Развитие движения помогает нам мыслить: почему упражнения практической жизни являются фундаментом обучения

Развитие движения помогает нам мыслить: почему упражнения практической жизни являются  фундаментом обучения

Сеть центров «Логопрогноз» (г. Санкт Петербург) создана более четверти века назад. Их задача - помощь детям с различными нарушениями речи, поведения и развития. В одном из центров, руководителем которого является  логопед, кандидат педагогических наук Виктория Ефимова, был создан «Класс упражнений практической жизни».  В нем дети осваивают навыки практических действий: переливания и пересыпания, уборки, стирки и тд.

Журнал «Монтессори-press»: - Виктория,   зачем в  центре, в котором помогают детям с проблемами речи и развития им нужно учиться подметать, пересыпать, чистить, стирать?

Виктория Ефимова

- Это вопрос мы нередко слышим от родителей.  И нам  нелегко объяснить  необходимость данного обучения. Приходится объяснять связь между педагогикой и физиологией. Ведь существует научно обоснованное мнение о том, что «то, что позволяет нам двигаться - позволяет нам и думать».

Что же кажется странным для родителей? Мы привыкли  воспринимать учебный материал из учебника или от педагога. Если родители видят в руках ребёнка миску и ложку,  кувшин и крупу в качестве учебного пособия  – это их скорее настораживает, или кажется недостаточно ценным.  Мы привыкли к пассивному методу обучения: нас учат.

Всем знакома теория условногго рефлекса. Согласно этой знаменитой теории И.П.Павлова, ученик в процессе обучения может быть абсолютно пассивен, а результат обучения зависит исключительно от учителя. Современник Павлова Н.А.Бернштейн утверждал, что применение теории условного рефлекса в педагогике не что иное, как недомыслие, узкое восприятие возможностей ребёнка.

Как же формируется навык? Если рассматривать получение навыка с точки зрения условного рефлекса, то для его формирования нужно лишь многократное повторение одного и того же. Если же пронаблюдать за ребёнком, выполняющим какое-то движение в практической жизни, допустим, он пересыпает крупу, то это движение будет меняться в зависимости от поставленной цели. Бернштейн называл эту цель «потребным будущим».

Схематически это можно представить так:

 

Структуры человеческого мозга, а именно мозжечок и базальные ганглии, всё время сравнивают результат  с вышеуказанным «потребным будущим».

Существует горизонтальный подход к изучению работы мозга, когда нарушения в его работе расцениваются, как нарушение взаимодействия между его полушариями. Но есть и «вертикальный» подход, согласно которому в течение всей жизни мозг работает в думающем режиме.  В автоматическом  режиме происходит 90% того, что мы делаем. Соответственно наш мозг владеет ресурсом для думающего режима, когда он вынужден действовать  в незнакомой ситуации.

Журнал «Монтессори-press»: Расскажите пожалуйста  о теории  «Созревания уровней движения»

Виктория Ефимова

- Это   теория Н.А.Бернштейна. Она заключается в постепенном формировании уровней управления движениями.

Уровень А –  уровень тонуса и осанки. (За ее формирование отвечают ствол мозга, мозжечок и спинной мозг).  Отвечает за тонус и положение тела в пространстве. Это основа для всех других уровней. Нарушения этого уровня может наблюдаться у людей в любом возрасте. Если ребёнок тренируется что-то переносить на подносе из одного места в другое, то это и есть тренировка данного уровня управления движениями в практической жизни.

Уровень В – двигательной автоматизации. ( Базальные ганглии). Отвечает за движения, которые мы выполняем автоматически. Все наши навыки, доходя до автоматизма, опускаются на этот уровень. В практической жизни ребёнок повторяет движения, пока не сможет делать их автоматически, тем самым ликвидируя возможные нарушения на этом уровне.

Главное, что мы должны донести до родителей -  что пока у ребёнка не выстроены уровни А и Б,  ему довольно трудно развиваться дальше. Именно это и происходит в Монтессори-классе в упражнениях практической жизни. 

Особое внимание стоит уделить вопросу, что же такое базальные ганглии. Эти части мозга отвечают за:

  • выработку навыков;
  • выбор и категоризацию;
  • торможение неуместных движений и мыслей;
  • усиление уместных мыслей и движений;
  • старт и стоп движений и мыслей.

Уровень С –  движение в пространстве (За его развитие отвечают таламус, зрительный бугор, стриатум, мозжечок, первичная моторная и сенсорная кора). Это всё, что связано с движениями в пространстве. Ребёнок со слабым уровнем «С» может не заметить летящий мяч, либо увидеть его непосредственно перед лицом. На этом уровне происходит «сенсорная интеграция», когда мозг собирает информацию от всех органов чувств и принимает решение, что с ней делать дальше.

Уровень D –  уровень действий с предметами. (За его развитие отвечают сенсорные  и премоторные зоны коры мозга.) На  этом уровне происходит основная деятельность в Монтессори-классе. Работа с предметами, когда совершение движений требует предварительного обдумывания.

Уровень Е – Уровень развития интеллекта, речи, письма, чтения, абстрактного мышления. (Кора мозга)

Журнал «Монтессори-press»: Значит, практические действия типа пересыпания, переливания, подметания, стирки и тд. помогает развитию мышления ребенка, развивают интеллект?

Виктория Ефимова

- Да, именно это мы и стремимся донести до родителей.     Создание  для детей условий для развития навыков практической жизни – важнейший фактор их успешного  интеллектуального развития.  В Монтессори-классе для этого создается специальное пространство Упражнений в практической жизни. Такое простантво мы сздали и в нашем центре.   Нейродинамическая  гимнастика тренирует не только тело, но и мозг. Все предметы в пределах класса подобраны не случайно. Любое действие ребёнка здесь интенсивно будет развивать его мозг. Пространство класса всё время меняется, тем самым усложняя задачу для мозга. Учеба построена на свободном выборе действий ребёнка, чтобы он испытывал максимальное удовольствие от процесса. Опытный инструктор ненавязчиво направляет его действия в необходимом русле для правильного развития.

Журнал «Монтессори-press»: Какое время ребенку требуется для освоения каждого уровня?

Виктория Ефимова

-  Это индивидуальный процесс для каждого ребенка.  Согласно последним научным исследованиям, к семи годам ребёнок проходит  этапы развития до уровня D.  Дети не случайно идут в школу  в 7 лет. Уровень Е (интеллект, абстрактное мышление), созревает у человека к 28-30 годам. У некоторых людей он не созревает вообще. Поэтому так важно вовремя дать основу ребёнку, состоящую из развития уровней А, Б и С для его полноценного развития.

                           Записала Жанна Лукина

Комментарии
На эту публикацию было отставленно 0 комментариев:

Нет комментариев. Ваш будет первым!