ЦЕЛЬ ДЕТСТВА или почему Монтессори-метод не противоречит традиционной педагогике

Просмотров: 1232   |  

На сегодняшний день существует множество мнений о Монтессори-методе и его роди и целях в системе образования:

  • Это для отсталых детей
  • Это только для маленьких, а потом нужна «нормальная» школа
  • Это единственно возможная полезная система…

Причин для этих противоречий множество, в том числе то, что под видом Монтессори часто можно встретить совсем другой подход. Однако, это не тема данной статьи.

Мы рассмотрим настоящий аутентичный Монтессори-метод и разберёмся – это антагонист, альтернатива или помощник для традиционной системы образования и обучения?

Главное, в чём отличается Монтессори-подход, с точки зрения самого автора – Марии Монтессори,  – и это является определяющим принципом – в позиции взрослого по отношению к ребёнку.

Мария Монтессори называла свой метод – Метод научной педагогики, так как он родился в процессе её исследований. Она была, прежде всего, учёным, врачом, психологом, а не педагогом, и у неё изначально не было никакой программы или цели чему-то научить детей. Она наблюдала за развитием детей в разных странах мира и социальных условиях, делала выводы и открытия, что позволило ей самой многому научиться у детей.

Мария Монтессори открыла ЦЕЛЬ ДЕТСТВА – и то, что именно непонимание этой цели взрослыми создаёт большинство ошибок в воспитании детей, и именно эта позиция – подход к ребёнку со стороны его собственных целей в развитии самого себя – и отличает кардинально Монтессори метод от всех остальных педагогических систем.

Новорожденный.jpgМария Монтессори говорила: «Ребёнок – отец Человека». (Дети – другие).

На первый взгляд, это может показаться странным.

Но есть несколько причин, по которым Мария Монтессори определила такую роль ребёнка:

  • Создание психики и личности человека из ничего.
  • Адаптация к своему времени и месту.
  • Cвязь поколений и сохранение человеческого культурного наследия.

И всю эту сложнейшую работу новорождённый начинает немедленно после появления на свет (по современным исследованиям - даже раньше).

Но как это возможно? Ведь человеческий новорождённый абсолютно беспомощен, в отличие от детёнышей большинства животных, которые встают на ножки через несколько часов и следуют за матерью, реагируя на общепринятые сигналы. Человеческий же новорождённый НИЧЕГО не умеет, не передвигается, не говорит на языке своего вида, ничего не понимает, не знает, он даже не узнаёт свою мать…

Рост человека.jpg

 Действительно, человеческий ребёнок имеет невероятно длинное детство – сейчас оно продолжается около 20 лет. Учёные говорят о том, что детство продолжает удлиняться. Современные родители опекают своих детей зачастую до 30 лет…

Марио Монтессори в своей статье Человеческие тенденции пишет, что если посмотреть на нас как на один из видов животных, то возникает вопрос - За что это нам? Ведь это сущее наказание! – Разве не проще было бы сразу производить готовых к жизни детей!?

Однако, природа распорядилась по-другому.

Пропорции тела.jpg

Во-первых, есть очевидная физиологическая причина, по которой человек рождается практически недоношенным по сравнению с другими животными (он достигает уровня новорождённых млекопитающих примерно к году): мозг и череп (голова) ребёнка после 9 месяцев беременности уже слишком большие, чтобы пройти через родовые пути. Поэтому ребёнок рождается с незавершившим своё формирование черепом (о чём говорят роднички), который очень быстро растёт в первый год жизни (роднички закрываются). Пропорции тела новорождённого  человека также говорят о большой значимости головы. Ведь человек – это единственный вид, у которого именно с помощью развитого мозга и интеллекта и происходит адаптация к жизни.

Во-вторых, есть ещё одна причина – психосоциокультурная: ребёнку заранее неизвестна та среда, в которой он появится на свет. В утробе матери невозможно подготовиться к жизни в той среде, в которой ты будешь жить. У животных среда обитания предопределена, у них есть свой ореол обитания, и их детёныши уже рождаются с определёнными навыками, полезными для выживания в конкретных условиях – это заложено генетически.

