Сенсорная интеграция
Наталья Мошняга
монтессори педагог,
специалист по сенсорной интеграции
Метод Сенсорной Интеграции был разработан американкой Э. Джин Айрес. Трудотерапевт, работающий как с детьми, так и взрослыми, она после многолетней практики сделала вывод, что за проблемами задержек развития всегда стоит одна причина. Она назвала это нарушением сенсорной интеграции.
Джин написала книгу «Ребёнок и сенсорная интеграция». Это не только сборник практических рекомендаций для родителей и специалистов, но и путь к пониманию скрытых проблем развития. Ведь до 6 лет их очень трудно выявить.
Большую работу над проблемой нарушения сенсорной интеграции проделала и продолжает делать Улла Кислинг. Лечебный педагог с опытом работы более 30 лет, автор метода и книги «Сенсорная интеграция в диалоге», она руководит центром терапии в Вене. В работе Улла использовала записи видео работы с детьми и последующим анализом действий. Секрет успеха Уллы Кислинг в том, что она относится к детям серьёзно, уважает их. В этом заключается терапевтическая работа в диалоге, следование потребностям ребёнка.
ПРОБЛЕМЫ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Попробуйте представить себе ЛИМОН.
Какой он? Обычное описание: кислый, жёлтый, ароматный… и т.д. А вот откуда вы взяли это описание? Из опыта. Это и есть сенсорная интеграция. Когда мозг выдаёт картинку о том, что вы уже прожили. Сенсорная интеграция — это единый пазл из всего, что хранит ваша память о том или ином предмете, ощущении. Сигналы мозгу от всех органов чувств.
Какие органы и системы восприятия вам известны? Очевидный ответ из школьной программы: зрение, обоняние, слух и вкус.
Сенсорная интеграция относит всё это к дальней системе восприятия. И различает еще базовую систему: тактильная, вестибулярная и проприоцептивная.
Почему первые называются дальними? Потому что вы можете закрыть глаза или отвернуться и выключить неприятный раздражитель. Вы можете закрыть нос и не чувствовать запах. Заткнуть уши и не слышать звуки.
Базовые же системы начинают свою работу уже внутриутробно, при формировании эмбриона. Вестибулярная система начинает свою работу практически вместе с началом работы сердца.
Эти системы восприятия принимают и передают головному мозгу информацию постоянно, согласно следующей схеме.
Сенсомоторный цикл относится к каждой системе восприятия.
1. Раздражитель воспринимается рецепторами
2. Передаётся по нервным каналам в головной мозг
3. Головной мозг обрабатывает информацию
4. Результат обработки передаётся по нервным каналам к мышцам — реакция
5. На каждую реакцию осуществляется ответ (обратная реакция) из собственного тела (смотрю) или окружающего пространства (чего смотришь?)
6. Информация снова воспринимается органами чувств
Дети до 7 лет не обладают развитым абстрактным мышлением. Они заняты тем, что воспринимают информацию и перемещают свое тело в соответствии со своими ощущениями. Их реакции имеют мышечную и двигательную природу, а не ментальную.
Поэтому в первые 6 лет жизни — это период сенсомоторного развития. Это период обучения всеми органами чувств.
Задача родителей:
• Создать условия для гармоничного разностороннего развития ребёнка. Этому способствуют движение, специальные материалы, социальный, сенсорный и эмоциональный опыт. И монтессори метод как раз направлен на это.
• Передача ответственности ребёнку там, где он уже способен сам заботиться о своём развитии
• Во всех остальных направлениях - ответственен взрослый.
• Чёткое установление свободы и границ
• Сопровождение процесса развития
• Наблюдение за ребёнком: состояние, темп и шаги развития
• Введение в подходящее время/ в месте следующего шага развития и/или закрепление полученных навыков
• Предоставление самостоятельности везде, где ребёнок выражает интерес и позволяет пространство
Задача - дать детям самостоятельность, следуя за ними.
Еще больше информации о сенсорной интеграции - смотрите в полезном видео
Нет комментариев. Ваш будет первым!