Особенности и различия процесса нормализации в группе 0-3 и 3-6
Анна Пугачёва
Исполнительный директор Фонда Монтессори, Руководитель Высшей школы Монтессори Метода, директор Монтессори Школы «Золотая Бусина» (г. Санкт-Петербург)
У детей из Монтессори групп в возрасте 0-3 лет и 3-6 лет очень много общего: работа впитывающего разума, сенсорное исследование, совпадение сензитивных периодов. Тем не менее, это разные подстадии одного периода раннего детства, имеющие разные характеристики. Мария Монтессори называла детей в возрасте от 0 до 3 лет – «Бессознательный творец», а детей в возрасте от 3 до 6 лет – «Сознательный труженик».
В возрасте трех лет происходит окончательное рождение личности, ребенок начинает осознавать самого себя, свои мысли и ощущения, происходит рождение самосознания.
Мария Монтессори говорит, что ребенок в возрасте от 0 до 3 лет является «психическим эмбрионом», поскольку в этот период происходит формирование основных качеств и свойствличности, а в возрасте от 3 до 6 лет — происходит совершенствование и оттачивание этих качеств и свойств.
Нормализованный ребенок – тот, который совершает конструктивные действия по собственной воле, направленные на создание полезных вещей, получает от этого удовольствие и остается воодушевленным.
Чем младше ребенок, тем он является более гармоничной личностью, поскольку потоки психической и физической жизненной энергии не разделяются. Исследования показывают, что мозг ребенка до 6 месяцев находятся в состоянии, подобном медитации. Когда у ребенка разделяются потоки психической и физической энергии происходят отклонения в развитии личности ребенка.
Когда ребенка ограждают от окружающей среды (коляска, пустышка, манеж, позже — фронтальные уроки), он учится игнорировать свои потребности, а впоследствии и не осознавать их. Мария Монтессори говорит, что дети до 2-х лет самой природой защищены от воздействия взрослых – их почти невозможно заставить что-то сделать не по своей воле.
Дети до 3 лет, попадая в Монтессори группу, нормализуются практически моментально. Такой феномен объясняется тем, что у маленьких детей ещё нет сильных нарушений, поэтому легко достичь нормализации. Как только ребенок до 3 лет попадает в подготовленную среду, все отклонения проходят. Дети от 3 до 6 лет, не посещавшие Монтессори тоддлер-группу, уже почти неизбежно имеют нарушения поведения, которые приходится исправлять путем нормализации. Нужно помнить, что тоддлеры как быстро приходит к нормализации, так же быстро могут и уйти от нее, поскольку психика очень пластичная. А вот если ребенок после 3 лет нормализован, то, скорее всего, это уже надолго, поскольку нормализация становится чертой характера.
Вопрос: Можно ли считать нормализованным ребенка, который постоянно хочет, чтоб рядом был взрослый?
Ответ: Ребенок до 3 лет нуждается в присутствии и эмоциональной поддержке взрослого. С таким возрастом нужно работать так, чтобы ребенок постоянно чувствовал поддержку взрослых. Если ребенок до 3 лет долго сидит сам, то это, скорее, ненормально.
Вопрос: Оптимальное соотношение детей и педагогов в группе для успешной нормализации?
Ответ: Один взрослый на 5 детей во время свободной работы.
Вопрос: Как организовать безболезненное расставание ребенка с мамой?
Ответ: Нужно работать с мамой по подготовке к разделению с ребенком. Как только мама готова, ребенок отпустит маму.
Нет комментариев. Ваш будет первым!