ПРОЕКТ «МЕТРОПОЛИС» А РОССИИ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ

Просмотров: 3629   |  

История возникновения проекта

Идея создания международного образовательного проекта «Метрополис» выросла на основе  пятнадцатилетней традиции учебных поездок голландских студентов в СССР, а затем в Россию. Поездки организовывались Педагогическим факультетом Высшей школы Амстердама (ранее носившей название Педагогического института "Белая Лилия"). В рамках этих поездок специалисты из Нидерландов установили контакты с сотрудниками Академии педагогических наук СССР (ныне - Российская Академия образования) и входившего в состав Академии Центра педагогических инноваций (ЦПИ), переименованного затем в Институт педагогических инноваций РАО. Коллектив ЦП И под руководством Э. Днепрова, ставшего впоследствии Министром образования Российской Федерации, с самого начала периода перестройки принимал активное участие в разработке новых нормативных документов, призванных на уровне законодательства обеспечить реформу российского образования.

Российские эксперты В. Давыдов, Э. Днепров, В. Собкин принимали активное участие в подготовке и проведении семинара "Развитие образования в Советском Союзе", который прошел в Утрехте (Голландия) в 1989 году и был адресован широкому кругу работников образования Нидерландов: преподавателям педагогических учебных заведений, инспекторам, директорам школ, сотрудникам научно-методических учреждений. Семинар вызвал большой интерес образовательной общественности, что объясняется, в частности, тем, что российская школа педагогической психологии пользуется в стране большой популярностью. Идеи таких ученых, как Л. Выготский, А. Леонтьев, В. Давыдов, получили в Нидерландах большую известность и распространение, нежели в бывшем Советском Союзе. Одним из результатов этого семинара явилось дальнейшее укрепление связей с ЦП И.

В этот период, по просьбе российской стороны, Центром переподготовки кадров при Университете Амстердама совместно с Педагогическим факультетом Высшей школы Амстердама и была разработана общая концепция проекта "Метрополис". По просьбе Э. Днепрова проект был рассмотрен на первых переговорах между Министром образования России и Министром образования и науки Нидерландов И. Ритзеном и вошел в число проектов, субсидируемых Министерством образования и науки Нидерландов. Продолжение контактов между министерствами привело к подписанию Протокола о сотрудничестве в области образования. Протокол, подписанный Министром образования Российской Федерации и Министром образования и науки Нидерландов, предусматривает совместную разработку российскими и голландскими специалистами таких направлений, как: образовательные стандарты, сельскохозяйственное и профессиональное образование, специальное образование, учебные средства, менеджмент и разработка учебных программ.

Для осуществления общей координации проектов, реализующихся в рамках Протокола о сотрудничестве, в Нидерландах было создано Бюро КРОСС. Таким образом, все подготовительные мероприятия по проекту получили официальное признание, и проект перешел на стадию реализации.

План реализации проекта

Проект "Метрополис" состоял из трех взаимосвязанных частей:

  1. сравнительное социо-культурное исследование,
  2. обмен в рамках пилотных школ и
  3. программы "обучения обучающих" и мультипликации экспертизы.

Исследование

 Программа исследования позволила выявить основные факторы, влияющие на состояние и развитие образования; в больших городах, сравнить характеристики этих факторов для социо-культурных ситуаций Москвы и Амстердама и выделить общие и специфические пути и способы решения социальных проблем сверхкрупных городов средствами образования.

Работа послужила серьезным вкладом в развивающуюся социологию образования. В Москве исследование подобного рода было проведено впервые, и специалисты были крайне заинтересованы в сравнении полученных здесь результатов с аналогичными показателями для других европейских городов. В этой связи предполагалось  продолжение линии исследования и распространение исследовательской программы, разработанной в рамках проекта, на такие города, как Барселона, Дортмунд, Париж, Манчестер и Денвер.

Продолжение контактов между министерствами привело к подписанию Протокола о сотрудничестве в области образования. Протокол, подписанный Министром образования Российской Федерации и Министром образования и науки Нидерландов, предусматривал совместную разработку российскими и голландскими специалистами таких направлений, как: образовательные стандарты, сельскохозяйственное и профессиональное образование, специальное образование, учебные средства, менеджмент и разработка учебных программ.

Для осуществления общей координации проектов, реализующихся в рамках Протокола о сотрудничестве, в Нидерландах было создано Бюро КРОСС. Таким образом, все подготовительные мероприятия по проекту получили официальное признание, и проект перешел на стадию реализации.

