XIII Конференция «Montessori-Europe»

Просмотров: 1993   |  

В Риме прошла  XIII ежегодная конференция "Montessori-Europe". Почти 450 участников из 29 стран собрались в столице Италии   в одном из залов  римского университета чтобы принять участие в мастер классах, пообщаться с коллегами из разных стран.  Тему этого года организаторы посвятили воображению -  «Firing the imagination»      Российская делегация в этом году    была особенно многочисленной . 15 педагогов и руководителей монтессори площадок  приехали в столицу Италии из Москвы, Подмосковья, Мурманска, Владивостока.

- Я рада приветствовать вас на родной земле Марии Монтессори, в удивительном городе, где  105 лет назад была открыта первая  Casa Bambini,-  обратилась к  участникам Президент  «Montessori-Europe» Гудула  М. Кнебель  (Gudula M. Knebel). -
Рим – поистине уникальный город, и не только потому, что это одна  из древнейших красивейших столиц  Европы. Его по праву можно назвать родиной Монтессори образования.

Гостей приветствовал  исполнительный директор AMS (Американского Монтессори общества ) Ричард Унгерер ( Richard A.Ungerer).

- Мы должны устранять различия в понимании метода и находить то, что нас объединяет, - отметил он. – Научные исследования, образовательные программы, подготовка педагогов – вот то, что мы можем и должны осуществлять совместно!

Ключевым докладчиком форума стал  профессор Михай Чикзенмихай  Prof. Dr. Mihály Csíkszentmihályi (США). Он поделился результатами  исследований, которые проводились  с детьми публичных и монтессори школ США. В частности, он привел  интересные данные: высокую мотивацию к учебе проявляют  40% учеников школ Монтессори. В  обычных школах этот показатель  не превышает 26%. Он остановился также на таком понятии, как «поток опыта», дал его характеристику и остановился на  особенностях (ясность цели, незамедлительная обратная связь, баланс  и т.д)

Профессор Римского университета Клара Тонар (Clara Totnar)  посвятила свое выступление проблемам воображения и творчества. Профессор из Нидерландов Х. Хонинг  ( Henkjan Honing)  увлек слушателей своим  докладом  о музыкальности и слухе. Он еще раз подтвердил, что обучение музыке, развитие слуха влияет на развитие интеллекта и повышение обучаемости.

В мастер-классах приняли участие  педагоги и тренеры из Германии, Италии, Нидерландов.  В холле были выставлены монтессори материалы фабрик-производителей  «Гонзагареди» (Италия) и «Ниенхаус» (Нидерланды).

В программу конференции  были включены посещения Монтессори школ. К сожалению, в связи с тем, что это мероприятие проводилось без участия национальной итальянской Монтессори Ассоциации, выбор школ  оказался случайным и  явно разочаровал  делегатов международного форума.

Несколько участников  российской делегации  самостоятельно отправились в Кьяровалле – небольшой городок  в 4 часах езды от Рима – родину  Марии Монтессори. Им удалось посетить  музей, расположенный в доме, где она родилась и прожила первые три года своей жизни.  Итальянские коллеги помогли организовать визит в  единственную в этом городке муниципальную монтессори школу.

Посещение Casa Bambini - первого сада, открытого в 1907 году Марией Монтессори в беднейшем районе Сан-Лоренцо, тоже не входило в официальную программу.

- Этот визит стал для нас настоящим паломничеством, - признались Татьяна Вышина, Олеся Глотова, Елена Тимошенко, Надежда Смирнова. -  Мы сами искали, ехали, шли к этому историческому месту... Миф о том, что сейчас там только мемориальные доски - развеян! Да, они есть, но там есть главное - в комнатах на 1 этаже жилого дома с крутой лестницей и скульптурой Девы Марии в нише под потолком - все так же звучат детские голоса; во внутреннем дворике они по-прежнему бегают и играют и по-прежнему в классах сосредоточенно занимаются с монтессори материалами. Здесь две монтессори-группы муниципального сада и невероятная энергетика!

По итогам работы форума была принята Декларация.

Следующая конференция пройдет в Будапеште в октябре 2013 года

Мы попросили коллег поделиться своими впечатлениями об этом  визите в Италию.

Мария Каныгина (г.Мытищи)

- В целом поездка оставила приятное впечатление, хотя были  неисполненные ожидания  по визитам в монтессори-сады. Заметны были и  некоторые организационные проблемы. Но наряду с этим было замечательное общение с коллегами. Запомнилась поездка в родной город М.Монтессори и незабываемые эмоциональные впечатления от посещения Casa Bambini. Это было соприкосновение с историей, удалось ощутить дух и энергию другого времени!

Наталья Ушарова (г.Долгопрудный)

- Это не первое мое посещение конгресса «Монтессори Europe» и уже есть, с чем сравнить.  Если честно, именно в Риме ожидалась организация более высокого уровня, ведь так много связывает этот город и монтессори педагогику.  Но, несмотря на это, была интересная работа в рабочих группах. Были замечательные и зажигательные выступления со сцены. Очень запомнилась и понравилась  презентация профессора Dr Henkjan Honing о нашем восприятии музыки, об интересных исследованиях в этом вопросе. Интересно было еще раз услышать факты, подтверждающие влияние хорошей музыки на развитие способности к обучению и восприятию мира. Ну и, конечно, бесподобен был сам Рим! И то, что российская делегация была в этот раз такой большой, было просто замечательно! Это позволило нам активно общаться и делиться опытом!

Олеся Глотова (г. Ивантеевка)

- Самым запоминающимся для меня событием конгресса стал мастер класс «Set fire to “teachers imagination»! Элизабет Матиссен (Drs. ElisabethC.J. Mattijssen)  и  Drs. WardvandeVijver. Они обратили внимание на то, как изменился мир и ребенок по сравнению с началом прошлого века, и высказали спорный тезис о том, что многие принципы монтессори-педагогики устарели. Они призывают уходить от жестких алгоритмов презентаций и давать детям большую свободу в самостоятельной интерпретации монтессори-материалов, а роль монтессори-педагога нидерландские коллеги видят в умении поставить перед ребенком проблемно-поисковую задачу. Drs. ElisabethC.J. Mattijssen привела конкретные примеры таких заданий с использованием классического математического монтесори-материала.

Творчество с точки зрения авторов семинара рождается в процессе дискуссии, когда происходит обоюдный обмен мыслями, смыслами, открытиями. Drs. WardvandeVijver советует иметь в каждой монтессори-группе не только места для индивидуальной работы, но и стол для 3-4 человек, за которым дети могли бы делиться своими идеями друг с другом. «Думай-Говори-Делись» - вот формула творчества, которую они предлагают, причем  как для детей, так и для педагогов.

В любом научном форуме общение с иностранными коллегами, в результате которого сталкиваются разные мнения, взгляды, позиции, убеждения, пожалуй, самое ценное. Конгресс в Риме – не исключение. И, несмотря на то, что не вся программа конференции оправдала мои ожидания, идеи и впечатления, привезенные из вечного города, станут для меня источником вдохновения в этом учебном году.

 

Комментарии
На эту публикацию было отставленно 0 комментариев:

Нет комментариев. Ваш будет первым!