Привязанность и разделение

Просмотров: 5490   |  

Татьяна Пальцева ,
кандидат психологических наук,
Ассистент раннего детства (AMI 0-3),
руководитель Детского Монтессори клуба
«Ладушки» (г. Истра, Московская обл.)

Довольно часто считают, что привязанность - это хорошо, а разделение - это плохо. Но так ли это?

Кажется, что разделение - это негативно, так как разделение предполагает уход.

Но разделение необходимо для возникновения новой привязанности, переходу к новому этапу развития. Наша жизнь - это ряд этапов, ведущих к независимости. Мы помогаем ребенку совершать шаги, ведущие к независимости. Именно независимость помогает человеку создать здоровые отношения с другими людьми. Удачное разделение - успешная новая привязанность. Когда независимость достигает своего предела, то возникает необходимость нового разделения. И так движение идет по спирали.

Первая привязанность, которая возникает у ребенка - это привязанность к маме. И это здорово, потому что именно наличие такой взаимной привязанности позволяет обеспечить ребенку ощущение безопасности, у него формируется базовое доверие к миру, удовлетворяются основные потребности ребенка, происходит его развитие. Сначала это привязанность на физическом уровне, пока ребенок находится в утробе матери. В результате первого разделения-родов  ребенок обретает первую независимость -  он становится отдельным организмом, все его органы начинают функционировать самостоятельно, при этом появляется новая привязанность к материнской груди.

Проходит примерно 9 месяцев, и начинает формироваться эго ребенка, заканчивается период, который Мария Монтессори называла внешней беременностью,  и малыш начинает психологически отделяться от мамы.  Появляется задача дальнейшего развития независимости и самостоятельности. И здесь мы нередко сталкиваемся с тем, что родительская привязанность начинает тормозить или искажать развитие ребенка. Самый яркий пример - это затягивание момента отлучения ребенка от груди. Оговоримся сразу: мы полностью за  поддержку грудного вскармливания. Вопросы возникают, когда приходится решать: когда ребенка  можно отлучать от груди? В Монтессори педагогике раннего детства  оптимальным возрастом отлучения ребенка от груди считается  возраст около 9 месяцев. Какие аргументы при этом приводятся?

- Это возраст, когда грудное молоко уже не может обеспечить потребности быстро растущего ребенка во всех необходимых питательных веществах.
- У ребенка сформировался полноценный пищеварительный процесс, малыш может самостоятельно сидеть.
- У ребенка легко формируется зрительно-моторная координация движения ложки от тарелки ко рту.
- У  ребенка появляются зубы.

Отлучение от груди означает, что малыш может находиться без с мамы  длительное время. Расширяется  круг его возможностей. Устанавливаются новые связи – с людьми, новыми предметами, окружающей средой.

Это способствует новому этапу  развития ребенка,  его гармоничному развитию.

Однако именно этот процесс многие мамы сознательно (или чаще всего бессознательно) начинают тормозить.

Вот аргументы, которые они приводят:

  • "Ребенок просит - значит это ему нужно." Но не все то, что просит ребенок, нужно и полезно: например, если вы возьмете в руки какой-нибудь гаджет, то малыш точно будет тянутся к мелькающему экрану, но это же не значит, что полезно малышу сидеть перед экраном компьютера или с айпадом в руках.
  • "Ребенок так успокаивается." При этом мама дает следующую модель поведения в сложных ситуациях: если ты расстраиваешься - нужно поесть. Так начинают формироваться пищевые нарушения - "заедание" проблем и негативных эмоций.
  • "Я кормлю, потому что есть молоко." Но это взаимозависимые процессы, молоко будет до тех пор, пока ребенок сосет грудь.

Почему же мама на самом деле не прекращает грудное кормление? Ответ нужно искать в ее эмоциональных переживаниях. Конечно, такую чистую и безусловную любовь, наверное, можно получить только от младенца, который целиком и полностью зависит от взрослого. Если малыш становится более самостоятельным, независимым, он меньше нуждается в маме.

Но разделение не означает, что ребенок будет меньше любить родителя: этого не стоит опасаться мамам.

А когда грудное кормление затягивается, малыш сложнее переходит к этапу самостоятельности.

По нашим наблюдениям,  дети, находящиеся на грудном вскармливании после 14 месяцев, дольше адаптируются к тоддлер-группе, сложнее отпускают родителей. Они более беспокойны, что затрудняет установление позитивных отношений с развивающей средой в монтессори группе , они пытаются установить зависимые отношения с кем-то из взрослых, работающих в группе.

Желание все сделать за ребенка: одеть-раздеть его, покормить из ложечки, помочь справится с любым затруднением, не дает ребенку шанса научиться это делать самому, формирует его зависимость от взрослого (мамы, бабушки, няни). Взрослые многие вещи делают за ребенка, потому что так проще, быстрее  и удобнее, чем ждать, когда ребенок сам научится это делать.

Однако самостоятельность ребенка к 3 годам уже должна быть сформирована. "Я сам!" - говорит ребенок. Взрослые же часто откладывают эту самостоятельность на потом: он же еще маленький! А потом вдруг спохватываются в младшем школьном  или подростковом возрасте, почему же ребенок такой несамостоятельный? При гиперопеке ребенок привыкает, что все решения принимаются за него. При этом у него возникает неуверенность в себе, неспособность принимать самостоятельные решения, зависимость от оценки взрослого. И с возрастом преодолеть эти проблемы становится непросто.

Таким образом хочется еще раз подчеркнуть: если какое-то разделение не происходит или происходит не полностью, то это влияет на все последующие привязанности и разделения. Это может влиять на то, как выстраиваются  отношения с другими людьми, на личностные качества маленького человека, его успешность в будущем. Все, что происходит в начале жизни   человека самым непосредственным образом будет влиять на то, что будет происходить  с ним позднее - во взрослой жизни.

Поэтому разделение – очень важный процесс. Необходимый и позитивный. И педагогам и психологам важно объяснять родителям своевременность и необходимость  привязанности и разделения на различных этапах жизни ребенка.

Комментарии
На эту публикацию было отставленно 1 комментарий:
Asik Ответить 1 декабря 2014 в 15:10  |   0
Полный бред, покормить ровно 9 месяцев, отлучит, чтобы ребенок был быстрее самостоятелен, потому что у негго есть уже много зубов, может сидеть..... Почитайте исследования ученых про пользу длительного грудного вскармливания и как раз именно оно, помогает ребенку легко и без проблем адаптироваться в коллективах в будущем!!!!!!