Российские педагоги в Финляндии

Просмотров: 1809   |  

Делегация российских Монтессори-педагогов из Москвы и Санкт-Петербурга посетила образовательные учреждения Финляндии, работающие по системе Монтессори. Программа визита, которую разработали коллеги из Монтессори-общества Финляндии, оказалась очень насыщенной. Гостям из России удалось познакомиться с деятельностью муниципальной школы в г.Эспоо, в которой есть классы Монтессори, частными дошкольными учреждениями в Хельсинки, детскими садами Монтессори, созданными Обществами родителей.

По данным международного исследования PISA (Programme For Student Assessment), образование в Финляндии на протяжении многих лет признается лучшим в мире. По итогам исследования 2006 года Финляндия среди 57 стран – участниц снова уверенно заняла первое место.

Конечно, вопрос о том, как это удается, российские педагоги, пользуясь случаем, задали своим коллегам в Финляндии.

школа в Финляндии- У нас очень высокий уровень образования учителей,- поделился ректор муниципальной школы в г.Эспоо Аард Партанен (Аard Partanen).- Они имеют университетское образование. Еще я считаю, что этому способствует наш родной язык, так как фонетические особенности финского языка способствуют облегчению усвоения и понимания текстов. В Финляндии действуют правительственные программы для детей, начиная с годовалого возраста. На образование тратится более 10% госбюджета.

школа в городе Эспоо (Финляндия) Эспоо – второй по величине город Финляндии. В нем 80 школ. В двух из них, наряду с обычными классами, есть классы Монтессори.

В муниципальной школе, в которой побывали российские педагоги - 560 учеников. Здесь действует единая образовательная программа, и наряду с коррекционными классами и классами традиционного обучения, есть не только классы Монтессори, но и Монтессори детский сад (3-6).

- Программа у нас одна, - просто способы обучения разные, - поделилась с нами Монтессори-педагог начальной школы Кэрту Хёюняляймаа.- У нас нет классно-урочной системы – только свободная работа. Для проведения занятий я разрабатываю материалы, которые в стандартной школе никто не изучает. Они соответствуют где-то 3 курсу института. В подготовке материалов мне помогают сестра и сын, а в классе – ассистенты. Это педагоги с университетским дипломом, но без специального Монтессори образования.

школа в городе Эспоо (Финлян - Отличаются ли чем-то ваши ученики от других?

- Они просто внутренне свободны и знают больше!

И это неудивительно. Маленькая деталь: когда гости из России шли в один из детских садов Монтессори в районе Хэртониеми в Хельсинки, их путь лежал мимо обычного муниципального детского сада. Ребятня на детской площадке за ограждением безмятежно резвилась, каталась с горки и шумела. А в здании по-соседству, в Монтессори-классе, шла неспешная сосредоточенная работа. Кто-то занимался с досками Сегена, кто-то вышивал, кто-то раскрашивал Африку, кто-то декорировал коробочку ко Дню матери, а очаровательная двухлетняя малышка Пеппи осваивала упражнения с коричневой лестницей.

Ничего удивительного. В Монтессори классе шла обычная работа…

- Трудно ли попасть в ваш детский сад, - поинтересовались мы у Монтессори-педагога Йонны Якобсон (Jonna Jakobsson).

- У нас очередь, и мы выбираем. Причем выбираем в первую очередь родителей. И не гарантируем, что все желающие могут попасть к нам, - призналась Йонна.

 

Большой интерес вызвали у педагогов из Москвы и Санкт-Петербурга частные образовательные учреждения и детские сады, созданные Обществами родителей. Кстати, именно родители становятся там нередко инициаторами создания детских садов Монтессори. В Финляндии это не вызывает больших проблем: родители создают Общество поддержки, подают в муниципалитет заявление о выделении помещения, получают средства на приобретение материалов, нанимают директора, занимаются распределением финансовых средств.

В Финляндии и общее, и профессиональное образование - бесплатно. Даже частные сады и школы поддерживаются и финансируются государством. Например, Английская Монтессори школа в Хельсинки, как и многие другие, создана по инициативе и под патронажем Общества родителей. Совет учредителей из 12 родителей является распорядителем финансовых средств, решает все организационные вопросы (по аренде, закупке материалов и пр.)

Родители получают дотацию от государства, а ежемесячная оплата за ребенка составляет 280 евро.

Восхищение вызвал у гостей из России частный детский сад «Петушиный шаг» в новом районе Хельсинки. Небольшое помещение его хозяйка Хилкка Нуутилайнен (Hilkka Nuutilainen) превратила в изящный уютный «кукольный домик», в котором в Монтессори-среде занимаются 12 ребятишек.

