Рисование «Горный пейзаж»;
    • Изготовление макета.
  2. Музыкальные занятия:
    • Слушание, представление и обсуждение музыкальных зарисовок «Самоцветы», «Хру-стальная статуэтка», «Гномы в подземном царстве» (муз. В. Самойлова), «Шествие гно-мов» Э. Грига;
    • Слушание, представление, обсуждение музыкальных картинок к сказке о Даниле-мастере.

 

Занятие IX. «Природная стихия – воздух. Свойства воздуха»

 

Цели:

  • дать детям представление об атмосфере Земли как о воздушном пространстве, о роли воздуха в окружающем мире;
  • объяснить на основании проведенных наблюдений в ходе опытнической деятельности свойства воздуха (цвет, легкость, способность передвигаться);
  • развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, активизировать речь.

Развивающая среда:

  • Вертушка, флюгер, веер, вентилятор;
  • Резиновые шарики;
  • Полоски бумаги;
  • Банка с водой, стакан;
  • Игрушки Знайка, Незнайка;
  • Рисунок дома – природы и обычного дома;
  • Иллюстрации матраца для плавания, колеса велосипеда, аквариума, яхты, мельницы.

Методические приемы:

  • Рассматривание иллюстраций;
  • Проблемная ситуация;
  • Сюрпризный момент;
  • Загадки;
  • Вопросы.

Занятие Х. «Воздух и его роль в жизни человека»

 

Цели:

  • дать представление о движении воздуха, проявлении гармонии и хаоса в движении воздуха;
  • познакомить с природным явлением – ветром (каким он может быть), о его целесообразности и роли в трудовой деятельности человека;
  • дать представление о профессии метеоролога;
  • развивать восприятие, внимание, воображение, слух, образное мышление, речь;
  • воспитывать бережное отношение к окружающей среде, чувство сопереживания; отрицательное отношение к факторам, загрязняющим воздух.

Развивающая среда:

  • Музыкально-звуковые картины «Веселый ветер», «Ураган»;
  • Сумка почтальона, телеграмма;
  • Картины И. Айвазовского «Девятый вал» и «Тишь на Средиземном море».

Методические приемы:

  • Рассматривание картин;
  • Сюрпризный момент;
  • Дидактическая игра «Какой бывает ветер», «Сохраним чистый воздух в городе»;
  • Беседа;
  • Слушание, представление и обсуждение музыкально-звуковых картин.

Развитие речи:

  • чтение и разучивание стихов Л. Николаенко «Бумажная вертушка», И. Даренского «Веселые качели», М. Карем «Мой змей», «Никто не видел ветер» и так далее;
  • чтение и рассказывание: сборник рассказов «Окно в мир», детское справочное издание «Почемучка».

Наблюдения:

  • качающиеся деревья, движение облаков;
  • наблюдение за флюгером, за рябью на воде.

Связь с узкими специалистами:

  1. Изодеятельность и ручной труд:
    • Рисование ветра, птиц, летательных аппаратов и т.д.;
    • Лепка птиц, самолетов, ракет и т.д.;
    • Конструирование из бумаги; вертушки, парашюты, змейки, бабочки;
    • Симметричное вырезание бабочек, стрекоз;
    • Изготовление флюгера.
  2. Музыкальные занятия:
    • Слушание, представление и обсуждение шума ветра, метели;
    • Беседа о роли воздуха в создании музыки;
    • Создание образов в движении под музыку «Деревья на ветру», «Мельница»;
    • Музыкально-двигательные импровизации «Я ветерок», «Ветер и ветерок».

 

Ход занятия

 

 

Воспитатель показывает рисунок дома-природы и обычного дома. (Программа Н. Рыжовой «Наш дом – природа», блок «Я и природа»). Что в них есть? (Дети перечисляют, сравнивают). Обратите внимание: на обоих рисунках много незакрашенного пустого места. Почему? И в нашем обычном доме, и в доме-природе есть воздух, и мы им дышим. Воздух прозрачный, невидимый, воздух везде – вокруг нас. Когда воздух дрожит, возникают звуки, его можно услышать.