Разные культуры на глобусе.jpgУ человека нет генетически заложенного поведения, фактически – нет инстинктов. Даже физиологически мы высоко адаптивны и можем приспособиться к жизни практически в любых земных условиях – от жаркой пустыни до вечной мерзлоты.  Что касается психологической и социальной среды, то здесь адаптивные способности человека практически безграничны: он может овладеть любым языком, запечатлеть любые культурные традиции как норму, освоить любые занятия (охоту на диких зверей и полёты в космос), выжить в условиях любого уровня цивилизации (первобытная пещера или современные технологии).

3 расы - младенцы.jpgВ самом начале жизни все дети одинаковые. У них ещё нет предпочтений. Но чем младше ребёнок, тем сильнее его адаптивные способности. С рождения маленький ребёнок начинает формировать предпочтения и привычки, воспринимая их из окружающей среды и общества, запечатлевая в своей психике, которая останется частью его личности навсегда.

Человек в течение всей жизни приспосабливается к новым ситуациям, но в детстве этот процесс адаптации формирует психику. Именно в раннем детстве всё, что ребёнок встречает в жизни, он воспринимает КАК НОРМУ, базовую основу для всей остальной жизни и мировоозрения. В дальнейшем наш первый язык мы называем родным, страну рождения называем Родиной и т.п.

Богатый и бедный дом.jpgЭто относится также и к социально-экономическим условиям жизни. Дети впитывают как норму жизни те условия, в которых они растут.

Это касается не только материальной стороны жизни, хотя и это важно – эстетика, качество окружающих предметов… Но, ещё в большей степени, это относится к человеческим ценностям: как человек будет относиться к себе, к другим людям, к миру – это демонстрируют ему окружающие взрослые в детстве. Они являются МОДЕЛЬЮ, а вот словесные нравоучения здесь бесполезны. Если взрослые говорят, например, что мусорить нельзя, а сами при этом бросают мусор мимо урны, то ребёнок вряд ли вырастет аккуратным. У психологов есть выражение «привычка к плохому», которое объясняет, к примеру, вандализм – некоторым люди просто дискомфортно (непривычно) чувствуют себя в условиях эстетики, и они «наводят свой порядок» в окружающей среде – разрушают предметы искусства...

Ценности.jpgРаннее детство является критическим периодом и для формирования важнейших психологических качеств человека. Так, неврологическая основа для чувства эмпатии формируется уже к 2,5 годам, и уже к этому возрасту малыш должен увидеть в окружении примеры бережного отношения людей к друг другу, чтобы вырасти чутким человеком. Психологи сейчас уже пришли к выводу, что к 3-м годам закладывается базовая основа личности, на которой строится вся психическая структура в дальнейшем.

Но ведь мы знаем – из истории и этнографии – в каких разнообразных социокультурных условиях приходилось и приходится жить людям! Насколько разным – часто противоположным – нормам и правилам следуют представители различных эпох и культур. А ведь все дети при рождении – одинаковые!

Здесь мы подходим к одному из важных открытий и базовых принципов Марии Монтессори: Цель детства – адаптация, социализация,  гуманизациястать человеком своего времени и места.

Подражание молитве.jpg

Как же происходит адаптация ребёнка к жизни, и в чём заключается роль взрослых?

В чём ЦЕЛЬ ВЗРОСЛЫХ – УЧИТЕЛЕЙ и РОДИТЕЛЕЙ в воспитании детей?

Мы все хотим вырастить самостоятельного, способного, сильного, уверенного, счастливого человека.

Первобытное общество.jpgЭта прекрасная цель была всегда – и в первобытном обществе, и в развитой цивилизации родители хотят, чтобы дети выросли и могли выжить самостоятельно и обеспечить выживание своим детям.

В первобытном обществе школ не было, дети обучались всему на практике, да и знаний для жизни требовалось не так много.

Почему же появились школы? Жизнь постепенно усложнялась с развитием цивилизации, и родители видели, что без образования у их ребёнка меньше возможностей в обществе.

Развитие педагогики, образования прошло длинный путь. Найденная Яном Коменским 500 лет назад классно-урочная система, используемая по сей день в подавляющем большинстве стран и культур, сыграла огромную роль, обеспечила прогресс человечеству и до сих пор даёт людям возможность получить базовые знания и умения в жизни. Она была очень эффективной ДО КОНЦА 19 ВЕКА.

НТП.jpgЧто же случилось потом? В конце 19 века начался научно-технический прогресс. Знания, наука и технологии стали развиваться стремительно, а условия жизни людей изменяться значительно на протяжении жизни одного поколения.

