Новый год у ворот!

Рейтинг:
0
  |  
Просмотров: 4977   |  


 

Разработала

Манашкина Татьяна Сергеевна

Монтессори-педагог высшей квалификационной категории,

г.Оленегорск

 

Цели:

  • Расширить представления детей об окружающем мире
  • Систематизировать знания детей об изменениях в живой и неживой природе в зимний период
  • Закреплять знания об обычаях и традициях празднования Нового года в нашей стране, других странах
  • Прививать любовь к природе родного края
  • Учить бережно и чутко относиться к животным, птицам
  • Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества
  • Укреплять здоровье детей

 

Цикл занятий:

  1. «Снежная радость»
  2. «Что такое Новый год?»
  3. «Где живет Дед Мороз?»
  4. «Похождения братьев Морозов»
  5. «Снеговик – почтовик»
  6. «Новогодние путешествия по странам»
  7. «В гостях у Снегурочки» – творческая мастерская

 

Целевые прогулки и экскурсии:

1. «В гости к елочке» – прогулка в лес.

2. «Еловыми тропами» – экологический лабиринт на территории детского сада.

 

Зимние забавы, развлечения

Связь с узкими специалистами:

1. Работа с руководителем изостудии.

Творческая мастерская «В гостях у Снегурочки».

2. Работа с музыкальным руководителем:

Новогодний утренник «Новый год у ворот»

Развлечение совместно с детьми-выпускниками «Веселые вытворяшки»

Инсценирование русской народной сказки «Девочка Снегурочка».

3. Работа с инструктором по физкультуре:

Прогулки на участке детского сада «Зимние забавы»

Прогулки за территорию детского сада «Экологический лабиринт», «В гости к елочке».

 

Работа с родителями:

1. Сопровождение детей во время экскурсии в заповедник.

2. Изготовление снежных построек на участке.

3. Подготовка костюмов к новогоднему празднику.

4. «Хоровод новогодних елок» – поделки вместе с детьми.

5. Составление рассказов с детьми «Как мы встречаем Новый год дома».


Занятие I

 

Цели:

  • Закрепить знания о животных, их среде обитания, образе жизни
  • Развивать диалогическую речь
  • Поддерживать интерес к русским народным сказкам, стихам
  • Учить использовать в речи образные слова и выражения
  • Развивать воображение, фантазию
  • Вызвать желание проявить заботу о зимующих птицах

Материал:

Коврик, игрушки: Олень, Медведь, Мальчик, Птичка, Слон.

Иллюстрации с изображением зимних забав.

Карточки, где печатным шрифтом написаны слова: лыжник. В сугроб, упал.

Рисунки с изображением сугроба в виде льва, кролика, снежного кома.

 

Ход занятия

 

 

Приветствие

Здравствуй, небо,

Здравствуй, солнце,

Здравствуй, земля,

Здравствуй, планета наша – Земля!

Здравствуй, наша большая семья!

 

Речевая разминка. Стихотворение «Снегопад» (И. Лопухина)

 

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю…СНЕГ.

С неба все скользят пушинки –

Серебристые …СНЕЖИНКИ.

Кружатся над головою

Каруселью …СНЕГОВОЮ.

На проселки, на лужок

Все снижается …СНЕЖОК.

Вопросы:

– О каком времени года говорится в стихотворении?

– Почему вы так думаете?

– А что такое зима?

 

Инсценирование сказки «Какая бывает зима?»

 

– Какая бывает зима? (лютая, вьюжная, холодная, снежная и т.д.)

– А вот как на этот вопрос отвечают Мальчик, Птичка, слон, Олень и Медведь.

(Педагог на коврик поочередно выставляет героев сказки).

– Спросили однажды у Слона:

Какая бывает зима?

– А что это такое? – удивился Слон.

– Дети, почему Слон ответил так?

– Правильно, это южное животное, там, где обитает Слон, не бывает зимы.

