Хилтунен Елена Александровна

Хилтунен Елена Александровна
 

Журналист, педагог,  автор  книг о воспитании детей в духе педагогики Монтессори (в том числе: « Практическая Монтессори-педагогика»,  «Уроки на корточках», «Упражнения с Монтессори-материалом» и другие).

Пропагандист, инициатор и родоначальник возрождения Монтессори-движения в России. Обладатель международного педагогического сертификата немецкой Академии развивающей реабилитации.

Эксперт Ассоциации Монтессори-педагогов России,

Председатель московского педагогического клуба «Монтессори-сити».

 

- Елена Александровна, к кому бы я ни обращалась с вопросом, как идеи Монтессори вошли в  их жизнь – будь то  заведующая  детским садом в Крылатском  или известные  теперь уже   российские монтессори- педагоги, ученые  -   все они называли  Ваше имя. Вспомните, пожалуйста, ощущения, которые  испытали Вы,  впервые попав  в 1989 году в  голландскую школу Монтессори?

 

-К сожалению, я не знала тогда, кто такая Мария Монтессори, и в чем смысл ее педагогики. Меня удивило и вдохновило, что дети в этой голландской школе учились абсолютно самостоятельно, без видимой помощи взрослых. Они были разного возраста, но занимались вместе и могли войти в любую классную комнату. Учителя лишь изредка подходили то к одному, то к другому, откликаясь на их просьбы. Сразу было видно, кто в этой школе главные люди, а кто – лишь помощники. Позже я узнала, что М. Монтессори отрицала необходимость традиционной  роли педагога в процессе воспитания, считая, что взрослый навязывает ребенку собственную систему ценностей и установок и тем самым тормозит его  естественное развитие. В школе Монтессори работа воспитателя ориентирована на самообучение детей, то есть,  дети сами вольны выбирать занятие и время работы с тем или иным дидактическим материалом.  Мне это казалось тогда  необычным и заманчивым, ведь я была выпускницей Московского педагогического университета, где нас учили совершенно другим  методам  воспитания. Естественно,  мне захотелось  создать школу Монтессори в России.   

 

- При каких обстоятельствах   произошла Ваша  встреча с Клод Вайс, ученицей М.Монтессори? 

 

-  В конце 80-х  моя семья гостила в одном из замков великого герцогства Люксембург, хозяин которого познакомил меня с  француженкой  Клаудио Вайс. Она подарила мне коробку с несколькими старинными Монтессори-материалами и толстым фолиантом 1916 года издания. Эта была работа Марии Монтессори «Мой метод. Начальное обучение». Клод сказала, что эти вещи когда-то принадлежали Марии Монтессори, и теперь я должна перевезти их в Россию и хранить именно в этой стране.  Ее просьба была исполнена. Рамочка со шнурками, барические таблички, старинные счеты и доски Сегена хранятся теперь в моем доме, а фолиант  с помощью моей ученицы и коллеги Людмилы Печатниковой переведен на русский язык и издан в издательстве «Астрель».  

 

- Известный ученый, профессор, специалист по  истории педагогики  М.В.Богуславский  назвал как-то Марию Монтессори мессией. Она не обращала внимания на критику, считая, что путь ее предначертан свыше. У Вас не возникало подобного чувства? 

 

-Нет. Я никогда не думала о Марии Монтессори, как о мессии. Она, безусловно, была выдающимся философом, психологом, педагогом своего времени, имела много учеников и последователей, создала революционную систему воспитания детей, о которой написала  много прекрасных текстов, но мессия – это, по-моему, произведение религиозного сознания людей. Думаю, не стоит возводить имя Марии Монтессори столь высоко.   

 

- В чем особенности российской Монтессори-педагогики? 

 

-Должна сказать, что на свете не существует ни российской, ни итальянской, ни немецкой, ни американской никаких других Монтессори-педагогик. Есть только та, что придумана конкретным автором – самой Марией Монтессори. Об этой педагогике можно прочитать в ее книгах. Но в то же время любой последователь этой  системы, в какой бы стране он ни жил, разумеется, привносит в нее свой жизненный опыт, талант, миропонимание, свой характер. Поэтому школы Монтессори в мире и похожи и не похожи друг на друга. То же  можно сказать и о российских школах Монтессори. Все зависит от людей, которые их организуют. 

 

- Ваше отношение к группам   до 3-х лет « Вместе с мамой!»?

 

- Отношусь к ним  осторожно.  Думаю,  такие группы больше нужны мамам, чем детям. И работать в них должны профессионалы по работе не с детьми, а с родителями. Не думаю так же, что организаторам таких групп надо связывать свою работу с именем Марии Монтессори, хотя понятно, что это имя служит своеобразной рекламой. Сама же М. Монтессори открыла курсы для наставниц,  работающих с мамами таких малышей, когда ей было 77 лет. Курсы длились целый  год с ежедневными занятиями. А практику наставницы проходили в семьях, где только что родился малыш. Они бесплатно помогали мамам по хозяйству и уходу за ребенком, рассказывали, как надо обращаться с малышом, если для него выбран путь свободного развития, помогали создавать домашнюю развивающую среду.

Не трудно заметить, что группы «Вместе с мамой» сегодня очень популярны  в России. В большинстве своем они коммерческие. Родители готовы платить немалые деньги за посещение детской развивающей среды, так как не у всех есть возможность создать такую среду дома. Тут можно сказать только одно: были бы чисты помыслы тех, кто организует подобные  группы. 

 

- Как Вы  можете определить состояние  Монтессори-педагогики в России в настоящее время? 

 

-Главное, что произошло за последние годы,  можно назвать открытием заново этого педагогического направления. Сегодня большинство педагогов, да и родителей, знают имя великой итальянки и, хотя нередко  поверхностно, но все же знакомы с педагогикой, которую она придумала.  Популярность Монтессори-педагогики в России, безусловно, растет. Но в то же время она не становится легальной. То есть, в официальном перечне образовательных учреждений все еще не найдешь детских садов и школ Монтессори. И нет государственных документов, которые узаконили бы их статус. Возможно, этим педагогическим направлением воспользуются  учреждения дополнительного образования, особенно детские и родительские клубы по месту жительства, как, собственно, это и было 100 лет назад в Италии.  

 

- Продолжите фразу « Мария Монтессори – это………»

 

… символ свободной педагогики 20 века. 

 

- За что Вы благодарны Марии Монтессори?

 

Она открыла для меня удивительный мир детей.

 

 

 

Комментарии
На эту публикацию было отставленно 0 комментариев:

Нет комментариев. Ваш будет первым!