Но успевает ли за этими изменениями школа?

Вспомним снова про цель детства – адаптацию К СВОЕМУ ВРЕМЕНИ И МЕСТУ!

До 19 века жизнь человека была довольно стабильной и однообразной у всех членов одной общины, а место жительства люди меняли крайне редко. Таким образом, массовое одинаковое для всех обучение было весьма эффективным способом образования.

Сейчас, в эпоху стремительных изменений условий жизни, глобальной интеграции и отсутствия преемственности поколений в части занятости – КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА ИЗЖИЛА СЕБЯ в части обучения детей. Именно поэтому мы наблюдаем, особенно в последние несколько десятков лет, кризис образовательной системы, который охватил все развитые страны мира.

Индивидуальности в Нью-Йорке.jpgМожно сказать, что сейчас наступила новая эра развития человечества: эра развития индивидуальностей, когда признаётся ценность каждой личности, её уникальности, индивидуальной судьбы, реализации талантов и способностей; эра личной свободы, персональных прав, свободы выбора и т.п.

В современных условиях глобализации и ускорения развития цивилизации критическое значение для личности приобретает независимое мышление, умение делать собственный осознанный выбор, который возможен только на основе знаний – их нужно уметь быстро искать. Есть даже специальные исследования о наиболее значимых инструментах 21 века – это умение работать с большими количествами информации, коммуникативные навыки, способность принимать решения.

Наказания в школе.jpgНо учат ли этому в традиционной школе? Что же даёт стандартное образование ребёнкув новых условиях? – оно, к сожалению, остаётся массовым и одинаковым для всех. На мой взгляд, развитие образования не успевает за развитием цивилизации. Традиционная форма обучения не соответствует новым потребностям человечества и развития личности каждого конкретного ребёнка, а новые альтернативные формы внедряются очень медленно.

maria (2).gifИ происходит это, по мнению Монтессори, из-за главной ошибки взрослых, укоренившейся за столетия господства традиционной системы обучения: дети ничего не умеют, не знают, взрослый должен из всему научить, взрослый является причиной развития и образования детей, а дети хотят только играть, зачастую сопротивляются этому процессу, так что взрослый должен ещё и заставлять их учиться.

СЕКРЕТ ДЕТСТВА, открытый Марией Монтессори, - дети хотят всему научиться! Ведь это совершенно необходимо им для выживания, самостоятельной жизни. Это заложено природой в любом живом существе, в том числе в человеке. Великое открытие Марии Монтессори заключается в том, что существуют законы  естественного развития ребёнка, согласно которым он ХОЧЕТ адаптироваться к своему окружению, что буквально значит: НАУЧИТЬСЯ ВСЕМ ЗНАНИЯМ, которыми владеет человечество на данном этапе. Иначе как бы адаптировались дети в первобытном обществе при отсутствии школ?

Более того, чем младше ребёнок, тем сильнее он СЛЕДУЕТ этим законам развития. Это происходит бессознательно, и никто – ни он сам, ни взрослые – не могут на это сильно влиять. Мария Монтессори говорила, что дети до 2-х лет защищены самой природой от вмешательства взрослых: мы не можем ничему целенаправленно обучить 2-летку или заставить что-то сделать.

А что же происходит потом? Почему школьники уже не хотят учиться? Почему подростки становятся неуправляемыми? Куда деваются эти естественные законы, согласно которым дети должны внимать взрослым, пока не станут взрослыми сами???

Вот здесь ответы даёт Монтессори-метод, объясняя, как сами взрослые постепенно при помощи неверных воспитательных воздействий разъединяют процесс естественного развития ребёнка с системой образования. Но самое главное, что даёт Монтессори-метод, - это ответ КАК НУЖНО сделать так, чтобы дети могли научиться всему радостно и с охотой, используя свой природный потенциал!

Мария Монтессори – учёный, создатель Метода научной педагогики, который появился как раз в начале 20 века как ответ на новый этап эволюции человечества.