– Тогда спросили у Северного Оленя:

– Может быть, ты ответишь, какая бывает зима?

– Зима бывает очень долгая,– сказал Олень. – Она у меня на Родине длится целый год. А когда год кончается, то зима начинается снова.

– Почему же для Оленя зима длится целый год?

Затем спросили у Красногрудого Снегиря:

– А по-твоему, какая бывает зима?

– Зима бывает трудная, – пропищал в ответ Снегирь.– Хорошо, если не позабудут насыпать хлебных крошек в кормушки. А, если забудут, то где их найдешь?

– Подумайте, дети, какую помощь мы можем оказать птичкам зимой?

Спросили тогда у Медведя:

– А ты что думаешь, Топтыгин? Какая бывает зима?

– А чего про нее говорить-то, – пробурчал Медведь.– Ведь зима бывает короткая – тянется всего одну ночь! Заснешь в берлоге зимой, а проснешься, уже – весна.

– Почему Медведь не замечает зиму?

– Да, он впадает в спячку в своей берлоге и спит всю зиму.

Еще спросили у Мальчишки:

– Ну-ка, скажи ты, какая бывает зима?

– Зима бывает веселая! – крикнул мальчишка. – Зимой …

– Почему Мальчик так сказал – веселая?

– Что он хотел сказать дальше?

– Послушайте, дети, как ответил Мальчик: – Зимой все катаются на санках, на коньках, лыжах! А еще играют в снежки! Вот какая бывает зима!

– Ваши ответы совпали с ответами Мальчика. Но не только дети, а и взрослые любят это время года за зимние радости.

 

Физминутка. «Лыжник»

 

Утром кататься на лыжах пошли.

Быстро на лыжах до леса дошли.

Время к обеду – весь лес обошли.

Дружно на лыжах домой мы пришли.

Составление предложения из четырех слов.

СУГРОБ В ЛЫЖНИК УПАЛ

– Дети, как объяснить, что такое сугроб?

– Как они образуются?

(Снегоуборочные машины, работа дворника, с помощью метели, …).

 

Занятие II. «Что такое Новый год?»

 

Цели:

  • Продолжать учить детей по существенным признакам и предметам определять времена года.
  • Закреплять названия зимних месяцев, учить называть приметы и признаки зимы.
  • Познакомить с понятием календарь.
  • Развивать ассоциативное мышление.
  • Обогащать активный словарь.
  • Развивать координацию движений
  • Создать детям радостное настроение.

Материал: дидактический материал «Круглый год», мяч, ленты, символы по временам года, коврик, разные календари, микрофон.

 

Ход занятия

 

1. Приветствие

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг, и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

2. Упражнение «Времена года»

(На коврике по углам расположены символы, определяющие времена года. Их соединяют дорожки из ленточек. Дети прокатывают мяч по дорожке, сопровождая действие двустишиями).

За зимой идет весна,

Снова будет не до сна.

За весною будет лето –

Не забудем мы про это.

А потом приходит осень,

Хоть ее мы и не просим.

А за осенью – зима,

Заморозит все сама!

3. Дидактическая игра «Круглый год»

(По принципу складывания паззлов выстраивается круг, состоящий из 12 частей. На каждой из них написано название месяца).

4. Знакомство с календарем

  • Дать понятие, что такое календарь. Установить взаимосвязь, что в календаре указаны все месяцы, которые только что объединяли в круг.
  • Двенадцать месяцев – это год.
  • Выделить зимние месяцы, назвать их.
  • Обратить внимание, что каждый новый год начинается с января.

5. Физминутка

Наш орешек не простой,

Он волшебный, золотой.

Исполняет все желанья,

Выполняет все заданья.

Мы орешек по-ка-та-ем,

Мы орешек по-сту-чим,

Мы с орешком по-иг-ра-ем,

Никому не от-да-дим!

 

6. Чтение стихотворения «Что такое Новый год?».

