Семинар в Томске

Просмотров: 2030   |  

Семинар в ТомскеВ рамках международной сессии «Свобода и ограничения в образовании» в Томске с 13 по20 ноября под патронажем Департамента образования администрации г.Томскаи Межрегиональной Монтессори Ассоциациив МДОУ детском саду № 4 «Монтессори» прошел семинар «Космическое образование: философия и практика», в котором приняли участие около 70 педагогов из разныхуголков нашей страны – Москвы, Санкт-Петербурга, Барнаула, Новокузнецка, Ревды, Томска, Омска, Красноярска и других.Вел семинар Джос Веркховен (JosWerkhoven) – Монтессори-педагог с 30-летним стажем, тренер национальной Монтессори Ассоциации, автор и разработчик Монтессори-материалов (в том числе по математике и космосу).

Джос предложил слушателям  лекцию о современном взгляде на философию Марии Монтессори. Были затронуты идеи классического подхода космической теории Марии Монтессори, а также представлены ее современные интерпретации, с учетом последних исследований. Начал голландский коллега с того, что показал короткий  трогательный фильм о том месте, откуда он приехал и где живет сейчас. Эта запись была сделана с большой любовью к своему городу и ко всему миру, и именно этим чувством Джос наполнил весь семинар. 

Тренер познакомил слушателей с презентацией «Сила десяти» (авторский материал Kees Boeke). Он помогает и детям, и взрослым выстроить представление о пространстве. С помощью десятикратного последовательного удаления от «точки» на земле в 1 кв.м, сфотографированной с высоты 1 м, мы достигаем высот далекого космоса, начинаем составлять представление о соотношениях в нем, и затем в той же пропорции путешествуем в обратную сторону и достигаем глубин клеток человеческого организма. Невероятное путешествие призвано создать мотивацию у детей старшего дошкольного и раннего школьного возраста на собирание целостного представления о мире, на поиск взаимосвязей в нем.

Поговорив о пространстве, Джос предложил поговорить о времени. Он представил варианты практической работы со своим авторским материалом «Линии жизни». Простым и понятным способом Джос показал, как можно создать представление о времени у совсем еще маленьких детей, а затем развить это представление у детей старшего дошкольного и раннего школьного возраста.

Томск. Сибирская зимаРечь на семинаре шла и о языке, как о коммуникативном способе познания мира. Джос показал педагогам новые возможности работы с материалом «синтаксический анализ предложений», предложив работать с ним не только для анализа, но и для «построения» языка. Кстати, узнав, что структура русского языка в синтаксическом анализе предложений выглядит куда сложнее голландского, Джос был удивлен и восхищен величием и богатством русского языка.

С помощью структуры анализа и построения языка он предложил увидеть и проследить подобные взаимосвязи во всем мире, в любой изучаемой области. Он обратил внимание педагогов на схожесть структуры построения языка и структуры строения разных систем в мире – начиная от строения клетки и заканчивая строением космоса. Такие структуры построения есть и в работе компьютера, мы интуитивно пользуемся такими структурами для систематизации информации. Так устроен и работает наш мозг. Джос показал замедленную в огромное количество раз запись того, как работают и обрабатывают информацию клетки головного мозга. Во время практической работы педагоги получили возможность понять, что каждый способен эти взаимосвязи увидеть сам.

Семинар затронул очень сложные вопросы поиска и осознания взаимосвязей всего сущего, о месте себя в мире и мира в себе, об осознании себя как части целого и целого, как части себя.

Джос заверил всех участников, что материал, о котором он говорил на семинаре, мы сможем скачать в сети на его сайте www.dearend.nl

Кроме того, тренер показал и прокомментировал фильм о Монтессори-школах Голландии 70-х годов. Рассказал о том, что происходит в Монтессори-движении в Нидерландах в настоящее время.

Во время музыкальных пауз Джос познакомил российских монтессори-педагогов со своими любимыми голландскими детскими песенками и играми. А педагогини, в свою очередь, под руководством талантливого орф-педагога из Томска Людмилы Черных,  преподнесли ему подарок, сделав буквально за пять минут красивую оркестровку любимой песни Джоса про Мисс Жираф да еще и с переводом на русский язык.