Монтессори-метод, прежде всего, принимает во внимание как происходит естественное развитие ребёнка. При рождении мозг ребёнка имеет потенциал с огромным запасом возможностей – 100 миллиардов нейронов, готовых к активизации нейронных связей, то есть готовых к восприятию информации и обучению. В дальнейшем сохраняются только те связи в мозге, которые используются. Большое количество связей уничтожается мозгом самостоятельно – это естественный процесс, направленный на экономию ресурсов организма, так как именно работа мозга требует самых больших энергетических затрат. Так называемые «чистки мозга» - массовое уничтожение слабых нервных связей - происходит в возрасте около 6-7 лет и около 11 лет. В эти же возрастные периоды, как давно замечено педагогами и психологами, у детей происходят так называемые «возрастные кризисы», связанные с психофизиологической перестройкой организма.

Мария Монтессори создала концепцию 4 стадий развития и образования, согласно которой каждые примерно 6 лет жизни ребёнок приобретает новые качественные психофизиологические характеристики и потребности развития, и как следствие, ему требуются новые условия для развития и образования. В Монтессори-методе на каждой из этих стадии развития применяются различные методы и материалы для работы с детьми, которые полностью соответствуют их характеристикам именно на данном этапе развития. Это помогает не только избежать негативных последствий возрастных кризисов, но и достичь максимальных успехов в обучении каждого ребёнка.

Например, у новорождённого работает только ствол мозга, а на 1-м году жизни  развивается как ствол мозга, так и мозжечок, базальные ганглии – поэтому это время жизни критично для развития движений. Даже педиатры оценивают общее развитие младенца по развитию его движений. И становится понятно, почему многие системы «раннего развития» (типа «читать с пелёнок» и т.п.) оказываются на деле несостоятельными, ведь в реальности младенцу ещё «нечем читать» - у него просто ещё не развиты соответствующие отделы мозга…

3-мозгДо 4-5 лет происходит созревание лимбической системы мозга – до этого возраста ребёнок использует эмоционально-образное мышление и восприятие мира. Монтессори называет ребёнка 0-6 лет «сенсорным исследователем» и даёт ему специально созданные дидактические материалы, с помощью которых, используя именно все органы чувств, дети способны овладеть сложными понятиями и навыками значительно раньше и более успешно, чем при традиционном подходе.

С 6-7 лет начинает активно функционировать кора головного мозга – ребёнок начинает пользоваться логическим мышлением, рассуждением, воображением, что в Монтессори-методе мы связываем с началом работы рассуждающего разума и началом интереса к научным фактам и знаниям. Поэтому в начальной школе Монтессори детям даётся возможность изучить все науки на практике, проделывая эксперименты и исследования, делая собственные выводы и учась думать, а не просто запоминать знания. В традиционной школе к изучению различных наук переходят после 5-го класса, в 11-12 лет, т.е. уже после второй «чистки мозга»…

А, с точки зрения Монтессори, в 12 лет наступает новая стадия развития – «социальный новорождённый», когда подросткам становятся важны взаимоотношения людей, а науки уже как раз не интересны… Именно здесь – в законах естественного развития - и есть ответ на вопрос, почему в старших классах массовых школ снижается успеваемость. Монтессори подростковая школа, со своей стороны, готова предложить подросткам реальное участие в жизни и поиск себя с обществе, работая по-настоящему на учебных предприятиях (фермах, мастерских и т.п.) и параллельно обучаясь по индивидуальным учебным планам.

К тому же, кроме общих законов развития человека, существуют индивидуальные особенности развития каждого ребёнка: особенности темперамента, пол, функциональная организация мозга, социальные условия жизни семьи (состав, братья-сёстры, достаток), культурные условия (место жительства, религия, традиции, язык) – каждый человек уникален, так как условия развития никогда не повторяются!

Нам, монтессорианцам, понятно, что массовые методы обучения в детстве совершенно не подходят. Это тем более справедливо, чем младше дети. Ребёнок должен получать стимулы, соответствующие его задачам на каждой стадии (как новорождённый – грудное молоко), иначе нужные навыки не будут развиваться или будут развиваться с трудом.

Главная задача образования – поддерживать развитие на каждом этапе. В Монтессори-методе каждый этап развития рассматривается как самоценный, создаётся соответствующая потребностям ребёнка «подготовленная среда», которая позволяет максимально поддержать развитие способностей на каждом этапе. В итоге – ребёнок может оптимально реализовать свой природный потенциал и оказывается наилучшим образом подготовленным к следующему этапу развития.

Augsburg Park Montessori School - classroomОснова Монтессори-методасвободная работа детей в подготовленной среде.

