IV Всероссийская Монтессори Конференция

IV  Всероссийская Монтессори Конференция

17-18 октября  в Москве прошла  IV  Всероссийская  Монтессори конференция "Монтессори метод и современная наука."  В ней приняли участие ученые, педагоги и управленцы из России, Украины, Казахстана, Нидерландов, США.

Вел конференцию доктор пед.наук, директор Центра педагогики Монтессори АПК и ППРО, президент Фонда Монтессори (филиал AMИ в России) Константин Сумнительный. Открывая форум, он подчеркнул необходимость подтверждения актуальности и научности метода Монтессоори.

От имени кафедры начального и дошкольного образования АПК и ППРО и института проблем детства РАО участников приветствовал  Б. Б. Егоров.

С отчетным докладом о работе Фонда Монтессори - филиала АМИ в России выступила Анна Пугачева. Она отметила, цели Фонда остаются прежними - дать возможность большему количеству детей получить  профессиональную помощь в своем развитии.  Минувший  2013 год  был юбилейным для Монтессори сообщества России. Растет число участников и членов АМИ.  За прошедший год их количество  увеличилось втрое. Стало больше региональных представительств - 11 ( помимо Москвы и области, Санкт-Петербурга  - это Башкирия, Липецк, Урал, Псков, Ярославль, Краснодар, Воронеж, Белгород и Карелия). По инициативе Фонда  в октябре минувшего года прошла Ассамблея Монтессорианцев России, на которой 9  организаций подписали меморандум о создании движения «Единый голос». Организации, подписавшие эту инициативу выразили готовность сотрудничать в интересах помощи детям и развития Монтессори движения.  В рамках конференции  был организован круглый стол участников движения «Единый голос». Анна Пугачева   пригласила присоединяться   к   нему  всех желающих. Участники подвели итоги сделанного за год и наметили планы на будущее.   Анна Пугачева рассказала, что Фонд готовит к изданию ряд книг, которые будут полезны и родителям, и педагогам. Все больший интерес регионах, вызывает программа Фонда "10 шагов к АМИ стандарту". О том, как эта программа воплощается на практике, на примере своего центра рассказала Полина Игнатенко ( «Город в облаках» г. Ярославль).

Особенностям развития современных детей был посвящен доклад директора центра диагностики развития детей и подростков института физиологии РАО Т.А. Филипповой. Исследования, охватившие большую выборку детей в разных регионах России, позволили опровергнуть ряд распространенных сегодня мифов о современных детях. В частности, оказалось, что сегодня произошло резкое расслоение в детской популяции по ряду параметров, а в целом идет процесс не акселерации, а скорее замедления роста и развития, что связано с целым комплексом факторов, возникших в окружающей среде в последние десятилетия.   

К выступлению доктора пед.наук, зав. кафедрой психолого-педагогических основ специального образования МГПУ Н. М. Назаровой  возвращались многие докладчики. Тема развития инклюзивного образования в России затронула многих. Выступающая погрузила аудиторию в контекст создания метода Монтессори, который во многом вырос из наработок  французского врача Эдуарда Сегена.

Выступление д-ра пед. наук, директора Центра Монтессори Константина  Сумнительного было посвящено Монтессори методу в контексте современной науки. Он остановился не столько на известных открытиях Монтессори (сензитивных периодах, впитывающем уме, человеческих тенденциях), сколько на феноменах, которые наблюдаются в группах Монтессори. Часть из них воспринимаются, как чудо, которое приносит метод, но у них есть подтвержденные современной наукой основания. Эти основания были открыты в ходе научных экспериментов, которые были проведены уже после ухода  Марии Монтессори из жизни.

Интересный доклад сделала канд. пед. наук Виктория Ефимова , директор медицинского центра "Прогноз" (г. Санкт-Петербург) . Он  был посвящен анализу упражнений практической жизни с точки зрения современной нейронауки.  Виктория  опиралась на теорию НА Бернштейна  о множественных уровнях  управления движением. Большой интерес  у участников вызвал фильм "Нейродинамическая гимнастика", который продемонстрировал возможности их медицинского центра. Специально оборудованное  пространство  для  нейродинамической гимнастики позволяет проводить работу с  детьми, имеющими различные диагнозы (в том числе аутизм и др.)