Воспитатель:

– Назовите предметы, внутри которых есть воздух.

Ответы детей.

– А что такое ветер?

Ответы детей.

– Правильно. Ветер – это движение воздуха. Что умеет делать ветер? (Шуметь, качать деревья, шелестеть листьями, завывать, свистеть, поднимать пыль и т.д.) Ветер может быть веселым, легким, а может быть сильным, разрушающим, злым – это ураган, буря, смерч.

Послушайте музыкальные картины и подумайте, как их назвать.

Заслушать музыкальные импровизации «Веселый ветер» и «Ураган», выслушать ответы детей.

Воспитатель:

– Как ветер может навредить людям? (Иногда разрушает дома, ломает деревья в саду, переворачивает автомобили, срывает шляпы, во время шторма сильного ветра с дождем тонут корабли, погибают люди) Показать картину И. Айвазовского «Девятый вал».

Воспитатель:

– Ветер не всегда бывает злой, разрушительный. Он часто помогает людям. Показать картинки с изображением парусника. Мельницы, рассказать о пользе ветра.

Воспитатель предлагает детям игру «Какой бывает ветер» – дети «превращаются» в ветряные мельницы. При слабом ветерке их крылья слегка поворачиваются. При сильном – крылья вращаются очень быстро – показ руками круговых движений. Мешки с мукой, они очень тяжелые (показывается жестами). Их относят пекарям, чтобы те испекли вкусный хлеб.

Воспитатель предлагает одному из старших детей рассказать о том, как человек использует ветер (с опорой на предметные картинки).

Воспитатель сообщает, что иногда люди загрязняют воздух, а источники загрязнения – автомобили, заводы, фабрики. Чтобы воздух стал чище, нужно садить растения на улицах и в помещениях, ухаживать за ними, поддерживать чистоту воздуха, проветривать помещения, избегать загрязненных мест (не играть в местах скопления машин, возле гаражей, вблизи заводов).

Подведение итогов.

Беседа по вопросам:

– Что интересного узнали?

– Что нового хотели бы рассказать?

– Что нужно делать, чтобы воздух был чище?

 

Занятие ХI. «Путешествие по четырем сферам окружающего мира»

 

Цели:

  • формировать материалистическое представление о мире;
  • сформировать у детей обобщенное представление о роли явлений природы в жизни живой и неживой природы;
  • развивать способность устанавливать простейшие связи между воспринимаемыми предметами и явлениями;
  • развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать и наблюдать;
  • закрепить представления о природных стихиях;
  • воспитывать бережное, осознанное, заботливое отношение к природе.

Развивающая среда:

  • Лист ватмана (картограф) с изображением четырех стихий;
  • Предметные картинки с изображением природных явлений, сюжетами их использования;
  • Игрушки Принца Кислорода, рыбки, крота, Огневушки-Поскакушки;
  • Листы бумаги, карандаши.

Методические приемы:

  • Подвижная игра «Кто где живет»;
  • Дидактическая игра «Природные стихии», «Угадай, кто я»;
  • Составление коллективного письма Природе (старшие дети), рисование «Подарок Природе» (младшие дети).

 

 

Литература:

  1. Огонь – друг и огонь – враг // Ребенок в детском саду. 2003. № 6.

  2. Только смелым покоряются моря // Дошкольное воспитание. 2005. № 10.

  3. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет.

  4. Волосникова Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. 2005. № 6.

  5. Латынова Н. Сказки Земли.

  6. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте.

  7. Попова Т.И. Мир вокруг нас.

  8. Рыжова Н. Азбука экологии // Обруч. 1997. № 2.

  9. Рыжова Н.А. Я и природа.

  10. Саво И.Л. Знакомим детей с правилами противопожарной безопасности // Дошкольная педагогика. 2005. № 2.

Комментарии
На эту публикацию было отставленно 0 комментариев:

Нет комментариев. Ваш будет первым!