Обмен

В этой программе наиболее ярко прослеживалась линия становления и развития школы как единицы образовательного процесса. В партнерском взаимодействии со школами Амстердама, которые традиционно значительно более свободны в определении своей образовательной политики, планировалось, что пилотные школы Москвы отрабатывали содержательные, организационные и управленческие модели автономного образовательного учреждения.

В программе обмена приняли участие восемь амстердамских и семь московских школ. Со стороны Москвы в обмене участвуют пять средних школ-одиннадцатилеток, гуманитарная гимназия и медицинский колледж. Эти учебные заведения работали в инновационном режиме, каждое из них имело собственный образовательный профиль, над совершенствованием которого трудились педагогические коллективы.

Среди разрабатываемых школами проблем - дифференциация образования, активные методы обучения, углубленное изучение отдельных предметов и предметных циклов, создание интегрированных учебных курсов, система дополнительного образования, подходы к обучению детей "с проблемами".

Со стороны Амстердама в обмене участвовали  профессиональное медицинское училище (специальность "сестринское дело”), средняя специальная школа для детей с задержкой развития, одна базисная (начальная) и пять средних общеобразовательных школ со следующей специализацией: педагогика Монтессори и Дальтон- план, работа с учащимися некоренного происхождения, дифференциация в области преподавания современных иностранных языков, углубленное изучение предметов эстетического цикла.

Программа профессионального обмена рассчитана  была на пять лет и осуществлялась в проектном режиме, на основе совместно разрабатываемых партнерами планов деятельности. Каждые полгода во время обмена делегациями школ партнеры подводили  итоги работы за истекшие шесть месяцев и определяют основные направления сотрудничества на следующий полугодовой период.

Задачи программы - развитие содержательного профиля каждой из школ, укрепление ее влияния на социальную ситуацию микрорайона; повышение мотивации родителей, учителей, учащихся школ проекта к совершенствованию содержания образования и организационной структуры школ.

Необходимо отметить, что участие в проекте внесло определенные дополнения в образовательную специализацию московских школ.

Глубже познакомившись с педагогическими подходами, используемыми голландскими партнерами, некоторые из школ приняли решение об отработке новых для России образовательных моделей.

Так, коллектив школы 1080 в сотрудничестве с голландскими партнерами - средней и базисной Дальтон-школами - отрабатыватывали содержательную, организационную и управленческую модель учебного заведения, работающего по Дальтон-плану; гуманитарная гимназия 1507 работала  над моделью традиционной школы, внедряющей в практику элементы Монтессори-концепции.

В  рамках проекта велась работа по развитию или усилению следующих профилей:

  1. педагогика и методика М.Монтессори (гимназия 1507 - Montessori College Oost; школа 1089 - IVKO MAVO)
  2. Дальтон-план (школа 1080 - Spinoza Lyceum, 3 Dalton В.О.)
  3. интеграция различных педагогических и дидактических подходов как средство содержательного и организационного развития школы (все школы проекта)
  4. освоение учебных и мыслительных навыков в рамках учебной программы (школа 9 - S.G. Reigersbos; медицинский колледж N 1 - М.В.О. Verpleegkunde)
  5. принципы дифференциации в рамках учебных программ по различным дисциплинам (школа 9 - S.G. Reigersbos; школа 170 - Brederoo Lyceum; школа 1080 - Spinoza Lyceum)
  6. принципы интеграции общеобразовательных и специальных предметов в рамках программ учебных курсов (школа 1089 - IVKO MAVO; МК N 1 - М.В.О. Verpleegkunde)
  7. деятельность службы поддержки и консультирования учащихся в рамках школы (школа 9 - S.G. Reigersbos; школа 1089 - IVKO MAVO; школа 77 - VSO "De Poort")
  8. улучшение состояния диагностики и совершенствование методов педагогической деятельности в специальном образовании (школа 77 - De Poort)
  9. использование новых профессиональных методов и подходов в сестринском деле (МК N 1 - М.В.О. Verpleegkunde)
  10. механизмы (само)оценки (все школы проекта)
  11. модель управления школой (школа 1080 - Spinoza Lyceum,

3 Dalton В.О.; гимназия 1507 - Montessori College Obst)

Для московских школ профилирование образовательной деятельности -  было явлением относительно новым; для школ Амстердама речь шла, прежде всего, о совершенствовании уже сложившихся подходов и технологий, обогащении их наработанными российской педагогикой и психологией методами и подходами.

