Международный семинар в Италии
27 - 28 мая в г. Кастелланца (Италия) прошел международный семинар Итальянскую сторону представляли Римский Центр рождения Монтессори (CNM), Ассоциация «Тетради Монтессори» (которая уже 29 лет издает журнал с таким же названием), объединение «Пути роста», исследовательский Центр здоровья, Ассоциация российских соотечественников в Италии и др. Российскую делегацию возглавляла Елена Хилтунен. С приветственным словом к гостям обратилась Грация Хоннекер Фрешко (Grazia Fresco) («Тетради Монтессори»). Она рассказала об особенностях ясельных групп в Италии. Джованна Бестетти (Giovanna Bestetti) в своем выступлении дала ответ на вопрос, почему необходимо заниматься с новорожденными младенцами. Валентина Михайлова (г.Санкт-Петербург) рассказала о движении семейных клубов и группах для детей до 3-х лет в России. Председатель Ассоциации Монтессори-педагогов России Лариса Климанова остановилась на особенностях организации среды в группах «Вместе с мамой». Выступление Дмитрия Сорокова было посвящено значению первых 3-х лет жизни в развитии личности ребенка. Во время семинара возникли некоторые проблемы с переводом и восприятием ряда понятий. Так, эмоциональный отклик вызвал доклад Елены Хилтунен, в котором она предлагала использовать в качестве материалов в группах до 3х лет пособия для проведении мюнхенской диагностики. У наших итальянских коллег этот термин связан с патологией и в отношении здоровых детей вызывает неприятие. Непонимание вызвало и слово «занятие», видимо переведенное, как «урок». Очень озаботило итальянских педагогов и то, есть ли у родителей в российских центрах, которые находятся в группах с детьми, удобные места для сидения и чем же они занимаются в то время, когда ребенок работает. Эманулла Кочевер (Emanuela Cocever) из Болонского университета познакомила участников с работами Эмми Пиклер (Emmi Pikler) – венгерского врача-психолога, которая много работала в детских домах и выявила современный тип госпитализма. Если ранее это понятие включало в себя существенную задержку развития и иногда даже гибель ребенка, находящегося в детском доме, то теперь новое понятие «госпитализма» выражается в абсолютном послушании, и полном отсутствии инициативы у детей, в том числе и отсутствии кризиса трех лет. А это в современном представлении является патологией. Основными требованиями к педагогу, по мнению Пиклер, является уважение ребенка и не навязывание ему воли взрослого, а предоставление возможности делать самостоятельный выбор и принимать самостоятельные решения. Очень большой интерес у участников семинара вызвал опыт рисования красками детьми до трех лет в «Таинственной комнате» Арно Штерна. Детям предлагается 18 красок, кисточки и предоставляется полная свобода самовыражения. Интересными показались участникам игры, или в нашей терминологии материалы, разработанные английской исследовательницей Элеонорой Гольдшмит «волшебная корзина» и «эвристическая игра» широко распространенные в итальянских группах 0-3. Гости посетили детский сад для детей раннего возраста в Линьяно. При подведении итогов семинара было принято решение подготовить к изданию прочитанные доклады, а осенью провести новую встречу, посвященную сенситивному периоду развития языка. Мы попросили участников поделиться впечатлениями об этом семинаре: - Этот семинар был для меня очень интересным и полезным. Мы познакомились с опытом работы наших коллег в Италии, узнали новые имена – Элеоноры Гольдшмит, Эмми Пиклер, Арно Штерна. Мы обязательно учтем опыт работы итальянских педагогов по организации среды для детей до 3-х лет. Особенно интересным для меня был опыт создания специального пространства для детей от 3-х месяцев. Среда для детей от 14 месяцев тоже отличается от того, что делается у нас. В итальянских яслях Монтессори сделано все для того, чтобы дети самостоятельно исследовали окружающий мир. Мне также было очень важно общение с Грацией Фрешко, вся жизнь и деятельность которой проникнута идеями М.Монтессори. Продолжение этого семинара мы планируем провести у нас в Санкт-Петербурге в октябре. Лариса Климанова - Это был довольно интересный опыт общения. Сразу скажу, что несколько ценных идей – «волшебной корзины», игры с картонными цилиндрами, организации художественного пространства – мы обязательно используем в своей работе. Большое спасибо итальянским коллегам! Чему мы искренне позавидовали, так это климату – раздвигаешь стеклянные стены – и ты уже на улице, можно продолжать заниматься на площадке. Но в самом главном мы друг друга долго не могли понять – даже при помощи переводчико. в Италии женщины долго боролись за равенство с мужчинами, и, кажется, победили. Они после рождения ребенка имеют право на 4-х месячный (!) отпуск. А потом выходят на работу. Ну, а ребенок попадает в ясли. В России другая ситуация. Никакие ясли, по нашему мнению, не могут заменить маминого тепла. Я уверена, что искусственное разрывание этой «духовной пуповины», которой является связь мамы с ребенком, имеет свои отдаленные последствия. Весь наш опыт восприятия мира, все наши ценности впитываются маленьким ребенком именно в семье, и происходит это очень рано – до трех лет. Развивающая, а точнее формирующая среда, общение в коллективе, в социуме – очень важно. Кто же с этим спорит! И в плане создания среды у нас с итальянцами обнаружилось много пересечений. Но российский опыт по созданию среды 0-3 показался мне более богатым и целостным. Большое спасибо за организацию этого семинара Е. А.Хилтунен, Грации Фрешко и отдельно – Елене Амаро за заботу, помощь и внимание. 4-5 ноября в нашей Ассоциации мы проведем конференцию по обобщению российского опыта работы с детьми до 3-х лет с использованием монтессори-метода. Елена Баканова -Теперь мне стало немного яснее, почему же у нас такие разные монтессори-группы. В нашей стране с 1918 года одной из задач Советского правительства было изъятие детей из семьи для превращения их в строителей коммунизма. Стране нужны были рабочие руки, и женщины должны были работать. А дети – расти и воспитываться в детских садах. Теперь же, когда государство великодушно разрешило растить детей самостоятельно, а мамы до 3-х летнего возраста своих малышей могут находиться в отпуске, маятник общественного сознания качнулся в сторону семейных ценностей. Особенно это стало важным именно для тех, для кого детский сад или ясли были самыми тяжелым воспоминаниями детства, а может и всей жизни. В Италии ситуация другая. Там женщины весь прошлый век боролись за равные права и равные возможности с мужчинами. Избирательное право они получили только в 1945 году (у нас в 1918). И теперь они хотят строить свою жизнь независимо от мужчины. А для этого нужно работать и быть конкурентоспособной: поэтому дети у них оказываются в яслях с 4-месячного возраста. Для нас это не актуально. Так что пока мы просто движемся в разном направлении. Правда, те монтессори-ясли, которые мы увидели в Италии, мне очень понравились. В такие действительно можно отдать своего ребенка. Возможно, пройдет некоторое время, и в нашей стране появятся такие ясли Монтессори, а в Италии возникнут группы «Вместе с мамой». И нам будет гораздо легче понять друг друга.
«Современные предметные развивающие среды групп Монтессори для детей от рождения до трёх лет». Участники обменялись опытом работы с детьми до 3-х лет и их родителями, обсуждали направления совместных исследований в области монтессори-педагогики. Помимо россиян в пригород Милана приехали педагоги из Болгарии, Латвии, Казахстана и Португалии.Валентина Михайлова
Нет комментариев. Ваш будет первым!