I Всероссийская Монтессори конференция

Просмотров: 1052   |  

 6-7 февраля в Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования состоялась I Всероссийская научно-практическая конференция «Интеграция педагогики М. Монтессори с отечественным педагогическим пространством». Почти 70 представителей из 15 регионов России, а также гости из Белоруссии, Украины и Англии собрались, чтобы обсудить проблемы и перспективы развития педагогики М. Монтессори в России.

I Всероссийская Монтессори конференция 

Открыл конференцию первый проректор Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования А.И. Рытов. Современному состоянию отечественного образования посвятил свое выступление начальник отдела учреждений дошкольного и общего образования управления учреждений образования Федерального агентства по образованию РФ В.Л. Нарышкин. Он рассказал о федеральной целевой программе развития образования и отметил, что в настоящее время в российском образовании нет запретов на использование педагогических методик.

Причинам и предпосылкам возвращения педагогики М.Монтессори в нашу страну был посвящен доклад методиста Московского центра качества образования кандидата пед. наук Т.Н. Богуславской.

I Всероссийская Монтессори конференция

- Мы очень хотим понять, что случилось с педагогикой Монтессори в России с того момента, когда она вернулась в отечественное образовательное пространство, - обратился к делегатам директор Центра педагогики М. Монтессори АПК и ППРО, доктор пед.наук К.Е.Сумнительный. – В нашей стране  с использованием этого педагогического метода сложилась непростая ситуация. Главная проблема в том, что имя Монтессори активно используется людьми, не имеющими качественного Монтессори-образования. Большой проблемой остается  подготовка педагогов Монтессори. Кроме того, за последние 10 лет у нас в стране защищено 3 докторских и более 10 кандидатских диссертаций, однако научной школы до сих пор нет.

доктор пед.наук К.Е.Сумнительный

О профессиональных проблемах, исследованиях, наблюдениях говорили педагоги в своих выступлениях, во время свободного микрофона, на мастер-классах и секциях.

Коллеги обсуждали, что многие проблемы типичны для большинства стран, которые недавно начали культивировать педагогику Монтессори.

Ведь конце ХХ века это педагогическое направление получило второе рождение не только в азиатских странах (крупнейшая из которых Китай), но и в Африке, а также на территории Европы. При этом проблемы везде схожи: кадры, необходимость строгого следования образовательному стандарту, который был задан основательницей метода.

Многие проблемы приходится решать исходя из национальных особенностей  каждой страны.  Есть  необходимость адаптации некоторых элементов педагогической системы Монтессори. В наибольшей степени в такой адаптации нуждаются дидактические материалы по русскому языку. Серьезные исследования в этом направлении ведутся в Центре педагогики М. Монтессори АПК и ППРО.  Заместитель директора Центра  С.И. Сумнительная посвятила свое выступление построению системы подачи русского языка дошкольникам через материал Монтессори. Это – результат многолетних исследований, которые она проводила, используя опыт зарубежных коллег и собственные изыскания. Работа над этим продолжается. Для ее успешной реализации необходимо будет создавать новые материалы для языковой зоны Монтессори-класса.

   Директор Монтессори-школы «Золотая бусина» из Санкт-Петербурга Анна Пугачева   остановилась на проблемах групп для детей до 3-х лет.

- Я принесла вам радостную весть, - отметила она в своем выступлении. – Монтессори метод для детей до 3-х лет существует! Есть программы, материалы, группы, обучающие курсы. Вот только российские группы для детей до 3-х лет к этому методу отношения не имеют.

Анна заверила, что в Санкт-Петербурге в 2011 году будет организован обучающий курс АМI для работы с детьми до 3-х лет.

На конференции произошло еще одно важное событие: именно здесь было официально заявлено, что в нашей стране создан филиал АМI. Действовать он будет в форме  Фонда «Монтессори».

Это – результат длительной подготовительной работы, которая началась еще в апреле 2009 года. Именно в апреле на педагогическом комитете AMI (Association Montessori Internationale) было принято решение о согласии на организацию в России ее филиала. До сих пор в мире существовал только один полноценный филиал AMI – он располагался в США. Теперь филиал появится и в России.  Начато формирование его региональных отделений. 

- Как организаторы этой конференции, мы ставили перед собой три задачи, - отметил директор Центра педагогики М. Монтессори К.Е.Сумнительный. - Первая была связана с попыткой понять, что происходит с педагогикой Монтессори в России. Вторая заключалась в том, чтобы провести смотр научно-практического потенциала, которым располагает отечественная ветвь Монтессори-педагогики. Третья задача состояла в том, чтобы, наконец, объединить наиболее профессиональную часть Монтессори-сообщества России. Очевидно, что в рамках одного мероприятия это осуществить сразу невозможно. Но этот процесс уже начат, и нам предстоит серьезная работа.

Принято решение сделать Всероссийскую Монтессори конференцию ежегодной.

Организаторы выпустили сборник материалов «Монтессори в России. Новый взгляд».  Он представил весь спектр, в котором сегодня в образовательном пространстве нашей страны применяется система М. Монтессори. По результатам работы конференции была принята резолюция.

 

Мы попросили поделиться своими впечатлениями участников конференции.

 

Анна Пугачева, Монтессори-педагог, (г. Санкт-Петербург)Анна Пугачева, Монтессори-педагог, (г. Санкт-Петербург)

 

- Результаты конференции обнадеживают. Я увидела интерес к методу со стороны представителей государственных структур, увидела большой потенциал наших педагогов. Это утверждает меня в том, что мы можем и должны влиться в международное Монтессори-сообщество.

 


 

Татьяна Филатова, директор школы  № 29, (г.Кострома)Татьяна Филатова, директор школы  № 29, (г.Кострома)

 

- Этого события мы ждали давно. Для нас такая конференция была бы актуальна лет пять назад. И, тем не менее, хорошо, что она состоялась. Здесь было поднято много важных проблем: и о необходимости государственной поддержки метода, и о наведении порядка внутри сообщества, и многие другие. Определены стратегические направления развития. И это вселяет надежду. То, что система Монтессори дает результаты – очевидно. Это мы видим  по детям нашей школы, где уже несколько лет проводится эксперимент по адаптации идей М.Монтессори в начальных классах.  Мы уже не сможем работать по-старому. Ведь наши дети – другие.

 


 

Анна Трима, Монтессори-педагог (г.Краснодар)Анна Трима, Монтессори-педагог (г.Краснодар)

 

- Эта конференция дала мне огромный эмоциональный и энергетический заряд, который поможет в моей деятельности.

В последнее время я находилась в состоянии некоторого застоя, но теперь

понимаю, что готова к переменам. Мне оказался очень полезен мастер-класс по проблемам создания групп Монтессори. Замечательно, что такие конференции принято сделать ежегодными.

Возврат к списку новостей

Комментарии
На эту публикацию было отставленно 0 комментариев:

Нет комментариев. Ваш будет первым!