Настоящие материалы подготовлены к презентации Московской программы проекта "Метрополис".

Проект успешно стартовал в московском регионе, о чем свидетельствовали:

  1. международный отклик на деятельность "Метрополиса"
  2. завершение ориентационных фаз на всех уровнях проекта
  3. разворачивание нескольких тематических подпроектов
  4. проявление новых акторов проектной деятельности
  5. оформление московской программы "Столичное образование"

Эти и иные обстоятельства поставили перед разработчиками и координаторами проекта задачу перехода к принципиально новой фазе проектной деятельности - фазе разработки и реализации полифункциональных образовательных программ в региональном контексте при непосредственном участии новых авторов.

Этот переход тем более важен, что проект "Метрополис" с самого начала имел ярко выраженную ориентацию на поддержку процессов развития образования, идущих "снизу-вверх", на укрепление ключевого звена образовательной системы - школы как организации.

Разработка Московской программы проекта "Метрополис" осуществлялась при поддержке и непосредственном участии Московского Департамента образования, Московского института повышения квалификации работников образования. Института новых технологий в образовании, Центрального окружного управления МДО.

В то же время отмечалось, что целый ряд проблем российской школы в большей или меньшей степени ощущали и школы Нидерландов. Так, например, общей для всех учебных заведений проекта является задача освоения и разработки методов мотивирующего обучения, нацеленного на обеспечение условий самореализации учащихся, воспитание у них самостоятельности, способности принимать обоснованные решения, ответственности, формирование их учебных, профессиональных и жизненных перспектив.

По оценкам специалистов, изменение образовательной практики, в результате которого школа станет ориентироваться в первую очередь на потребности и интересы ребенка, позволил о бы  удовлетворить ожидания родителей и повысить степень удовлетворения преподавателей своим трудом.

Программа обмена  была основана на принципе постоянной (само)оценки. Преподаватели - координаторы программ в школах каждые полгода на основе переговоров со школой-партнером составляли  оценочный отчет об осуществляемом процессе и Продуктах сотрудничества. Текущая связь между школами поддерживался с помощью телефаксов. Такой способ коммуникации позволял оптимизировать частоту контактов, не ограничивая; их только взаимными посещениями. Благодаря этому возможна  была доработка планов мероприятий, а также Эффективная подготовка рабочих визитов делегаций.

Обучение обучающих и мультипликация экспертизы

Данная профпрограмма предназначена  была для поддержки процессов внедрения в образовательную практику и распространения результатов совместной работы по различным направлениям проекта, взаимных исследований и обменов. Эта программа являлась наиболее важной частью проекта "Метрополис".

В России программа предполагала организацию многодневных семинаров. Длительность семинара зависела от обширности обсуждаемой темы и составляет 7-14 дней (20/30 частей дня; под "частью дня’] понимается половина учебного дня, равная примерно 4 часам). С целью обеспечения мультипликационного эффекта по просьбе российской стороны к программе семинаров привлекаются новые регионы, помимо московского - Красноярский край и Вологодская область. Подбор участвующих в программе учебных заведений, институтов и школ находится в ведении региональных отделов народного образования.

В программе семинаров выделялось  два уровня:

Макро-уровень. На этом уровне подготовку проходили 24 будущих консультанта из различных городов и областей России (в группе представлены Москва, Санкт-Петербург, Красноярск, Таганрог, Воронеж и ряд других регионов). Профессия консультанта в области образования является новой для России, имеющей, однако, богатейшие традиции в области педагогической и психологической науки. Задача подготовки специалистов, владеющих как российскими, так и западными образовательными подходами, и способных в режиме консультирование стимулировать и поддерживать процессы развития школы как единицы образовательной системы, является исключительно актуальной для российского образования.

Программа подготовки консультантов включала теоретический и практический циклы. Теоретический состоял из пяти недельных семинаров, которые предполагалось провести в течение двух с половиной лет. Практическая отработка навыков консультирования осуществлялась, в частности, при участии консультантов в тематических семинарах мезо-уровня и промежуточной деятельности по обеспечению и стимуляции процесса распространения и практического использования их результатов. Консультанты работали в основном в парах. Слушатели группы семинара макро-уровня образовывали группу (будущих) методистов, инструкторов по внедрению инноваций в рамках образовательных учреждений различного уровня, координаторов образовательных проектов. По окончании курса они могли участвовать в подготовке следующего поколения консультантов, специализирующихся в различных образовательных областях.