7. Интервьюирование детей на тему «Что такое Новый год?».

8. Практическое задание:

Совместное изготовление зимнего календаря.

 

Занятие III. «Где живет Дед Мороз?»

 

Цели:

  • Познакомить детей с историей празднования Нового года в России. Дать сведения, где живет Дед Мороз.
  • Обогащать лексику словами – антонимами.
  • Активизировать память, воображение.
  • Воспитывать интерес, любознательность.

Предварительная работа: с мамой и папой составить рассказ «Как мы встречаем Новый год дома», с детьми младшего дошкольного возраста нарисовать рисунок.

Материал: колокольчик, игрушка Дед Мороз, иллюстрации из журнала «Великий Устюг – родина Деда Мороза».

 

Ход занятия

 

1. Приветствие с использованием колокольчика

Дети передают друг другу колокольчик, произнося при этом такие слова:

– Здравствуй, Оля. Дин-дан-дон.

– Здравствуй, Анечка. Дин-дан-дон. И так далее.

2. Загадка про Деда Мороза

У избы побывал –

Все окно разрисовал,

У реки погостил –

Во всю реку мост мостил.

3. Рассказ педагога о том, где живет наш Дед Мороз

Российский Дед Мороз живет в старинном русском городе, который называется Великий Устюг. С помощью иллюстраций показать красоту природы России, старинного города на реке Сухоне. Познакомить с обычаями русского народа в праздновании Нового года. Обратить внимание на национальные костюмы Деда Мороза и Снегурочки, на то, что разъезжает Дед Мороз на санях, запряженных лошадьми, на угощенья, стихи и песни, где прославляется Дед Мороз; на заклички. Вспомнить, как обычно зовут Деда Мороза на Новогодних праздниках.

4. Физминутка

В наших тепленьких сапожках

Мы потопаем немножко.

Руки тоже мы согреем и

Похлопаем скорее.

Рукавицы мы надели,

Не боимся мы метели.

Мы с Морозом подружились,

Как снежинки закружились.

5. Игры с игрушкой Дедом Морозом

«Делай, как я» (разминка).

«Вспомните и назовите сказки, где встречается Дед Мороз». (Мороз хвалит детей, кто больше назовет сказок).

«Назови наоборот» (Дед Мороз называет первое слово, а дети подбирают антоним:

Добрый – злой

Старый – молодой

Сладкий – кислый

Слабый – сильный

Храбрый – трусливый и так далее.

6. Подвижная игра «Два Мороза»

Младшие дети раскрашивают «подарки» Деда Мороза (по трафарету нарисованы елочные игрушки в виде шаров, шишек).

Старшие дети по точкам вырисовывают образ Деда Мороза.

 

Занятие IV. «Похождения братьев Морозов»

 

Цели:

  • Учить соотносить описание природы в стихах и прозе с определенным временем года
  • Закрепить названия зимних месяцев
  • Учить делать выводы, умозаключения во время обсуждения пословиц или поговорок, отгадывания загадок
  • Развивать творческое воображение
  • Воспитывать чувство взаимопомощи и товарищества

Материал: счетные палочки, карточки для записывания ответов на загадки, иллюстрации с изображением братьев Морозов.

 

Ход занятия

 

1. Приветствие

Утром солнышко встает,

Всех на улицу зовет.

Выхожу из дома я:

«Здравствуй, Родина моя!»

2. Рассказ педагога о природе на тему «Похождение братьев Морозов»

3. Задания для детей

– Вспомните пословицы и поговорки, которые встречаются в сказке.

«Береги нос в большой мороз».

«Снега надует – хлеба прибудет».

«Ученье без уменья не польза, а беда».

– Объясните смысл поговорки.