Помимо семинара в рамках Сессии прошла публичная лекция для директоров школ, методистов и учителей «Роль педагога в воспитании и образовании ребенка», Родительский клуб «Свобода и дисциплина», совместное событие под названием «Естественно – научная лаборатория: теория и экспериментирование», где старшие дошкольники наблюдали и понимали различные свойства воздуха с помощью своих сверстников: младших школьников из Монтессори – классов школы «Эврика – развитие».

И, безусловно, важным событием стало наблюдение и работа Джоса с детьми. Здесь участники с радостью отметили, что не существует никаких языковых барьеров между людьми, если они хотят узнать нечто новое и интересное. А Монтессори материалы при этом являются уникальным средством для совместных открытий и общения.

Гостеприимные хозяева показали гостю из Нидерландов свой город. Вместе с детьми Джос побывал на месте его основания: у подножия гранитного камня на Воскресенской горе, в музее деревянного зодчества, на месте слияния двух рек: Томи и Ушайки. Он был приятно удивлен ранней сибирской зимой. Гостя восхитили деревянные кружева старого Томска и гостеприимство хозяев.

 

       Мы попросили участников поделиться своими впечатлениями о семинаре:

 

Джос Веркховен (JosWerkhoven)(Нидерланды)Джос Веркховен (JosWerkhoven)(Нидерланды)

- Идея о космическом воспитании, на мой взгляд, необходима для нашего будущего. И не только для Монтессори педагогики, но и для всего образования. История, которую я рассказал здесь на семинаре, должна стать неотъемлемой частью образовательного процесса не только монтессори-школ, но и любого образовательного учреждения. У меня есть убеждение, что это Большая история для каждого. Она помогает увидеть взаимосвязи целого и его частей, увидеть общую картину мира. И если ребенок во время услышит ее (а это возраст 6+, когда, как говорила Монтессори, интеллект ребенка как плодородное поле, готов к посеву семян), то он будет осознанно относиться к себе, к окружающей среде, к миру.

Я действительно счастливый человек. Я счастлив, что могу быть самим собой без каких-либо ограничений. И могу говорить обо всем своем 30-летнем опыте в Монтессори- педагогике и тех выводах, которые сложились у меня вследствие моего опыта. И я действительно думаю, что у меня есть, что поведать миру. У меня есть ощущение, что я был услышан здесь.

Должен сказать, что я настолько тронут радушным приемом русских педагогов, что у меня появилось чувство, что Россия – мой второй дом. Настолько мне хорошо было здесь с вами. Большое вам спасибо!

 

Ирина Исаева (Член правления ММА, г.Королёв)Ирина Исаева (Член правления ММА, г.Королёв)

- Сказать, что я под впечатлением от семинара, это не сказать ничего. Весь свой полёт из Томска до Москвы я пребывала в состоянии абсолютного счастья. И, смотря вниз на роскошные зимние пейзажи, на причудливые реки и озера, находила все больше и больше подтверждения тем знаниям, которые услышала на семинаре. Монтессори предложила детям сложнейшие абстрактные понятия освоить на простых и понятных материалах. Так и Джос с помощью презентации «Сила десяти» и своих «Линий жизни» предложил простое и очевидное понимание сложнейших понятий космического воспитания. Мое видение мира и представление о нем расширилось в несколько раз.

 

Татьяна Костенко, заведующая МДОУ № 4 «Монтессори», г.ТомскТатьяна Костенко, заведующая МДОУ № 4 «Монтессори», г.Томск

 

- Ежедневные дискуссии, презентации, исследования способов работы с материалами – это мощнейший профессиональный рост! Я вижу, как учителя на глазах становятся увереннее и красивее в своей работе. Понимаю, насколько они дружелюбны и открыты, содержательны и умны! Я очень благодарна моим коллегам, потому что это достаточно смелый шаг: обсуждать шансы свободного открытого образования. На мой взгляд, это то, что происходит в нашей школе.

Эта встреча в Томске показала мне еще раз, что отдельные Монтессори практики имеют возможность вырасти в профессиональное сообщество, способное оказывать влияние на образовательные реформы в России и занять достойное место в мировом педагогическое сообществе.

Комментарии
На эту публикацию было отставленно 0 комментариев:

Нет комментариев. Ваш будет первым!