- Накануне своего сорокалетия я решила изменить свою жизнь, призналась Хилка.- Меня заинтересовала Монтессори-педагогика, и я пошла на обучающий курс, который проводился при Хельсинском университете. После его окончания, когда я открыла эту группу, два года все средства уходили на обустройство, закупку и приобретение материалов. Поэтому прибыльным бизнесом это, конечно, не назовешь. Но сегодня я счастлива. У меня нет долгов, у меня работают два прекрасных воспитателя, у нас большая очередь из желающих попасть в группу, а наши дети показывают прекрасные результаты, приходя в школу.

беседа с Мариеей-Лееной Тюрвайнен, тренером Встреча с Монтессори-тренером Марией-Лееной Тюрвайнен (Maria-Leena Turvainen) была посвящена вопросам Монтессори-образования в Финляндии.

- Раньше нередко педагоги, чтобы получить Монтессори образование, вынуждены были уезжать за границу, - рассказала Мария-Леена.- В Финляндии проводились обучающие Монтессори-курсы, но на них необходимо было приглашать тренеров АМИ из-за рубежа. В 2001 году я получила статус Монтессори-тренера АМИ, и при Хельсинском университете был организован мой первый обучающий Монтессори-курс. Он включает 300 часов теоретических занятий, 140 часов работы с материалами, 90 часов наблюдений и 4-х недельную практику. Первый курс был англоязычным, сейчас он проводится на финском языке.

К слову, курс достаточно дорогой, он стоит 7500 евро. Но в Финляндии есть немало возможностей обучения за счет государства. Для этого необходимо, чтобы специальность Монтессори-педагога была включена в соответствующий реестр. Над этим Монтессори-сообщество Финляндии сейчас работает.

- Хочется отметить замечательное мастерство и настоящий профессионализм Монтессори-педагогов Финляндии, - отметила Председатель Педагогического клуба «Монтессори-сити», инициатор встречи педагогов двух стран, Елена Хилтунен. - Ровно год назад по приглашению клуба «Монтессори-сити» Москву посетила делегация педагогов из Финляндии. А нынешний визит в Хельсинки должен послужить основой для дальнейшего сотрудничества.

Пия Пяйвалянен, Преседатель М-общества Финляндии- Нам очень нравится обмен идеями, мыслями, опытом, - отметила, подводя итоги, Председатель Монтессори – общества Финляндии Пия Пяйвяляйнен (Pia Paivalainen). Жизнь не раз доказывала, что многие идеи, которые поначалу кажутся безумными, со временем приносят удивительные плоды. Группы 0-3 для самых маленьких, которые мы увидели в Москве, очень вдохновили нас, и мы сейчас думаем над этим. Мы надеемся, что в Финляндии педагоги России тоже почерпнули для себя что-то полезное. Мы надеемся на сотрудничество, и еще обязательно придумаем что-нибудь замечательное!

Удивительная атмосфера единения, вдохновения и творчества сопутствовала этим насыщенным дням, проведенным в Хельсинки. «Теперь мы знаем, что такое настоящее финское гостеприимство»,- признались россияне, когда пришло время подводить итоги. Впрочем, об итогах пока говорить рано.

Визит завершен. Но сотрудничество продолжается.

Достигнута договоренность, что в июне стороны обсудят его дальнейшие этапы.

Подробный материал о визите в Финляндию читайте в рубрике «Коллеги».

Л.ЧухонцеваЛ.Чухонцева, Монтессори-педагог

- Мне стало ясно, почему в Финляндии – лучшее образование в мире. Поражает заинтересованность и поддержка государства. И это дает свои плоды. Сильное впечатление на меня произвели педагоги, члены Общества Монтессори. Это профессионалы. Они думающие, и при этом очень корректные. Меня восхитили слова Пии - Председателя Монтессори общества Финляндии о том, что они не ставят своей задачей инспектировать сады, указывать на недочеты и ошибки. Они готовы только подсказать, что можно добавить и изменить.


Е. МаксимоваЕ. Максимова, Монтессори-педагог

- Меня порадовало разнообразие детских садов, и то, что в них такую значительную роль играют родительские объединения, а также финские дети – своей непосредственностью, но при этом желанием и умением соблюдать правила. Поразили Монтессори-педагоги своей внутренней красотой, одухотворенностью и желанием объединяться. У них несколько Ассоциаций, но ко всем они относятся с уважением.

Вызывает восхищение поддержка государства, без которого таких результатов в образовании вряд ли возможно было достичь.


Е.СитинаЕ.Ситина, Президент Педагогического клуба «Монтессори-сити»

- Конечно, мы разные, и решать нам приходится разные проблемы.

Но подобный обмен опытом важен и необходим, потому что дает толчок к новым идеям, новым решениям. Конечно, мы будем продолжать наше сотрудничество, которое, несомненно, полезно и российским, и финским педагогам.

Возврат к списку новостей

Комментарии
На эту публикацию было отставленно 0 комментариев:

Нет комментариев. Ваш будет первым!