Мезо-уровень. Семинары мезо-уровня  были посвящены разработке содержания образования, преимущественно в средней общеобразовательной и профессиональной школе (возрастная категория учащихся 11-18 лет), и непосредственно" связаны с процессами формирования и развития профилей пилотных школ.

Предлагаемый нидерландскими специалистами учебный материал, используемый на семинарах, переводился на русский язык и  использовался школами в практической деятельности, а также распространялся в другие школы регионов с помощью консультантов и групп участников семинара, представляющих школы и педагогические учебные заведения.

Специфика семинаров состояла в том, что они являлись практико¬ориентированными; в структуре семинара в разумных соотношениях присутствовали и теоретические фрагменты, и периоды самостоятельного применения участниками предложенного материала. Большое внимание уделялось обсуждению конкретных образовательных ситуаций российских и голландских школ.

Семинар, проведенный в Нидерландах (1992), был посвящен состоянию и перспективам развития системы специального образования в России, а также его соотношению с системой общеобразовательной школы.

(1) Первый из семинаров (1992), проведенных в России, был посвящен применению педагогики и методики Марии Монтессори в начальной и (Средней школе и подготовке учителей к использованию учебных посорий и материалов Монтессори. В семинаре приняли участие окол  60 специалистов из детских садов, школ и педагогических училищ Москвы. Семинар стал одним из ключевых событий в становлении российского Монтессори движения, послужив толчком к созданию самостоятельного проекта "Система Монтессори в России" и разработке программы Монтессори в рамках Фонда развития и поддержки образовательных систем "Технологии и образование”.

После семинара педагогические коллективы ряда детских садов и школ начали освоение метода Монтессори, что потребовало решения вопроса о подготовке специалистов по этому профилю и организации стажировки российских педагогов за рубежом. В январе-апреле 1994 года такая стажировка была организована в рамках "Метрополиса". Четыре московских специалиста, теперь уже имеющие сертификат Педагогического института Амстердама, возьмут на себя основную нагрузку по созданию содержательной и организационной модели российской Монтессори-школы и обучению педагогов работе по системе Марии Монтессори.

(2) На втором семинаре (1993) российские учителя познакомились с методами разработки учебных планов на базе школы в соответствии с ее профилем и использовали предложенные формы работы при составлении серий из 10-15 уроков по отдельным предметам. Необычный для российской школы подход к составлению учебного плана предметного курса, основанный на тщательном "челночном" анализе образовательных целей и слоев содержания учебного материала вызвал большой интерес у участников семинара и в ряде школ нашел понимание и поддержку.

(3) На третьем семинаре (1994) внимание участников было сосредоточено на проблеме передачи ученику активной роли в процессе учения через формирование у него учебных и мыслительных навыков. Исходя из типологии учебных стилей Кольба, участники семинара разрабатывали такое комплексное задание ("маршрут") по предмету, которое любой учащийся мог бы выполнить самостоятельно, пройдя при этом через все составляющие учебного процесса: приобретение конкретного опыта, активное экспериментирование, рефлексивное наблюдение, абстрактную концептуализацию. Особое внимание было уделено формированию у учащихся в процессе следования "Маршрутом" мыслительных навыков: участникам семинара была представлена программа "Тактики мышления", разработанная Р. Марзано (США).

Российские участники семинара, в течение уже полутора лет работающие с этой программой в рамках проекта "Мыслительные навыки: тактики и стратегия", делились с коллегами своим опытом и проблемами. Ряд учреждений, в том числе Московский институт повышения квалификации работников образования, выразили желание продолжать работу по проблеме.

На период 1995-1996 годов в соответствии с программой  проводились семинары по темам:

  • Поддержка и консультирование учащихся (1995)
  • Сестринское дело: подходы и технологии (1995)
  • Метод и педагогические принципы Дальтон-плана (1996)
  • Менеджмент на школьном уровне (1996)

Программа семинаров мезо-уровня вызывала большой интерес со стороны российских управленческих структур, стремящихся стимулировать региональные эксперименты, а также ставила задачей создавать региональные центры педагогических инноваций.

С нидерландской стороны, в свою очередь, предпринимаются попытки выявления и использования опыта чисто российских инноваций. Часто подобные инновации очень тесно связаны с культурно-историческими традициями страны, поэтому их трудно применить в  Нидерландах; в некоторых случаях речь шла о многообещающих и интересных идеях, не получивших, однако,  достаточно четкого оформления.

Комментарии
На эту публикацию было отставленно 0 комментариев:

Нет комментариев. Ваш будет первым!