Мария Монтессори

Рейтинг:
+1
  |  
Просмотров: 8331   |  

Мария Монтессори
(1870-1952)

мария монтессори

 

31 августа 1870 года в маленьком итальянском городе Кьярвалле (Charvalle) в семье высокопоставленного государственного чиновника Алессандро Монтессори и Ренильде Стопани родилась долгожданная дочь. Ее назвали Марией.

 

Мать происходила из старейшего итальянского рода Стопани, в котором было немало ученых. Она была для того времени весьма образованной женщиной, и всю жизнь, как могла, помогала дочери. Отец, напротив, довольно долго не одобрял желание дочери учиться. В строгой католической Италии второй половины 19 века женщине не обязательно было получать образование. Однако Мария с детства проявляла незаурядные способности. В 12 лет она, преодолев все преграды, была принята в техническую школу для юношей. Особые таланты проявились у нее в математике и естественных науках. Поэтому, когда пришло время делать профессиональный выбор, Мария Монтессори решила стать детским врачом. Однако в то время в Италии медицина была привилегией мужчин. Но преграды никогда не останавливали Марию. Она поступает на медицинский факультет Римского университета, и спустя пару лет получает право изучать не только естествознание, физику и математику, но и медицину.   В 26 лет она становится первой в Италии женщиной-врачом.

 

Будучи студенткой университета, Монтессори активно выступала за социальные права женщин, стала одним из лидеров движения за равноправие женщин, и была выдвинута делегатом Международного конгресса женщин в Берлине.

 

Работая ассистенткой врача в университетской клинике, М.Монтессори впервые столкнулась с детьми с ограниченными возможностями. Эти дети были изолированы от мира, предоставлены сами себе, и походили на пленников. Наблюдая за ними, врач Монтессори впервые задумалась о том, что детям нужна развивающая среда. Впоследствии это станет отправным пунктом ее педагогической системы.

 

Все глубже вникая в проблемы лечения и обучения детей с ограниченными возможностями, М.Монтессори изучает труды французских психиатров Э.Сегена и Г.Итара, переводит их труды. Она приходит к пониманию того, что проблемы этих детей — скорее педагогические, а не медицинские, и с такими детьми надо работать не в больнице, а в детских садах и школах. Это шло вразрез с общественной моралью.

 

Но это было только начало. методика монтессори

Мария Монтессори глубоко изучает педагогику, антропологию, психологию. В институте экспериментальной психологии при Римском университете она начинает вести свои научные исследования, сконцентрировав свое внимание на природных факторах и окружающей ребенка среде и на том, как они влияют на развитие умственных способностей детей. В это время у нее формируются основы ее будущей педагогической системы.

 

 

В 1900 году Лига женщин Италии открыла в Риме ортофреническую школу. Возглавила ее Мария Монтессори. Здесь она впервые попыталась создать для детей с ограниченными возможностями специальную развивающую среду. Уже спустя три месяца после открытия Школы комиссия, которая пожаловала с проверкой, признала результаты увиденного ошеломляющими.

 

 В 1904 году Мария Монтессори получает кафедру антропологии в Римском университете и проводит антропологические исследования. Она работает с дидактическими материалами Сегена, совершенствует и дополняет их, пробует развивать свою методику обучению письму и чтению. Ее открытие первичности письма, а не чтения у дошкольников стало настоящей сенсацией.

 

6 января 1907 года в Сан-Лоренцо открылся первый «Дом ребенка», работа в котором была построена по принципам Монтессори. Его обитателями становятся 50 ребятишек от 2 до 6 лет из беднейших слоев населения ближайших окраин. С заботой и вниманием Мария Монтессори оборудует среду, заказывает сенсомоторный материал, подбирает мебель. С необычайным терпением и упорством она ведет занятия с детьми, наблюдая за удивительными изменениями, происходящими с ними. Она разрабатывает свои материалы.

 

В 1908 году открывается вторая школа Монтессори, а годом позже Мария Монтессори проводит свой самый первый курс по подготовке Монтессори-учителей. На нем обучалось 100 наставниц. Методика Монтессори начинает свое триумфальное шествие по всему миру. К ней приезжают педагоги из разных стран.метод монтессори

 

Курс лекций, которые читала профессор Монтессори, был опубликован отдельной книгой («Антропологическая педагогика»), а в 1910 году вышла книга «Метод Монтессори», которую сразу же перевели на 20 языков мира.

 

В 1913 году Монтессори проводит в Риме первый международный курс, куда приехали не только итальянские учителя, но и педагоги из европейских стран, а также Австралии, Африки, Индии, Китая, США, Канады. В этом же году состоялась первая поездка М.Монтессори в Америку с циклом лекций, которые вызвали там настоящий бум. Там создается Монтессори-Ассоциация (Montessori Educational Association).

 

В этом же году России выходит книга Монтессори «Дом ребенка. Метод научной педагогики» Вдохновленная поездкой в Италию, Юлия Фаусек открывает в Санкт-Петербурге первый в России монтессори-сад. В 1915 году в США в Сан-Франциско на международной выставке Мария Монтессори с блеском демонстрирует свою методику американцам в специально организованном классе за стеклом, который создали по ее проекту выставочном павильоне.

 

Монтессори-движение растет и развивается по всему миру.


В 1929 году вместе со своим сыном Марио она организует Международную Монтессори Ассоциацию (AMI- Association Montessori-International), создает специальный колледж и школу. На открытии колледжа М.Монтессори сказала, что ее не интересует политика, а главным для нее является создание условий для свободного развития и воспитания детей.