- Жизнь детей – аутистов коренным образом изменилась, когда они стали  под руководством педагогов заниматься упражнениями практической жизни,  - отметила Виктория.

Патрисия Уоллнер ( Patricia Wallner)  тренер АМИ 0-3,  ("Монтессори 0-3  и современная наука")  подчеркнула, что взрослые не должны вмешиваться в развитие ребенка.

- Движение является наукой для возраста 0-3! –  эмоционально подчеркнула она. - Оно помогает  интеграции  примитивных рефлексов  и стимулирует развитие.  А что делают родители? Помещают  детей в клетки! (кроватки с решетками). Это ограничивает  не только  их сенсорную и моторную деятельность, но и развитие в целом.

Выступление Cофии Сумнительной было посвящено математическому материалу Монтессори. Она развенчала миф, что математика очень сложный предмет и доступна  немногим. Она  предметно показала множественность функций Монтессори-материала.

Гюльнара Исмагилова  (Монтессори школа "Солнечный круг" (Уфа), выпускница АМИ института в Дублине, поделилась своими впечатлениями  о работе своей школы и учебе  в Дублине.

- Создавать  монтессори школу несомненно труднее, чем сад 3-6 , призналась она и призвала создавать сообщество педагогов  Начальной Монтессори школы (6-12).

Семейный и детский психолог Елена Баканова посвятила свое выступление особенностям современного детства и их влиянию на развитие ребенка. 

Татьяна Палкина, перинатальный психолог, канд псих. наук учитель 0-3  (АМИ)  остановилась на важности подготовки будущих родителей к рождению и воспитанию ребенка.

Элеонора Людвик - руководитель направления 0-3 Montessori School of Moscow рассказала о практике включения детей с особенностями в Монтессори-классы ("Система коррекционной работы, основанной на принципах инклюзии - американский опыт").  При посещении Монтессори классов у детей  улучшаются коммуникативные навыки,  повышается  IQ, улучшается успеваемость,  и тесты показывают более высокий результат.

-   Конечно, способы подачи презентаций, привлечение ребенка к работе, обратная связь для родителей  в классе  для таких детей имеют свои особенности,- отметила она. Для  этого можно привлекать коррекционных педагогов, изучать опыт коллег из-за рубежа. Но важно, чтобы дети  c  особенностями могли посещать  обычные школы  (в том числе Монтессори школы) и государство оказывало им поддержку в этом!

Юлия Тимошевская  (Украина) сообщила участникам конференции, что создано предcтавительство АМИ в Украине. Вместе с Российским  Фондом они стали основателями Восточно-Европейской Федерации АМИ.

Анна Пугачева   напомнила, что Фонд  будет участвовать в организации Монтессори конгресса  АМИ в 2017 году  в Праге и призвала   не только принять участие в этом глобальном международном событии, но и организовать в нашей стране в год проведения конгресса, события, подтверждающие глобальный характер распространения метода Монтессори в мире.

Глобальный и актуальный характер метода был подтвержден и в выступлении Питера Дэвидсона (Peter Davidson), директора Монтессори школы (США), член совета АМИ. Он наглядно показал, что именно в группах Монтессори у детей развиваются качества, необходимые человеку в 21 веке.

- Мне кажется, что конференция достигла своей цели - показать, что метод Монтессори не теряет актуальности и сегодня, - отметила заместитель директора Центра М. Монтессори  София Сумнительная. Этот тезис в своих выступлениях подтверждали и российские и зарубежные участники.

Выступление начальника отдела дошкольного образования Министерства образование и науки Е Ю. Ложкиной в последний день конференции дает надежду, что в государственных структурах зреет понимание необходимости развития Монтессори метода в России, в том числе для реализации нового стандарта дошкольного образования. Отрадно, что наша длительная работа с государственными органами дает плоды.

На конференции работала выставка Монтессори материалов («Монтессори-Питер»)

По материалам конференции издан сборник статей «Монтессори-метод в контексте современной науки». Каждый участник получил его в информационном пакете. Ограниченный тираж сборника поступил в продажу.

Комментарии
На эту публикацию было отставленно 0 комментариев:

Нет комментариев. Ваш будет первым!