Образовательная программа «Соседство» в Томске

Просмотров: 1639   |  

С 9 по 14 февраля в  Томске прошла  четвертая сессия программы «Соседство»,  в которой встретились  ученики начальной школы Монтессори и  школы «Эврика-развитие» из Томска,  гимназии «Универс» и лицея № 6 из Красноярска.  На этот раз предметом исследования для младших школьников стали Наука и Искусство. В проекте также приняли участие семиклассники -  выпускники  томской школы Монтессори. Они  освещали в местной  газете, с чудным названием  «На фоне неба»,  важные события дня.

 

-  Программа «Соседство» существует между образовательными учреждениями наших городов уже третий год, - поделилась с нами директор начальной школы- детского сада «Монтессори» г.Томска Татьяна Костенко. -  Выстроена  она по принципу образовательного события. Событийность задается за счет того, что привычное, учебное пространство «размыкается» по разным параметрам:

    • встреча со сверстниками из другого города, из других школ;
    • встреча разных культурных  и образовательных практик: Монтессори, Развивающее обучение, гимназическое образование, вальдорфская педагогика,  лицейские традиции.
    • встреча с разными взрослыми, «мастерами своего дела», состоявшимися в профессии:  дизайнерами, фотографами, скульпторами, математиками, режиссерами, биологами,  музыкантами, химиками, художниками, краеведами.
    • встреча с собой, за счет разных форм отражения  происходящего: что я узнал про себя? про город? про свое поколение? про мир  взрослых? про науку?

Младшим школьникам очень важно присоединить себя к своим сверстникам  для того, чтобы почувствовать причастность к сообществу школы, класса, обнаружить общие переживания по поводу одного и того же события.

 

 - А какие события  встречались ребятам  в рамках этой программы?

- Это решение НооГеновской задачи,  участие в полевой экспедиции и стратегической игре,   работа в  творческой лаборатории, создание письменного текста,  подготовка  научного исследования. Именно в таких открытых форматах и разворачивается программа «Соседство», потому что  они позволяют по-новому относиться к учебному предмету, предполагают пробу действия детей на конкретном материале, позволяют иначе взглянуть на сверстников и взрослых. Так, изучение архитектуры Томска состоялось в формате полевого исследования:  каждой группе, состоявшей из красноярцев и томичей, детей и взрослых,  были выданы фотографии зданий и примечательных мест г. Красноярска.  Целью экспедиции было:  пройти по маршруту, ориентируясь по карте,  найти в Томске похожие  по архитектуре здания, сфотографировать их, объяснить, почему  два  сибирских города, близких по возрасту (Томску 403 года, а Красноярску  380 лет!)  могут иметь схожие по архитектуре  строения?  Или таковых нет, тогда почему,  мы же соседи? И  ученики по-новому открывали для себя свой родной город.

 

  -  Судя по программе, таких открытий было немало.

решение НооГеновской задачи - Мы пригласили в проект специалистов, не относящихся к  школе и школьному обучению. Это  позволило  приобрести ценный опыт для знакомства и открывания  реального мира взрослых. Так, кандидат философских наук, доцент, директор Школы Антропоники Мария Миркес (Красноярск), владеющая технологией решения НооГеновских задач, предложила вниманию участников  вот такую задачку: «Построить мир плоских существ, плоскотиков, мир, в котором наложения невозможны. Описать один день жизни на такой планете. Как может выглядеть жилище такого существа? Как оно может питаться? А передвигаться?» Если это МИР, то в нем должно быть все взаимосвязано, это важная цепочка, каждое звено которой, выпадая, влечет за собой изменения во всей системе… Задачи на построение миров инициируют творческое мышление, сбивают всяческие мыслительные схемы и шаблоны,  задают новые рамки видения и целостности. Взрослые наряду с детьми  тоже по-честному решают эти же задачи, ведь правильного ответа не знает никто! Даже Мария Моисеевна…  

 ФотокроссА еще  участникам проекта   посчастливилось  с помощью  монеток, элементарных шариков и кубиков открыть теорию вероятности (почти по Эйнштейну!), почувствовать разницу атмосферы в мастерской живописца  и на научной конференции, стать актерами в театре драмы и музыкантами - исполнителями в оркестре.  Участие  в  настоящем фотокроссе  позволило расширить рамки представления о художественной и документальной фотографии.

 

 -  В чем особенность вашей программы?

- Программа «Соседство» это сетевой  проект, в котором участвуют несколько образовательных площадок Сибирского региона. Уникальность заключается в том, что   разные школы, имея богатый образовательный, информационный, интеллектуальный ресурс, становятся полноправными  участниками событий, способными влиять на изменения в своих школах,  на учебный процесс. Задаются новые рамки отношения к профессии,  происходит  иное видение ребенка,  новый взгляд  на свою практику, на свое поколение, на профессионализм коллег.

 

- Что дало вам участие в этом проекте?

- Для  наших детей это был повод  почувствовать  себя  гостеприимными хозяевами, которые по-новому открывали себя ( гости жили в семьях томских ребят), свою школу, свой город.  

 Для педагогов – это всегда   выход  на границу своей практики:  ведь вместе работали учителя развивающего обучения, классические учителя начальной школы, имеющие богатый опыт и представление о том, как должен быть устроен учебный процесс, и Монтессори-педагоги, работающие по-другому. Это смелый вызов и я благодарна своим учителям, принимающим его.

Для родителей  - это возможность обогатить свой родительский опыт, взглянуть на своего ребенка со стороны, увидеть его на фоне  ровесников. И это тоже смелый  и ответственный шаг: на неделю стать  многодетной семьей, доверить свои обычаи и традиции, найти  время  для равного общения  с детьми…Не каждый на такое решится.

Могу определенно сказать, что жизнь в проекте - это замечательная  возможность отчетливо  увидеть и понять, что соседи бывают  разные, «но все они похожи тем, что они хорошие» и что быть рядом с ними - это великое  искусство или наука?

 

 

 

 

Комментарии
На эту публикацию было отставленно 0 комментариев:

Нет комментариев. Ваш будет первым!