 

Однако политика вскоре сама стала влиять на свободные школы Монтессори.

 

В России, в угоду идеям поголовного коллективизма, сады Монтессори были запрещены и закрыты. В Испании они также были запрещены, а в фашистской Германии и Италии они были разгромлены воинствующими национал-социалистами.

 

Спасаясь от преследований, Мария Монтессори уезжает сначала в Испанию, затем в Голландию, а в 1936 году – в Индию, где вынужденно проведет с сыном семь долгих лет. Им, как представителям Италии – страны, которая во второй мировой войне поддерживала фашистский режим Гитлера, запретили покидать Индию до конца войны. М.Монтессори, отметив свое семидесятилетие, продолжает активную педагогическую деятельность.

 

В Европу Мария Монтессори вернулась в возрасте 76 лет, сразу после войны. В начале 50-х она пишет свои главные труды, много выступает, ведет учебные курсы.  Последние годы М.Монтессори провела с сыном в Голландии, стране, которую она очень любила. В 1950 году ей было присвоено звание профессора Амстердамского университета. Ее дважды выдвигали на Нобелевскую премию. В 1951 году состоялся 9-й международный Монтессори-конгресс в Лондоне. Свой последний учебный курс 81-летняя Мария Монтессори провела в австрийском городе Инсбрук. 

 

6 мая 1952 года ее не стало. Она умерла в голландском городе Нордвийк, близ Амстердама, и похоронена там же на маленьком католическом кладбище. После ее смерти АMI возглавляли сын Марио, внук Марио, а затем внучка Ренильде Монтессори. В настоящее время Международную Монтессори-Ассоциацию возглавляет Андре Роберфройд (Andre Roberfroid).

 

 

Заповеди Марии Монтессори

 заповеди монтессори

  1. Никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится (в какой-либо форме)

  2. Никогда не говори плохо о ребенке, ни при нем, ни без него.

  3. Концентрируйся на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге  плохому будет оставаться все меньше и меньше места.

  4. Будь активен в подготовке среды. Проявляй постоянную педантичную заботу о ней. Помогай ребенку устанавливать конструктивное взаимодействие с ней. Показывай место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним.

  5. Будь готов откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в тебе, всегда прислушивайся и отвечай ребенку, который обращается к тебе.

  6. Уважай ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее, но немедленно твердо останавливай любое некорректное использование материала и любое действие, угрожающее безопасности самого ребенка или других детей, его развитию.

  7. Уважай ребенка отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он делал или собирается делать. Никогда не зови его и не принуждай к другим активным действиям.

  8. Помогай тем, кто ищет работу и не может выбрать ее.

  9. Будь неустанным, повторяя ребенку презентации, от которых он ранее отказывался, помогая ребенку осваивать ранее неосвоенное, преодолевать несовершенство. Делай это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью. Сделай свою готовность помочь очевидной для ребенка, который находится в поиске, и незаметной для того ребенка, который уже все нашел.

  10. Всегда в обращении с ребенком используй лучшие манеры и предлагай ему лучшее в тебе и лучшее из того, что  есть в твоем распоряжении.

10 фактов о Марии Монтессори:

1. До введения в Италии евро портрет М. Монтессори украшал национальную денежную купюру в 1000 лир.
2. В Финляндии, Нидерландах, Тайланде и США детские Монтессори-сады и школы входят в состав основного государственного реестра официальных учебных заведений.

3. Мария Монтессори, которая являлась автором 25 книг о воспитании ребенка, популярность которых не уступала популярным изданиям доктора Спока, в юности ативно сопротивлялась намерениям своих родителей сделать из нее учительницу.

4. В США окончание школы Монтессори является важным позитивным фактором при приеме на работу.

5. Русский художник Кузьма Петров-Водкин, однажды присутствовал на занятиях Монтессори. Он заметил, что у детей, занимающихся по ее методике «будут широко открыты и глаза и уши, и всё тело, и весь ум для восприятия внешнего мира».

6. В 1913 году, посетив Штаты, Мария Монтессори очаровала своей новой системой всех прогрессивных американцев: от изобретателей Томаса Эдисона и Александра Грэма Белла до дочери действующего президента Вильсона.

7. Именно Монтессори-школа занесена в Книгу Гиннеса, получив звание самой многочисленной. Эта школа находится в Индии, там учится более 22 000 детей.

8. Мария Монтессори трижды (в 1949, 1950 и 1951 годах) была выдвинута на Нобелевскую премию мира.

9. По системе Монтессори учились Франсуа Миттеран, создатели поисковой системы Google Ларри Пейдж и Сергей Брин, принцы Уильям и Гарри, основатель amazon.com Джефф Безос, Анна Франк, основатель Википедии Джимми Уэлс, Джулия Чайлд и многие другие известные люди.

10. Монтессори-педагогами были Татьяна Сухотина-Толстая (любимая дочь Льва Толстого) и принцесса Диана.

Лента Времени Марии Монтессори

Комментарии
На эту публикацию было отставленно 3 комментария:
Елена Ответить 10 апреля 2014 в 14:00  |   0
Из статьи я немного не поняла: методика Марии Монтессори - для детей с ограниченными возможностями?
Светлана Ответить 10 июля 2014 в 22:33  |   0
Вы считаете принц Уильям и Гарри с ограниченными возможностями?
Матвеева М.А. Ответить 18 января 2015 в 20:21  |   0
Очень интересная и познавательная статья,мне очень понравилось жизнеописание Марии Монтессори,я узнала много нового для себя.Большое спасибо за публикацию!