Преимущество Монтессори-метода – целостная система, в которой теоретическая база подкреплена чёткой технологией создания подготовленной среды со специальными материалами для каждой стадии развития каждого конкретного ребёнка – ведь в Монтессори-классе работа с детьми строится индивидуально.

Подготовленная среда подразумевает условия, созданные специально для детей определённого возраста, включая материалы, оборудование, организацию взаимодействия с детьми, подготовленного взрослого. Дети получают свободу выбора деятельности в разумных рамках. Мария Монтессори заметила, что именно в свободной работе с материалами происходит обучение. Современная наука объяснила этот феномен с точки зрения работы мозга.

Приобретение новых навыков с точки зрения нейропсихологии происходит так: если уже выработан автоматизм, то действия происходят без участия коры головного мозга, на уровне базальных ганглиев (так, например, мы не думаем над каждым своим шагом при ходьбе) – это так называемый «короткий путь нервной системы». Когда же происходит новая ситуация, то подключается мышление, обдумывание – кора головного мозга. Изучение новых движений и действий делает человека умнее, так как расширяется и укрепляется сеть нервных связей.

Освоение новых навыков происходит только при самостоятельном повторении и только при положительном настрое и инициативе самого ребёнка! Если кто-то другой заставляет ребёнка 50 раз собрать пирамидку, то в его мозге ничего подобного не происходит. Вот почему знания, полученные на традиционных уроках в школе, так быстро забываются!

Разумеется, традиционные способы обучения продолжают быть актуальными в очень многих ситуациях и сегодня: классно-урочная система незаменима и экономит массу ресурсов при осознанном обучении, например, групп взрослых, когда все пришли с одинаковой мотивацией для освоения конкретной профессии или овладения иностранным языком. Даже детям, если они собрались в группу по общим интересам и все вместе хотят, к примеру, освоить оригами или авиамоделирование, групповое обучение будет только на пользу.

Мы не противопоставляем Монтессори-метод и классическую систему обучения, мы считаем, что обе они должны применяться грамотно в тех ситуациях, где они приносят пользу.

Что касается развития личности ребёнка и его образования с рождения, то здесь мы полностью согласны с Марией Монтессори, которая говорила, что «образование должно быть помощью жизни» и давать возможность каждому ребёнку реализовать свой человеческий потенциал. А это возможно только при индивидуальном подходе и поддержке естественных законов развития.

Ведь в результате этого развития получается ВЗРОСЛЫЙ – взрослая личность со своими уникальными качествами. Помните, в чём заключается роль ребёнка? – построение психики взрослогоэто первая причина, почему Ребёнок – отец Человека.

Длинное детство человека – возможность овладеть сложной человеческой культурой. Адаптация к своему времени и месту – это не только личная необходимость для каждого, но также – передача достижений человечества из поколения в поколение. Ребёнок – это мост между поколениями, и именно благодаря возможностям его мозга, становится возможным развитие цивилизации вообще. Ребёнок усваивает все достижения и идёт дальше. Успешная адаптация позволяет ТРАНСФОРМИРОВАТЬ среду. Это вторая причина, почему ребёнок – отец Человека, в смысле – отец человечества.

Цель детства – ВЫРАСТИ и стать хозяином своей жизни и этого мира. Никто не может сделать это ЗА ребёнка. Это его собственное достижение и работа. Именно поэтому, ребёнок – отец человека. Как говорила Мария Монтессори, каждый новорождённый – это надежда человечества. Если мы дадим ему возможность впитывать самое лучшее, то он сможет вырасти лучшим человеком и изменить мир и общество к лучшему. Мария Монтессори говорила: «Мы предлагаем революцию в образовании, чтобы все другие революции были не нужны» (Впитывающий разум ребёнка).

Но ребёнок не сможет сделать это в одиночку. Роль взрослых – помочь каждому ребёнку, «чтобы ему не пришлось идти одному».

Земля в руках ребёнка.jpg

Анна Пугачёва
Академический директор Монтессори-школы "Золотая бусина"
(Санкт-Петербург)
Исполнительный директор Фонда Монтессори – филиала AMI в России
Ассистент тренера международного AMI-курса Монтессори 0-3
    (СПб, Россия; Прага, Чехия)
Тренер AMI 0-3 в Программе подготовки тренеров AMI

В статье использованы иллюстрации различных Интернет-русурсов

 

Комментарии
На эту публикацию было отставленно 0 комментариев:

Нет комментариев. Ваш будет первым!