I Всероссийская Монтессори конференция
6-7 февраля в Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования состоялась I Всероссийская научно-практическая конференция «Интеграция педагогики М. Монтессори с отечественным педагогическим пространством». Почти 70 представителей из 15 регионов России, а также гости из Белоруссии, Украины и Англии собрались, чтобы обсудить проблемы и перспективы развития педагогики М. Монтессори в России. Открыл конференцию первый проректор Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования А.И. Рытов. Современному состоянию отечественного образования посвятил свое выступление начальник отдела учреждений дошкольного и общего образования управления учреждений образования Федерального агентства по образованию РФ В.Л. Нарышкин. Он рассказал о федеральной целевой программе развития образования и отметил, что в настоящее время в российском образовании нет запретов на использование педагогических методик. Причинам и предпосылкам возвращения педагогики М.Монтессори в нашу страну был посвящен доклад методиста Московского центра качества образования кандидата пед. наук Т.Н. Богуславской. - Мы очень хотим понять, что случилось с педагогикой Монтессори в России с того момента, когда она вернулась в отечественное образовательное пространство, - обратился к делегатам директор Центра педагогики М. Монтессори АПК и ППРО, доктор пед.наук К.Е.Сумнительный. – В нашей стране с использованием этого педагогического метода сложилась непростая ситуация. Главная проблема в том, что имя Монтессори активно используется людьми, не имеющими качественного Монтессори-образования. Большой проблемой остается подготовка педагогов Монтессори. Кроме того, за последние 10 лет у нас в стране защищено 3 докторских и более 10 кандидатских диссертаций, однако научной школы до сих пор нет. О профессиональных проблемах, исследованиях, наблюдениях говорили педагоги в своих выступлениях, во время свободного микрофона, на мастер-классах и секциях. Коллеги обсуждали, что многие проблемы типичны для большинства стран, которые недавно начали культивировать педагогику Монтессори. Ведь конце ХХ века это педагогическое направление получило второе рождение не только в азиатских странах (крупнейшая из которых Китай), но и в Африке, а также на территории Европы. При этом проблемы везде схожи: кадры, необходимость строгого следования образовательному стандарту, который был задан основательницей метода. Многие проблемы приходится решать исходя из национальных особенностей каждой страны. Есть необходимость адаптации некоторых элементов педагогической системы Монтессори. В наибольшей степени в такой адаптации нуждаются дидактические материалы по русскому языку. Серьезные исследования в этом направлении ведутся в Центре педагогики М. Монтессори АПК и ППРО. Заместитель директора Центра С.И. Сумнительная посвятила свое выступление построению системы подачи русского языка дошкольникам через материал Монтессори. Это – результат многолетних исследований, которые она проводила, используя опыт зарубежных коллег и собственные изыскания. Работа над этим продолжается. Для ее успешной реализации необходимо будет создавать новые материалы для языковой зоны Монтессори-класса. Директор Монтессори-школы «Золотая бусина» из Санкт-Петербурга Анна Пугачева остановилась на проблемах групп для детей до 3-х лет. - Я принесла вам радостную весть, - отметила она в своем выступлении. – Монтессори метод для детей до 3-х лет существует! Есть программы, материалы, группы, обучающие курсы. Вот только российские группы для детей до 3-х лет к этому методу отношения не имеют. Анна заверила, что в Санкт-Петербурге в 2011 году будет организован обучающий курс АМI для работы с детьми до 3-х лет. На конференции произошло еще одно важное событие: именно здесь было официально заявлено, что в нашей стране создан филиал АМI. Действовать он будет в форме Фонда «Монтессори». Это – результат длительной подготовительной работы, которая началась еще в апреле 2009 года. Именно в апреле на педагогическом комитете AMI (Association Montessori Internationale) было принято решение о согласии на организацию в России ее филиала. До сих пор в мире существовал только один полноценный филиал AMI – он располагался в США. Теперь филиал появится и в России. Начато формирование его региональных отделений. - Как организаторы этой конференции, мы ставили перед собой три задачи, - отметил директор Центра педагогики М. Монтессори К.Е.Сумнительный. - Первая была связана с попыткой понять, что происходит с педагогикой Монтессори в России. Вторая заключалась в том, чтобы провести смотр научно-практического потенциала, которым располагает отечественная ветвь Монтессори-педагогики. Третья задача состояла в том, чтобы, наконец, объединить наиболее профессиональную часть Монтессори-сообщества России. Очевидно, что в рамках одного мероприятия это осуществить сразу невозможно. Но этот процесс уже начат, и нам предстоит серьезная работа. Принято решение сделать Всероссийскую Монтессори конференцию ежегодной. Организаторы выпустили сборник материалов «Монтессори в России. Новый взгляд». Он представил весь спектр, в котором сегодня в образовательном пространстве нашей страны применяется система М. Монтессори. По результатам работы конференции была принята резолюция. Мы попросили поделиться своими впечатлениями участников конференции. Анна Пугачева, Монтессори-педагог, (г. Санкт-Петербург) - Результаты конференции обнадеживают. Я увидела интерес к методу со стороны представителей государственных структур, увидела большой потенциал наших педагогов. Это утверждает меня в том, что мы можем и должны влиться в международное Монтессори-сообщество. Татьяна Филатова, директор школы № 29, (г.Кострома) - Этого события мы ждали давно. Для нас такая конференция была бы актуальна лет пять назад. И, тем не менее, хорошо, что она состоялась. Здесь было поднято много важных проблем: и о необходимости государственной поддержки метода, и о наведении порядка внутри сообщества, и многие другие. Определены стратегические направления развития. И это вселяет надежду. То, что система Монтессори дает результаты – очевидно. Это мы видим по детям нашей школы, где уже несколько лет проводится эксперимент по адаптации идей М.Монтессори в начальных классах. Мы уже не сможем работать по-старому. Ведь наши дети – другие. Анна Трима, Монтессори-педагог (г.Краснодар) - Эта конференция дала мне огромный эмоциональный и энергетический заряд, который поможет в моей деятельности. В последнее время я находилась в состоянии некоторого застоя, но теперь понимаю, что готова к переменам. Мне оказался очень полезен мастер-класс по проблемам создания групп Монтессори. Замечательно, что такие конференции принято сделать ежегодными.
Нет комментариев. Ваш будет первым!