Семинар для руководителей
В Москве в клубе «Фонарик» прошел семинар, посвященный профессиональному росту монтессори-педагогов. Провела его руководитель Детского развивающего центра «Вершина» (г. Владивосток) Татьяна Вышина. Четыре дня директора, старшие педагоги и психологи детских садов и центров Монтессори выясняли, что значит быть компетентным специалистом, а также кто, когда и как осуществляет работу по профессиональному росту педагогов на площадке. - Тема, которую мы выбрали для третьей сессии управленческого семинара, была неслучайна, - рассказала автор семинара-тренинга Татьяна Вышина.- Как оценить эффективность деятельности монтессори-педагога? Как контролировать его работу? Просто по количеству времени, которое он провел на площадке? По стажу работы? Практика показала, что это неэффективно. На семинаре основной запрос руководителей состоял в том, чтобы найти объективные критерии качества работы, которые бы легли в основу аттестации монтессори-педагога и сделали бы совершенно обоснованной и объективной (и, главное, понятной для всех) разницу в зарплате сотрудников. Ведь как часто руководители платят больше или меньше, опираясь лишь на некое собственное "ощущение" квалификации сотрудника! При этом бывает, что опыт совсем не гарантирует качество выполняемой работы. - И чем, по-Вашему, нужно руководствоваться? - Восемь лет назад, как мы только начинали, в нашем центре, как и во многих, было обычное начисление заработной платы: вышел - получил. Однако мне, как руководителю, хотелось платить не за факт выполненной работы, а за её качество. Это и послужило поводом определить качественные показатели эффективной профессиональной работы монтессори-педагога. В результате нам удалось, как мне кажется, создать эффективную модель, которая позволяет стремительно профессионально расти монтессори-центру, постоянно улучшать качественные показатели его работы. Данная модель позволяет мотивировать сотрудника на профессиональный рост; задавать ему чёткие ориентиры; выстраивать индивидуальную работу с каждым педагогом по профросту; оценивать её результаты, а в конце каждого года проводить аттестацию каждого сотрудника, по результатам которой присваивать квалификационную категорию. А разная квалификационная категория и есть основание для разницы в оплате труда. Аттестация проводится ежегодно, а значит, ежегодно у каждого сотрудника есть возможность влиять на изменение собственной заработной платы. Это мотивирует сотрудника постоянно улучшать показатели работы и стремиться к собственному профессиональному росту. - Что легло в основу аттестации сотрудников? - В аттестацию заложена оценка работы монтессори-педагога по основным направлениям его деятельности. Перечислю лишь некоторые из них: организация и поддержание подготовленной среды; организация образовательного процесса в соответствии с принципами монтессори- педагогики; руководство процессами самообучения детей; диагностика, мониторинг развития детей; руководство процессами в группе, основанное на наблюдении и планировании… Каждое из этих направлений включает в себя от 10 до 35 параметров, которые отражают содержание деятельности в данном направлении. Оценивая каждый параметр по заданным шкалам, получаем совершенно ясную картину относительно уровня профессионализма каждого монтессори-педагога. - Как выстроить работу по профессиональному росту сотрудников? - Сначала, безусловно, нужно понять, кто и когда будет заниматься этим на вашей площадке. Я выделила четыре основных этапа деятельности: 1. Этап диагностики. Его цель - разобраться, на каком этапе находится конкретный сотрудник по каждому критерию. 2.Этап планирования. Его задача - написать индивидуальный план профессионального роста, который включает определение задач, примерных сроков их достижения, уточнение методов для их достижения. 3. Этап реализации плана. На этом этапе важно отслеживать динамику и эффективность решаемых задач. 4. Этап анализа. - А кто в итоге осуществляет анализ? - Все. И руководитель, и старший педагог, и коллеги, и сам аттестуемый. Участие в оценке самого аттестуемого очень важно, т.к. в значительной степени повышает рефлексию его педагогической деятельности, её осознанность, мотивирует на изменения. Это задает ориентиры качественной работы, ведь сотрудникам становится совершенно понятно, куда им двигаться и на каком уровне они сейчас. В любом случае окончательная аттестационная оценка по каждому показателю складывается как некий общий знаменатель и всегда согласовывается с работником. За четыре учебных дня руководители монтессори-центров Москвы и Подмосковья получили действующий инструмент по улучшению качества работы и мотивации сотрудников. Многие рассчитали заработную плату своих работников, основанную на критериях качества, прямо на семинаре. По многочисленным просьбам семинар Т.Вышиной будет повторен в Москве. О сроках его проведения мы сообщим дополнительно. Мы попросили участников курса поделиться своими впечатлениями: Ирина Смолякова, Центр «Умка» ( г.Балашиха) Олеся Глотова, Семейный клуб «Осьминожки» (г. Ивантеевка) Я участвовала во всех трех сессиях программы Татьяны Вышиной. Она предлагает реально работающие инструменты улучшения качества работы монтессори-центра. Мы получили уникальную возможность воспользоваться наработками более опытных коллег, не растрачивая время и силы на самостоятельную трудоемкую работу. Для меня особенно ценно то, что курс дает не просто готовые рецепты, а объясняет методику их выработки. Это важно, поскольку нет двух абсолютно одинаковых монтессори-площадок, и любой опыт необходимо адаптировать под себя. Проблема квалифицированных кадров в монтессори-педагогике стоит чрезвычайно остро, а в небольших городах нанять опытного сотрудника практически невозможно. В этой связи мы давно задумывались над тем, как организовать работу по повышению квалификации педагогов внутри организации. В результате прошедшей сессии мне стало ясно, в каких направлениях будет вестись работа, какие специалисты нужны для ее организации, что я смогу сделать для этого как руководитель, как мотивировать сотрудников на профессиональный рост и какие механизмы использовать для контроля качества этой работы. Кроме того, участие в данном курсе – прекрасная возможность встретиться и обсудить общие проблемы с коллегами, обменяться мыслями и опытом с руководителями других монтессори-площадок.
- С большим удовольствием и пользой посетила этот семинар Татьяны Вышиной.
Продуманный, грамотно поданный материал, проверенный практикой и – главное - успешной деятельностью ее площадки.
Я посещаю уже третий семинар Татьяны, и в каждом нахожу решение проблем, которые возникают передо мной, как перед руководителем. А еще это - возможность встретиться с коллегами, поделиться проблемами, найти совместные решения, рассказать об успехах.
Огромное спасибо Татьяне за тот мощный посыл энергии, который дает она своим слушателям, за безграничную любовь к детям и за верность монтессори-педагогике.
- Эта программа очень актуальна и своевременна. Руководителям монтессори-площадок приходится решать много задач из области менеджмента и маркетинга, причем многим приходится работать в ситуации достаточно серьезной конкуренции со стороны других частных и государственных организаций. В таких условиях от личности и профессионализма руководителя зависит очень многое.
Нет комментариев. Ваш будет первым!