– Отгадайте загадки (карточки заранее подготовлены)

Гуляю в поле,

Летаю на воле,

Кручу, бурчу,

Знать ничего не хочу. (Метель)

 
           

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь. (Снег)

       

Рыбам зиму жить тепло:

Крыша – толстое стекло. (Лед)

     

Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом,

Шьет пуховые перины,

Разукрасил все витрины. (Зима)

       

4. Физминутка. «Игра в снежки»

Из мокрого снежного белого кома

Мы снежную бабу слепили у дома.

Стоит наша баба у самых ворот,

Никто не проедет, никто не пройдет.

Знакома она уже всем во дворе,

А Жучка все лает: «Чужой во дворе».

4. Задание детям. «Собери снежинку» (из палочек):

– по образцу

– по замыслу.

 

Занятие V

Цели:

  • Развивать фонематический и речевой слух
  • Формировать пространственные представления
  • Развивать память, внимание, мыслительные операции
  • Совершенствовать речь детей, учить поддерживать беседу, понимать вопрос. Отвечать обдуманно, связно, используя в речи многосложные ответы
  • Воспитывать умение и терпение внимательно слушать друг друга

Материал: фланелеграф или индивидуальный коврик; геометрические фигуры для составления снеговика, домика, елочки; конверт.

Ход занятия

1. Приветствие

«Собрались все дети в круг…»

2. «Слоговой аукцион» (к данному слогу добавить другой)

Ко-…(ни)

Ко-…(т)

Ко-…(вер)

Ка-…(ша)

Ка-…(мень)

Как-…(тус)

3. Составление снеговика из геометрических форм, елочки, домика

– Что слева? Справа? Посередине?

– Что находится между домиком и елочкой?

– А теперь?

– Что справа от елочки?

– Сделайте так, чтобы Снеговик находился рядом с домиком.

4. Физминутка «Снеговик»:

– Лепим мы снеговика

Из пушистого снежка.

Вот какой он первый ком!

Вот какой большущий он.

Ком второй чуть-чуть поменьше,

Третий – это голова,

Шляпа будет из ведра,

Нос – морковка,

А глаза – два веселых огонька.

Вот какой веселый он;

Он смеется до ушей, –

Веселит он малышей.

5. Беседа с детьми на тему «Как люди в Новый год поздравляют друг друга» (дарят подарки, отправляют поздравительные открытки, посылки, письма и т.д.)

– Человек какой профессии помогает людям получать письма, открытки, телеграммы от родных, близких людей, друзей? (Почтальон)

– Вспомните, кто в новогодней сказке был почтальоном, который с большими приключениями, но доставил письмо Деду Морозу от ребят? (Снеговик)

– Как называется эта сказка? (Снеговик-Почтовик)

– Может быть, и вы хотите о чем-то попросить Деда Мороза к Новому году?

– Тогда давайте нашего Снеговичка превратим в Почтовичка. (Прикрепить к Снеговичку почтовую сумочку)

6. Составление письма с пожеланиями от детей для Деда Мороза. (Написать письмо, заклеить конверт, написать адрес).

7. А вот какие приключения ждали Снеговика в детском саду, мы сейчас увидим. (Просмотр фрагмента сказки в видеозаписи «Снеговик-почтовик»).

 

Творческая мастерская «В гостях у Снегурочки»

 

Цель:

  • Закрепить умение подбирать эпитеты к образцу сказочного положительного героя (Снегурочка)
  • Учить детей создавать и дарить радость другим
  • Развивать самостоятельность, творчество, воображение, сотрудничество между детьми
  • Закреплять навыки и умения в работе с бумагой, ножницами, клеем
  • Воспитывать аккуратность и эстетический вкус

 

Ход занятия

1. Беседа «Для чего люди дарят друг другу подарки?»

2. Рассматривание подарков, поделок в книгах и журналах, которые можно сделать своими руками.

3. Изготовление новогодних игрушек для украшения городской елки.

4. Изготовление силуэтной елочки с пожеланиями на Новый год.

Комментарии
На эту публикацию было отставленно 0 комментариев:

Нет комментариев. Ваш будет первым!